Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Регуляторный ландшафт ESG – что нужно знать инвестору » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Регуляторный ландшафт ESG – что нужно знать инвестору

19 июня 2023 Институт "Центр развития" ВШЭ Аким Михаил
Несмотря на достигнутый прогресс в создании и внедрении значимого и эффективного раскрытия информации по ESG во всем мире, сохраняется обеспокоенность по поводу несопоставимого характера конкурирующих и сложных механизмов отчетности по ESG, которые существуют сегодня. В настоящее время в мире насчитывается более 600 рейтинговых агентств ESG. Однако методы оценки рейтинговых агентств ESG не согласованы, в результате чего используются разные показатели, методы и базовые данные. WEF попытался в 2020 году взять на себя роль глобального координатора данной проблемы, предложив набор из 21 основных и 34 расширенных показателей, опубликованный в отчете Всемирного экономического форума «Измерение капитализма заинтересованных сторон: на пути к общим показателям и последовательной отчетности о создании устойчивой ценности». А в июне 2023 Европейская комиссия обнародовала ряд мер по регулированию поставщиков рейтингов ESG и введение нового набора критериев устойчивой экономической деятельности в рамках Таксономии ЕС. Предполагается, что Европейский Союз, Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) и Фонд международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) должны согласовать свои показатели, чтобы компании могли внедрять эффективную единообразную отчетность ESG во всем мире.

Европейский Парламент вводит новые правила

Новации требуют от компаний определять и устранять влияние не только своей деятельности, но и производственно-сбытовых цепочек на права человека, окружающую среду и изменение климата. Одним из наиболее значительных изменений, принятых в позиции Парламента ЕС, является требование к компаниям по реализации планов по сокращению влияния на изменение климата, согласованных с целями Парижского соглашения, не только по Охвату 1 и 2 (собственной деятельности и потребляемой энергии) но и Охвату 3, т.е. всей цепочке поставок.

Поскольку данные требования охватывают всю цепочку поставок, то это не может не повлиять на торговых партнеров ЕС, к числу которых относятся так или иначе страны БРИКС, развивающиеся страны, страны, не имеющие прямых торговых транзакций с ЕС.

Новые правила дополняют позицию ЕС по «директиве о должной осмотрительности в области корпоративной устойчивости (CSDDD)», выпущенной в феврале 2022 года. Предложенная Комиссией ЕС директива потребует от компаний интегрировать принципы соответствия «Охвата 3» (Scope 3), в том числе внедрять комплексную проверку цепочек в корпоративную политику, выявлять фактические или потенциальные неблагоприятные воздействия на права человека и окружающую среду, предотвращать или смягчать потенциальные воздействия и прекращать или минимизировать фактические воздействия, и будет применяться к операциям компании, дочерним компаниям и производственно-сбытовым цепочкам.

Первоначально новые правила должны применяться к компаниям со штатом сотрудников более 500 человек и доходом более 150 млн евро, однако затем эти требования распространятся на компании со штатом сотрудников более 250 человек и доходом 40 млн евро. При этом компании, расположенные за пределами ЕС, но получающие в ЕС доходы выше пороговых значений, также должны будут соблюдать правила. Таким образом, например, многие китайские партнеры, ведущие активную торговлю с ЕС, попадают под действие данных правил.

Что должны знать российские компании?

Что может быть особенно важно для ряда российских компаний, законодательство также направлено на запрет экологической отчетности, основанной исключительно на схемах компенсации выбросов углерода. Таким образом, данное требование должно стимулировать развитие и внедрение «зеленых» энергоэффективных технологий, декарбонизацию действующих производств.

В США, Федеральная торговая комиссия ужесточает положения «Зеленых руководств» для преследования нарушений за гринвошинг, совершаемых компаниями, которые пытаются представить себя «ESG-дружественными». Одновременно, Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) активизирует расследования и правоприменительные меры, связанные с нарушениями принципов ESG. Это добавляет значительные риски для компаний и инвестиционных фирм, пытающихся продвигать себя среди партнеров, потребителей и инвесторов как дружественных и соответствующих требованиям ESG.

Какова позиция Китая

Китай не принял специальный закон, регулирующий гринвошинг, но интегрировал ряд нормативов в соответствующее законодательство о финансовой деятельности, рекламе, защите прав потребителей, товарных знаках и борьбе с недобросовестной конкуренцией. В 2021 году Народный банк Китая выпустил Руководство по раскрытию экологической информации для финансовых учреждений, включающей отчеты об оценке «зеленых» инвестиций управляющими фондами. А в феврале 2022 года Народный банк Китая совместно с другими ведомствами выпустили «14-й пятилетний план развития финансовой стандартизации», в котором основное внимание уделяется необходимости улучшения системы экологических финансовых стандартов. В финансовом секторе за «гринвошинг» преследуются компании, которые получают «зеленое» финансирование под видом разработки «зеленых» проектов, но на самом деле занимаются «незелеными» или даже высокоуглеродными проектами с высоким уровнем загрязнения. Под огонь критики и в СМИ попадают ведущие компании, даже такие как PetroChina, известные иностранные компании. Руководство, в частности, требует от финансовых учреждений управления контролем рисков «зеленых» проектов, в соответствии с национальными и местными экологическими стандартами. В дополнение к общенациональному законодательству некоторые регионы, как правило, с более высоким уровнем экономического развития, играют ведущую роль в принятии всеобъемлющего законодательства об охране окружающей среды.

Несмотря на то, что существует множество способов оценки соблюдения принципов ESG, с учетом значительных различий в методологии, используемой различными рейтинговыми агентствами (о чем говорилось выше), базовая единая программа соответствия абсолютно важна для всех игроков для минимизации рисков обвинений в гринвошинге. Предполагается, что эти проверки соответствия не должны быть одноразовыми программами и кампаниями, связанными с отдельными проектами и продуктами; скорее, они должны быть непрерывными и постоянными, учитывающими мировые практики, чтобы гарантировать, что с постоянно развивающейся корпоративной юридической практикой, сфокусированным интересом регуляторов к ESG, избежать возможных преследований за нарушение ужесточающегося законодательства о гринвошинге. Однако, существуют опасения, что по мере того, как отчетность станет обязательной, прозрачность может снизиться, потому что компании не захотят раскрывать больше, чем необходимо. По мере того, как обязательная отчетность по ESG становится все более распространенной, необходимо, чтобы корпорации понимали всю ценность прозрачности в отношении устойчивого развития в целом и вопросов ESG оценки, в частности.

Инвесторы, работающие с активами стран БРИКС

С учетом того, что большинство крупных компаний стран БРИКС имеют какие-либо торговые взаимодействия с данными рынками, а акции многих из них торгуются на биржах данных регионов, эти тенденции, безусловно, требуют пристального внимания и исследования. Соответственно, данные условия прямо или косвенно связаны с необходимостью создания и совершенствования технологий по всей цепочке создания стоимости.

http://www.hse.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу