8 июля 2023 ИХ "Финам" Поздеева Екатерина
В прошлом году уход западных брендов кардинально изменил авторынок в России. На смену популярным европейским и американским маркам пришли отечественные и китайские машины. Несмотря на восстанавливающийся спрос, у сектора остаются проблемы: нехватка иностранных комплектующих и малопредсказуемый рост цен.
В ходе онлайн-конференции «Авторынок России - обгоняя санкции» эксперты поделились мнениями о текущей ситуации и перспективах авторынка в 2023 году.
Finam.ru рассказывает, какие машины пользуются популярностью, какие проблемы остаются на рынке, и что будет с ценами на авто в 2023 году.
Продажи новых легковушек выросли в 2,5 раза, популярность авто с пробегом растет
Хорошая новость заключается в том, что российский авторынок активно восстанавливается. Так, по данным «Автостата», в июне 2023-го в России было продано 82 407 новых легковых машин, что в 2,5 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Самыми популярными марками стали отечественная LADA, на которую пришлось 30% от всех продаж, и пять «китайцев» - Chery, Haval, Geely, Changan и OMODA. Всего за первое полугодие 2023-го в России было продано 401 566 новых авто, что на 14% больше, чем за 6 месяцев 2022 года.
Азат Тимерханов, руководитель пресс-службы аналитического агентства «Автостат», приводит статистику компании, согласно которой за 5 месяцев 2023 года россияне купили 2,25 млн легковых автомобилей с пробегом. Это на 24% больше, чем за тот же период прошлого года. При этом на подержанные иномарки пришлось 76,6% от всех продаж. Это на 30%, чем в прошлом году.
Александр Потапов, эксперт «Открытие Авто», отмечает, что рынок авто с пробегом традиционно в разы выше рынка новых автомобилей. По его словам, из-за высоких цен и ограниченного предложения на рынке новых автомобилей россияне продолжают обращать внимание на вторичный рынок с приемлемыми ценами и привычными марками авто. По мнению Потапова, в 2023 году рынок новых автомобилей продолжит восстанавливаться, при этом вторичный рынок все также останется источником наиболее доступных машин и более широкого выбора.
Популярностью у россиян пользуются и кредиты на покупку автомобилей.
Азат Тимерханов обращает внимание, что выдача автокредитов в России растет, причем как в штуках, так и в деньгах. Во многом это связано с низкой сравнительной базой прошлого периода. С марта 2022 года объемы автокредитования упали практически до минимума, но потом начали постепенно восстанавливаться. «Поэтому сейчас мы наблюдаем взрывной рост выдачи кредитов (в 2 - 3 раза) как по новым автомобилям, так и по подержанным», - резюмирует эксперт.
Александр Потапов подчеркивает, что за первое полугодие выдачи автокредитов в России достигли 600 млрд рублей, на 13% превысив результат аналогичного периода рекордного 2021 года. Июнь также отмечен историческим показателем: на покупку транспортных средств россияне получили около 125 млрд рублей. При этом две трети кредитных продаж приходится на поддержанные авто.
Анна Уткина, директор по коммуникациям ГК «Автодом» и ГК «АвтоСпецЦентр», отмечает, что средняя процентная ставка по автокредитам составляет 16%. За последний год она несколько раз уменьшалась и увеличивалась, доходила до 25%. Кредиты выдаются от 12 до 96 месяцев. Чаще всего покупатели берут кредит на 48-84 месяцев. По словам Уткиной, рост числа автокредитов говорит о невозможности для россиянина купить авто с пробегом без кредита. При этом выдаются такие займы намного проще, чем потребительские, потому что банку нужно оставить в залог приобретаемый автомобиль.
Параллельный импорт не справляется
По данным «Автостата», за первое полугодие 2023 года в Россию импортировали 227,2 тыс. новых и 220,1 тыс. авто с пробегом. Это в 3,2 и 2,9 раза соответственно больше, чем за аналогичным период прошлого года. Однако проблему нехватки европейских и американских иномарок на рынке увеличение ввоза в страну машин не решило.
Азат Тимерханов отмечает, что параллельный импорт не может возместить объемы поставок ушедших брендов, поэтому естественно, что их запасы практически иссякли. На этом фоне, по данным эксперта, за последние полгода резко подорожали автомобили американских и европейских марок (в среднем +115% и +38% соответственно). А вот, «китайцы», которые сегодня фактически выступают альтернативой ушедшим иномаркам, за это время прибавили в цене лишь 4%.
Анна Уткина обращает внимание, что авто, поставленных официальными импортерами, нет у брендов BMW, Audi, Jaguar, Land Rover. Однако в наличии новые модели этих брендов, поставленные по параллельному импорту. Например, в июне в дилерских центрах появился в наличии новый гибридный авто BMW XM и обновленный BMW X5. В ближайшее время ожидается BMW X6. Достаточно авто бренда Mercedes-Benz.
По словам Уткиной, в наличии остатки автомобилей Kia, которые были официально поставлены импортерами в начале 2022 года, до осложнения общей геополитической ситуации. В прошлом месяце была продана последняя модель Skoda Superb. Автомобилей марок Nissan, Hyundai, Volkswagen, Skoda в наличии нет. Эти авто полностью заместили китайские бренды OMODA, Tank, Changan, KAIYI и другие.
Игорь Шагапов, ведущий канала «Советы автоподборщика», автомобильный эксперт сервиса «Автокод», подчеркивает, что по схеме параллельного импорта, в основном, ввозят авто с конечной стоимостью свыше 2,5-3 млн рублей, так как таможенные пошлины высоки. А основной спрос в стране как раз на автомобили более бюджетного Б класса.
Анна Уткина считает, что главной проблемой российского авторынка остается наполнение бюджетными автомобилями. По ее мнению, этот вопрос решить сложно, поскольку цены растут, по параллельному импорту поступают в основном автомобили премиум-сегмента, предложение по свежим авто с пробегом сокращается.
Азат Тимерханов согласен, что именно нехватка бюджетных автомобилей отрицательно сказывается на рынке. По его словам, такие машины есть, но их выбор весьма ограничен. До 1 млн рублей - это "Гранта", до 1,5 млн рублей - "Веста" и "Нива". Пока нет адекватной замены ушедшим "корейцам" и "европейцам".
Игорь Шагапов считает основной проблемой рынка нехватку комплектующих. По мнению эксперта, как только мы наладим их импорт или собственное производство, решим основные проблемы авторынка, в том числе, касающиеся производства бюджетных автомобилей.
Что будет с ценами на авто?
Азат Тимерханов приводит прогнозы агентства "Автостат", по которым в 2023 году в России будет продано 800 - 900 тыс. новых легковых автомобилей. Таким образом, по сравнению с 2022 годом авторынок вырастет примерно на 30 - 45%.
Анна Уткина ожидает, что при сохранении текущей динамики и рыночных тенденций объем продаж новых автомобилей в 2023 году составит в 900 тыс. - 1 млн авто.
Александр Потапов считает наиболее вероятным сценарием продажи в 900 тыс. новых автомобилей в 2023 году.
Что касается роста цен, то к единому мнению эксперты не пришли, отмечая, что в нынешних условиях сложно давать прогнозы по ценам, поскольку они могут меняться практически каждый день.
Анна Буйлакова, аналитик ФГ «Финам», ожидает продолжения роста автомобильных цен, в частности за счет девальвации рубля. По ее словам, определенное давление на средние цены продаж окажут сокращение запасов и продаж иномарок, рост продаж российских авто и более бюджетных азиатских автомобилей по сравнению с западным направлением.
Игорь Шагапов также считает, что цены на авто безусловно продолжат расти. Все будет зависеть от покупательской способности внутри страны и количества предложений.
Александр Потапов отмечает, что автомобили в России сегодня стоят значительно дороже, чем в других странах, из-за дефицита предложения и высокой стоимостью доставки. По его мнению, из-за роста курсов валют цены продолжат ежемесячный рост как на первичном, так и на вторичном рынке.
Азат Тимерханов обращает внимание, что средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России составляет 2,65 млн рублей - на 11% больше, чем год назад. По подержанным машинам этот показатель меньше - 0,98 млн рублей, но он тоже вырос на 11%.
В ходе онлайн-конференции «Авторынок России - обгоняя санкции» эксперты поделились мнениями о текущей ситуации и перспективах авторынка в 2023 году.
Finam.ru рассказывает, какие машины пользуются популярностью, какие проблемы остаются на рынке, и что будет с ценами на авто в 2023 году.
Продажи новых легковушек выросли в 2,5 раза, популярность авто с пробегом растет
Хорошая новость заключается в том, что российский авторынок активно восстанавливается. Так, по данным «Автостата», в июне 2023-го в России было продано 82 407 новых легковых машин, что в 2,5 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Самыми популярными марками стали отечественная LADA, на которую пришлось 30% от всех продаж, и пять «китайцев» - Chery, Haval, Geely, Changan и OMODA. Всего за первое полугодие 2023-го в России было продано 401 566 новых авто, что на 14% больше, чем за 6 месяцев 2022 года.
Азат Тимерханов, руководитель пресс-службы аналитического агентства «Автостат», приводит статистику компании, согласно которой за 5 месяцев 2023 года россияне купили 2,25 млн легковых автомобилей с пробегом. Это на 24% больше, чем за тот же период прошлого года. При этом на подержанные иномарки пришлось 76,6% от всех продаж. Это на 30%, чем в прошлом году.
Александр Потапов, эксперт «Открытие Авто», отмечает, что рынок авто с пробегом традиционно в разы выше рынка новых автомобилей. По его словам, из-за высоких цен и ограниченного предложения на рынке новых автомобилей россияне продолжают обращать внимание на вторичный рынок с приемлемыми ценами и привычными марками авто. По мнению Потапова, в 2023 году рынок новых автомобилей продолжит восстанавливаться, при этом вторичный рынок все также останется источником наиболее доступных машин и более широкого выбора.
Популярностью у россиян пользуются и кредиты на покупку автомобилей.
Азат Тимерханов обращает внимание, что выдача автокредитов в России растет, причем как в штуках, так и в деньгах. Во многом это связано с низкой сравнительной базой прошлого периода. С марта 2022 года объемы автокредитования упали практически до минимума, но потом начали постепенно восстанавливаться. «Поэтому сейчас мы наблюдаем взрывной рост выдачи кредитов (в 2 - 3 раза) как по новым автомобилям, так и по подержанным», - резюмирует эксперт.
Александр Потапов подчеркивает, что за первое полугодие выдачи автокредитов в России достигли 600 млрд рублей, на 13% превысив результат аналогичного периода рекордного 2021 года. Июнь также отмечен историческим показателем: на покупку транспортных средств россияне получили около 125 млрд рублей. При этом две трети кредитных продаж приходится на поддержанные авто.
Анна Уткина, директор по коммуникациям ГК «Автодом» и ГК «АвтоСпецЦентр», отмечает, что средняя процентная ставка по автокредитам составляет 16%. За последний год она несколько раз уменьшалась и увеличивалась, доходила до 25%. Кредиты выдаются от 12 до 96 месяцев. Чаще всего покупатели берут кредит на 48-84 месяцев. По словам Уткиной, рост числа автокредитов говорит о невозможности для россиянина купить авто с пробегом без кредита. При этом выдаются такие займы намного проще, чем потребительские, потому что банку нужно оставить в залог приобретаемый автомобиль.
Параллельный импорт не справляется
По данным «Автостата», за первое полугодие 2023 года в Россию импортировали 227,2 тыс. новых и 220,1 тыс. авто с пробегом. Это в 3,2 и 2,9 раза соответственно больше, чем за аналогичным период прошлого года. Однако проблему нехватки европейских и американских иномарок на рынке увеличение ввоза в страну машин не решило.
Азат Тимерханов отмечает, что параллельный импорт не может возместить объемы поставок ушедших брендов, поэтому естественно, что их запасы практически иссякли. На этом фоне, по данным эксперта, за последние полгода резко подорожали автомобили американских и европейских марок (в среднем +115% и +38% соответственно). А вот, «китайцы», которые сегодня фактически выступают альтернативой ушедшим иномаркам, за это время прибавили в цене лишь 4%.
Анна Уткина обращает внимание, что авто, поставленных официальными импортерами, нет у брендов BMW, Audi, Jaguar, Land Rover. Однако в наличии новые модели этих брендов, поставленные по параллельному импорту. Например, в июне в дилерских центрах появился в наличии новый гибридный авто BMW XM и обновленный BMW X5. В ближайшее время ожидается BMW X6. Достаточно авто бренда Mercedes-Benz.
По словам Уткиной, в наличии остатки автомобилей Kia, которые были официально поставлены импортерами в начале 2022 года, до осложнения общей геополитической ситуации. В прошлом месяце была продана последняя модель Skoda Superb. Автомобилей марок Nissan, Hyundai, Volkswagen, Skoda в наличии нет. Эти авто полностью заместили китайские бренды OMODA, Tank, Changan, KAIYI и другие.
Игорь Шагапов, ведущий канала «Советы автоподборщика», автомобильный эксперт сервиса «Автокод», подчеркивает, что по схеме параллельного импорта, в основном, ввозят авто с конечной стоимостью свыше 2,5-3 млн рублей, так как таможенные пошлины высоки. А основной спрос в стране как раз на автомобили более бюджетного Б класса.
Анна Уткина считает, что главной проблемой российского авторынка остается наполнение бюджетными автомобилями. По ее мнению, этот вопрос решить сложно, поскольку цены растут, по параллельному импорту поступают в основном автомобили премиум-сегмента, предложение по свежим авто с пробегом сокращается.
Азат Тимерханов согласен, что именно нехватка бюджетных автомобилей отрицательно сказывается на рынке. По его словам, такие машины есть, но их выбор весьма ограничен. До 1 млн рублей - это "Гранта", до 1,5 млн рублей - "Веста" и "Нива". Пока нет адекватной замены ушедшим "корейцам" и "европейцам".
Игорь Шагапов считает основной проблемой рынка нехватку комплектующих. По мнению эксперта, как только мы наладим их импорт или собственное производство, решим основные проблемы авторынка, в том числе, касающиеся производства бюджетных автомобилей.
Что будет с ценами на авто?
Азат Тимерханов приводит прогнозы агентства "Автостат", по которым в 2023 году в России будет продано 800 - 900 тыс. новых легковых автомобилей. Таким образом, по сравнению с 2022 годом авторынок вырастет примерно на 30 - 45%.
Анна Уткина ожидает, что при сохранении текущей динамики и рыночных тенденций объем продаж новых автомобилей в 2023 году составит в 900 тыс. - 1 млн авто.
Александр Потапов считает наиболее вероятным сценарием продажи в 900 тыс. новых автомобилей в 2023 году.
Что касается роста цен, то к единому мнению эксперты не пришли, отмечая, что в нынешних условиях сложно давать прогнозы по ценам, поскольку они могут меняться практически каждый день.
Анна Буйлакова, аналитик ФГ «Финам», ожидает продолжения роста автомобильных цен, в частности за счет девальвации рубля. По ее словам, определенное давление на средние цены продаж окажут сокращение запасов и продаж иномарок, рост продаж российских авто и более бюджетных азиатских автомобилей по сравнению с западным направлением.
Игорь Шагапов также считает, что цены на авто безусловно продолжат расти. Все будет зависеть от покупательской способности внутри страны и количества предложений.
Александр Потапов отмечает, что автомобили в России сегодня стоят значительно дороже, чем в других странах, из-за дефицита предложения и высокой стоимостью доставки. По его мнению, из-за роста курсов валют цены продолжат ежемесячный рост как на первичном, так и на вторичном рынке.
Азат Тимерханов обращает внимание, что средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России составляет 2,65 млн рублей - на 11% больше, чем год назад. По подержанным машинам этот показатель меньше - 0,98 млн рублей, но он тоже вырос на 11%.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба