11-й пакет санкций. Что опасно для России? » Элитный трейдер
Элитный трейдер

11-й пакет санкций. Что опасно для России?

27 июня 2023 ИХ "Финам" Никитин Дмитрий
Евросоюз после долгих согласований принял 11-й пакет антироссийских санкций, который уже опубликован в официальном журнале и вступил в силу. На этот раз меры нацелены в первую очередь на борьбу с обходом уже «накопленных» ограничений. Документ включает, в частности, запрет поставок новых типов продукции, логистические ограничения, меры по контролю соблюдения «потолка» цен на нефть и запрет поставок по нефтепроводу «Дружба». Российский рынок не особенно впечатлился усилиями ЕС – он был в некотором минусе с утра и на фоне принятия пакета практически не изменил динамику. К 16:50 мск индес МосБиржи опускается на 1%, до 2787,71 пункта, РТС – на 1,62%, до 1039,09 пункта.

Finam.ru подготовил обзор мнений экспертов, оценивших, какие нововведения 11-го пакета могут оказаться для России болезненными, а какие пройдут «мимо цели».

ЕС закручивает «санкционные гайки»
Как отмечает руководитель отдела макроэкономического анализа «Финама» Ольга Беленькая, 11-й пакет санкций ЕС обсуждался несколько месяцев в связи с трудностями выработки согласованной позиции всеми странами блока. В итоге получился новый пакет рестрикций, в основном дополняющий уже действующие.

В свою очередь, Георгий Ващенко, заместитель директора аналитического департамента Freedom Finance Global , подчеркнул, что товары, которые запретили поставлять, и так по факту официально не поставляются больше года, шли по параллельному импорту либо заменены на аналоги из других стран. Основная борьба, видимо, будет нацелена на посредников.

«Реакция рынка не хуже, чем на новость о предыдущих санкциях. Не отмечается негативной динамики акций компаний, связанных с этим событием», - добавил он.

По мнению Беленькой, наиболее серьезным изменением можно считать то, что ЕС будет укреплять кооперацию и конструктивный диалог с третьими странами в целях противодействия обходу санкций, и если это не поможет, вторичные санкции будут вначале обращены на отдельные компании из третьих стран, нарушающие запреты.

В случае, если, несмотря на индивидуальные санкции и дальнейшие обращения ЕС, обход будет носить существенный и системный характер, у ЕС будет возможность принять исключительные, крайние меры. В этом случае совет ЕС может единогласно принять решение об ограничении продажи, поставки, передачи или экспорта товаров и технологий, экспорт которых в Россию уже запрещен (в основном речь идет о товарах и технологиях военного назначения), третьим странам, юрисдикция которых, как доказано, находится на постоянном и высоком уровне использования для обхода.

«Таким образом, запрет экспорта европейской продукции в третьи страны пока рассматривается как чрезвычайная мера, которая может быть применена в случае систематического содействия компаниями этих стран обходу антироссийских санкций и отсутствия реакции со стороны правительств этих стран на запросы ЕС. Однако потенциально это серьезная угроза, которая может заставить страны, активно торгующие с Россией (ЕАЭС, Турция, Китай, ОАЭ) ужесточить мониторинг товаров, поставляемых в Россию с целью убедиться в отсутствии нарушений санкционных ограничений. Но поскольку эта мера рассматривается ЕС как исключительная, резкого сокращения объемов российского импорта из третьих стран пока, вероятно, ждать не стоит», - оценила Беленькая.

Эффективность под вопросом
Из прочих мер, которые могут оказать ограниченное негативное влияние на российскую экономику, Беленькая выделяет, в частности, расширение номенклатуры запрещенной продукции и дальнейшее ограничение логистики между Россией и ЕС (запрет въезда в ЕС российских прицепов и полуприцепов, запрет транзита через территорию России большего количества товаров и технологий, которые могли бы оказать содействие военно-технологическому развитию сектора обороны и безопасности, расширение номенклатуры запрещенной продукции). С учетом того факта, что предыдущими пакетами санкций логистика между Россией и ЕС уже сведена к минимуму, можно предположить, что дополнительный эффект от новых санкций будет не столь ощутим, полагает Беленькая.

Олег Чередниченко, доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г. В. Плеханова, отмечает относительно запрета на въезд автоприцепов из России, что если раньше «облегченная» версия этого ограничения предполагала возможность «обхода» через замену российского тягача на соответствующий из страны получателя груза, то теперь уже придется полностью перегружать товар из одного прицепа в другой. «А значит, «обременять» груз дополнительными издержками, которые будут перераспределяться между отправителем и получателем товара. Пострадают в этом случае, помимо российских поставщиков, и рядовой европейский потребитель, и экономика ЕС, в целом», - прокомментировал Finam.ru эксперт.

Вводится запрет на доступ в европейские порты танкеров, которые осуществляют перевалку российской нефти ship-to-ship (с судна на судно), подозреваемых в нарушении запрета импорта нефти или нефтепродуктов или их перевозке с нарушением условия price cap, а также суда, подозреваемые в намеренном отключении или выводе из строя навигационной системы. «Пока этот запрет представляется не особо актуальным с учетом того, что официальная цена российской экспортной нефти Urals с начала года находится ниже потолка $60 за баррель, к тому же есть вопросы к применению этих мер. Как считается, в наибольшей мере эта мера может затронуть греческие судоходные компании», - отметила Ольга Беленькая.

К усилению отраслевых санкций относится и запрет на импорт ЕС продукции из стали из любой страны, если для их производства использовался российский металл. Компании, поставляющие металл в страны ЕС, должны будут доказать, что использованные исходные материалы для переработки в третьей стране не были поставлены из России. По словам Беленькой, теоретически, это может ухудшить условия для российских экспортеров черной металлургии, продукция которых перерабатывается в третьих странах и затем поставляется в ЕС, но пока нет достаточного понимания, как этот механизм будет работать и какая доля экспортной продукции российских металлургов может попасть под эти ограничения.

Независимый эксперт в сфере промышленности и энергетики Леонид Хазанов, между тем, полагает, что металлургическим компаниям в сложившейся ситуации придется либо сокращать добычу руды, либо снижать цены. «Данная норма представляет собой попытку властей Европейского Союза заблокировать экспорт из нашей страны железорудного сырья, который могут вести "Металлоинвест" и "Северсталь": добыча ими железной руды превышает объемы ее потребления на их собственных металлургических предприятиях», - подчеркнул Хазанов, слова которого привело «РИА Новости».

По его мнению, допустимы два сценария развития событий: «В первом из них "Северсталь" и "Металлоинвест" сократят добычу железной руды ровно на те объемы, на которые у них упадет ее экспорт после введение в действие 11-го санкционного пакета, во втором – им придется снижать цены для сохранения стабильности поставок – такого могут потребовать зарубежные покупатели российского железорудного сырья под предлогом его «внешнеполитической токсичности».

Отметим, что рынок, судя по всему, не верит в опасность санкций для «Северстали» - ее акции сегодня в лидерах роста и повышаются на 2,23%.

11-й пакет санкций. Что опасно для России?


Предусмотрены также вторичные санкции против 87 юридических лиц, «поддерживающих военно-промышленный комплекс России» в конфликте с Украиной, в том числе 4 иранских компаний, а также организациях из Китая, Узбекистана, ОАЭ, Сирии и Армении. С учетом нового предупреждения ЕС это может привлечь внимание правительств этих стран к контролю за экспортом продукции их компаниями в Россию, отметила Беленькая.

Напрасный труд
Кроме того, эксперт «Финама» выделяет в 11-м пакете меры, которые сейчас выглядят малоэффективными с точки зрения усиления системного санкционного давления. В частности, это запрет возможности импортировать российскую нефть по северной ветке нефтепровода «Дружба» в Германию и Польшу. Фактически поставки российской нефти в Германию и Польшу уже не осуществляются в связи с отказом этих стран. Однако нефть, происходящая из Казахстана или другой третьей страны, сможет продолжать транзит через Россию и импортироваться в ЕС по нефтепроводу «Дружба». При этом ЕС смягчил часть ранее введенных запретов, чтобы обеспечить обслуживание трубопровода КТК (Каспийский трубопроводный консорциум), по которому казахстанская нефть транспортируется в ЕС через Россию. «В краткосрочном плане это ничего не меняет, в долгосрочном – закрепляет фактически произошедшую потерю Россией трубопроводного экспорта нефти в Германию и Польшу, с замещением ее в пользу экспорта нефти из Казахстана», - подчеркнула Беленькая.

Олег Чередниченко полагает, что ограничения против южной ветки нефтепровода «Дружба» - это удар по стабильности экономик стран-получателей продукта и, прежде всего, Чехии, Словакии и Венгрии, которым придется искать альтернативу «выпадающих» поставок. «И это замещение, помимо сбоя в стабильной схеме функционирования экономик указанных стран в течение последних 50-ти лет, очевидно, будет предполагать более высокие цены поставок «черного золота» он новых поставщиков, что в еще большей степени наложит дополнительное инфляционное давление на европейскую экономику. Российские же поставщики продукта просто переориентируются (а частично – уже переориентировались) на новые, преимущественно, азиатские рынки», - подчеркнул Чередниченко.

Еще одна мера - расширение запрета поставок в Россию люксовых автомобилей за счет всех новых и подержанных автомобилей с ДВС свыше 1,9 тыс. куб. см, а также электрокаров, гибридов и некоторых видов автокомпонентов. Как отмечает Беленькая, официальный экспорт европейских машин в Россию и так практически прекратился с началом военных действий России на Украине, эти решения были приняты на уровне европейских компаний, а затем частично расширены предыдущими пакетами санкций. Это стало серьезной проблемой для российских потребителей в прошлом году, сейчас опустевшая ниша замещается продукцией китайского и российского автопрома, и частично западными автомобилями, поставляемыми по параллельному импорту.

Также предполагается продление приостановки действия лицензий на вещание пяти российских СМИ: RT Balkan, Oriental Review, New Eastern Outlook, «Царьград» и «Катехон».

Кроме того, предусмотрены ограничения для более чем 100 физических и юридических лиц. В частности, в список попала группа «Позитив», акции которой в моменте отреагировали значительным снижением, но затем инвесторы, видимо, успокоились и большая часть потерь была отыграна. Ее бумаги опускаются на 0,92%.



«Несмотря на строгость принятых мер, в документе содержится длинный список исключений, которые смягчает практический эффект от их применения. Впрочем, очевидно, что это не последний пакет санкций, который будет принят в отношении России, пока продолжается СВО», - резюмировала Ольга Беленькая.

Олег Чередниченко, в свою очередь, полагает, что новый пакет санкций не привнесет кардинальных изменений в функционирование российской экономики. «Ограничения против физических и юридических лиц, безусловно, вносят определенные сложности в локальные бизнес-процессы попавших под санкции физлиц и компаний, но эти сложности, в краткосрочной перспективе – решаемы (решения имеют свою цену, выраженную в росте издержек), а в долгосрочной перспективе являются сигналом на исключение (или минимизацию) взаимодействия с ЕС и выход на новые рынки. Очевидно, что эта составляющая 11-го пакета «выстрелит» в обе стороны», - подчеркнул он. По его мнению, в целом европейские страны наносят ущерб своим экономикам, «зацепив по касательной» интересы определенной части российского бизнеса, который, в свою очередь, получил очередной сигнал на ускорение переориентации своих бизнес-интересов на Восток.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter