В июне Минфин сократил расходы и накопленный дефицит бюджета » Элитный трейдер
Элитный трейдер


В июне Минфин сократил расходы и накопленный дефицит бюджета

8 июля 2023 ИХ "Финам" Беленькая Ольга
По предварительным данным Минфина, объем доходов федерального бюджета в 1П23 составил 12 381 млрд рублей (-11,7% г/г), объем расходов составил 14 976 млрд рублей (+19,5% г/г), дефицит бюджета за сократился до 2,6 трлн руб с майского уровня 3,4 трлн руб. Напомним, годовой плановый дефицит составляет 2,9 трлн руб. По оценкам на основе данных Минфина, в июне бюджет был сведен с профицитом 816 млрд руб. Улучшению динамики бюджетного дефицита в июне способствовало ускорение роста ненефтегазовых доходов и сокращение расходов (по нашим оценкам, в июне расходы составили 1,7 трлн руб., минимальное месячное значение с начала этого года и -16% г/г).

Отставание доходной части бюджета от базы соответствующего периода прошлого года постепенно сокращается (-11,7% г/г), в июне доходы выросли почти на 30%.

Нефтегазовые доходы в 1П23 все еще на 47% ниже, чем в 1П22. Как следует из данных Минфина, в 1П23 отставание нефтегазовых доходов по сравнению с базовым уровнем, рассчитанным из 8 трлн руб в год, составило 554 млрд руб. (недостающие доходы компенсируются за счет продажи юаней и золота из ФНБ). В июне отставание НГД от прошлогодних значений сократилось до 26% г/г (май: -35,6% г/г). Несмотря на сокращение дисконта цены российской экспортной нефти Urals к цене Brent и на ослабление курса рубля, Минфин в июне недобрал 135,2 млрд руб по сравнению с расчетным базовым уровнем и 30,6 млрд руб по сравнению с собственными ожиданиями. Минфин надеется, что «уточнение механизма определения налоговой базы «нефтяных» налогов и сокращение соответствующих ценовых дисконтов будут содействовать дальнейшему восстановлению налоговых поступлений от нефтяного сектора в течение года во втором полугодии. Мы полагаем, что динамика НГД во 2П23, действительно, может несколько улучшиться. Одним из факторов может быть ожидаемое повышение мировых цен на нефть вследствие эффекта от дополнительного сокращения предложения со стороны Саудовской Аравии и РФ, другим – эффект от ослабления курса рубля, третьим – дальнейшая «донастройка» налогового регулирования. Судя по сообщениям СМИ, среди обсуждаемых мер – сокращение вдвое выплат нефтяным компаниям по демпферу и дополнительное увеличение расчетной цены Urals для целей налогообложения. В соответствии с уже введенными ранее изменениями, максимальный дисконт к Brent фиксируется с июля на уровне $25/барр, но в июне он был уже менее $20/барр. (для налогообложения учитывается наибольшее значение цены). Однако риски связаны с сокращающимися объемами добычи и экспорта нефти (на август объявлено сокращение еще на 500 тыс барр/с) и газа, которые могут быть не компенсированы в достаточной мере повышением цен. Пока на динамику нефтяных цен оказывают давления опасения рецессии в США и еврозоне, а также недостаточно активное восстановление экономики Китая.

Между тем, динамика ненефтегазовых доходов складывается достаточно позитивно – за 6М23 рост составил 17,8% г/г, за июнь – около 62% г/г. Это связано с динамикой НДС (6М23 +17% г/г, июнь +19,8% г/г), в то время как поступления по налогу на прибыль постепенно приближаются к прошлогодней динамике (6М23 -4,3% г/г, июнь +86% г/г). В составе ненефтегазовых доходов июня могли быть и дивиденды от Сбера. Минфин отмечает, что динамика поступления крупнейших ненефтегазовых доходов федерального бюджета вышла в устойчивую положительную область, в том числе и к уровню 2021 г, а также делает вывод, что «объем и траектория поступления ненефтегазовых доходов по итогам января-июня 2023 года свидетельствуют о значимом превышении динамики, заложенной при формировании закона о бюджете». Дополнительный вклад в превышение плановых доходов может быть также достигнут за счет windfall tax, от которого Минфин надеется привлечь около 300 млрд руб. В соответствии с бюджетным правилом, Минфин имеет возможность направлять все сверхплановые ненефтегазовые доходы на финансирование расходов (сверх уровней, предусмотренных законом о бюджете.

Рост расходов бюджета продолжает замедляться (за 1П23 +19,5% г/г против +26,5% г/г за 5М23). Расходы бюджета в июне впервые в этом году сократились в годовом выражении – по нашей оценке, на 16% г/г и составили 1,7 трлн руб (минимальное значение с начала года) по сравнению с 2 трлн руб в мае и 3,1 трлн руб в апреле. За полгода расходы составили 52% от утвержденного законом плана (29,06 трлн руб), а объем госзакупок 73% годового плана. Минфин поясняет, что «динамика исполнения расходов федерального бюджета постепенно выходит на нормальный уровень после ускоренного финансирования в январе-феврале отдельных контрактуемых расходов» и по-прежнему уверяет, что объем расходов в соответствии с бюджетным правилом будет ограничен предельным размером утвержденных законом о бюджете ассигнований плюс дополнительными нефтегазовыми доходами, полученными в течение года.

Июньская динамика доходов и расходов складывается несколько лучше ожиданий и показывает, что расходы бюджета, возможно, возвращаются к более стабильной траектории. Однако уверенности в этом пока нет - динамика госрасходов наименее предсказуема в условиях продолжающегося военного конфликта на Украине и вложений в экономику присоединенных регионов. Пока, по нашим оценкам, дефицит бюджета по итогам года все же заметно превысит плановый уровень 2,9 трлн руб и может составить 4-5 трлн руб.

Предварительная оценка исполнения федерального бюджета, млрд руб.

В июне Минфин сократил расходы и накопленный дефицит бюджета

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter