10 июля 2023 БКС Экспресс
Nike: мог бы быть «Шестым измерением» и «Сапсаном»
Основанная в 60-е годы как Blue Ribbon Sports, компания изначально была дистрибьютором кроссовок из Азии, первым брендом которой стал Onitsuka Tiger, ныне известный как Asics. Спустя семь лет основатели Фил Найт и Билл Бауэрман решили запустить свое производство, и тогда понадобилось срочно придумать название.
Найт предложил «Шестое измерение» (Dimension Six), и коллеги связали это с его любовью к поп-группе The 5th Dimension. Один из первых сотрудников компании Джефф Холлистер, вдохновленный «животным» названием бренда Puma, выдвинул на обсуждение версию с другим хищником — «Сапсаном». Еще один коллега предложил «Бенгалию». Ни одна из этих версий не была популярна среди работников компании.
Однажды сотрудник RBS Джефф Джонсон читал предложенный на борту самолета журнал об известных торговых марках — таких, как Kleenex и Xerox. «В них было не более двух слогов и по крайней мере одна «экзотическая» буква или звук — Z, X или K», — заметил Джонсон. А после он придумал Nike — название, отсылающее к греческой богине победы Нике.
На это предложение Фил Найт ответил так: «Думаю, на какое-то время мы остановимся на Nike. Мне не нравится ни одно [из названий], но я думаю, что это лучшее из всех вариантов». Спустя несколько часов после звонка Джонсона по поводу Nike название было передано на фабрику, где сразу стало печататься на обувных коробках.
А знаменитый свуш (галочку) придумала и изобразила среди прочих вариантов логотипа Кэролин Дэвидсон, которая на тот момент обучалась графическому дизайну в Портлендском университете. Тогда девушке заплатили $35, но позже она получила опционы на акции компании.
Amazon: от «Безжалостного» к Амазонке
Основатель книжного интернет-магазина Джефф Безос решил назвать его магическим словом Cadabra, отсылающим к абракадабре. Позже от него пришлось отказаться: во-первых, юрист Безоса указал, что связь Cadabra с магией неочевидна, во-вторых, люди иногда слышали созвучное слово cadaver (труп) вместо названия компании.
Следующим было выбрано название Relentless (безжалостный/неумолимый). Безос даже зарегистрировал доменное имя Relentless.com, но оно не стало окончательным, возможно, потому что было слишком пугающим.
Если сегодня ввести в адресной строке Relentless.com, то вы автоматически будете переведены на сайт Amazon.com.
Чтобы выбрать окончательное название для своей компании, Безос открыл раздел словаря на букву «А»: дело в том, что в то время сайты находили при помощи онлайн-каталогов, наименования в которых традиционно были расположены в алфавитном порядке. Позиция в начале такого списка, разумеется, выигрышная, поэтому Джефф знал, что компания будет названа на букву A. Он сделал свой выбор, когда увидел слово «Амазонка»: самая большая в мире река идеально подойдет для того, чтобы дать название самому большому книжному магазину в мире — такие амбиции были у Безоса. Он зашел в офис компании в гараже и объявил о новом названии.
Lada: выиграла в конкурсе и «легко произносилась»
Во второй половине 60-х советский Внешторг стал сотрудничать с итальянским производителем Fiat, чтобы разработать легковые автомобили. В 1970 г. появился первый плод совместной работы — ВАЗ-2101, известный нам как «копейка». И новому автомобилю нужно было дать имя.
Журналом «За рулем» был объявлен конкурс на лучшее название: читатели прислали около 2 тыс. вариантов, таких как «Катюша», «Мадонна», «Руслан», «Сокол», «Мечта» и «Лада». В лидеры выбилась последняя. А затем оказалось, что конкурс был фиктивным: директор завода уже утвердил предложенное конструктором название Жигули, которое было отсылкой к горам в составе Приволжской возвышенности. Один из читателей «За рулем» тогда написал, что считает, что название массового автомобиля «должно быть коротким, легко произносимым и выразительным», а в итоге «в погоне за “географичностью”» был потерян здравый смысл.
Лада, конечно, подходила под критерии читателя. А вот Жигули не резали слух только советскому народу, и вряд ли были бы приняты иностранцами: слово созвучно англоязычному «жиголо», поэтому для экспорта стали использовать победительницу Ладу (Lada), а жигули в итоге остались только на внутреннем рынке. По еще одной версии, иностранцам просто было сложно корректно прочитать и произнести название советского авто.
Кроме того, название «Лада» принято считать неслучайным: оно ассоциируется с ладьей, которую изображали на шильдиках автомобилей Волжского автозавода.
Google: ошибка, которая понравилась
Студенты Стэнфорда Ларри Пейдж и Сергей Брин создали поисковую систему BackRub, которая проверяла обратные ссылки, оценивая важность сайта, и ранжировала их соответствующим образом.
Но к 1997 г. Ларри решил, что можно придумать название и получше. Они с Сергеем вместе со своими стэнфордскими товарищами и коллегами начали мозговой штурм, и Шон Андерсон предложил название «гуголплекс» — число равное 10 в степени гугол. Ларри подхватил идею, но сократил ее до более простого «гугол» (googol) — 10100. Новое название должно было символизировать возможность пользователей удобно и упорядоченно получать большое количество информации.
Андерсон решил проверить, не занято ли доменное имя, и ввел google.com вместо googol.com. Это звучание понравилось Ларри еще больше, и уже скоро домен был зарегистрирован.
По еще одной, менее распространенной версии, название компании появилось после того, как соучредитель Sun Microsystems Энди Бехтольшайм, ставший первым крупным инвестором Google, неверно написал название компании на чеке в $100 тыс. А Пейдж и Брин зарегистрировали Google уже после встречи с бизнесменом, который позже признавался, что инвестировал в компанию, которой даже не существовало.
Первый дудл — открытка на логотипе компании к знаменательному событию, 1998 г.
Kodak: сильная «k» и звук затвора щелчка
Торговая марка Kodak была зарегистрирована еще в 1888 г. Джорджем Истменом, разработавшим машину для массового производства фотопластин и мечтающим популяризировать фотографию. Что интересно, слово, ставшее названием его компании, вообще не имеет этимологии. Возможно, поэтому есть несколько легенд его появления.
Первая гласит: Истмен попросил своих коллег придумать название, которое нельзя было бы перевести ни на один язык.
Согласно второй, Истмен сам придумал короткое и звучное слово, которое люди должны были легко запомнить.
А, согласно третьей, произношение слова «kodak» напоминает звук щелчка затвора камеры.
Но основатель компании развеял все сомнения, когда сказал: «Я сам придумал это название. Буква «k» была моей любимой: она кажется сильной, острой буквой». Истмен объяснил, что пробовал собрать слово из большого количества различных комбинаций букв так, чтобы оно начиналось и заканчивалось на «k». И результатом этого стал Kodak.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
