Инвестиции в добычу нефти и газа сокращены на 100 миллиардов долларов » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Инвестиции в добычу нефти и газа сокращены на 100 миллиардов долларов

Очередной доклад МЭА является своеобразной формой PR-поддержки борьбы стран-потребителей газа за доминирование на газовых рынках
10 ноября 2009 slon.ru
Очередной доклад МЭА является своеобразной формой PR-поддержки борьбы стран-потребителей газа за доминирование на газовых рынках

Ежегодный доклад Международного энергетического агентства World Energy Outlook 2009 «Прогноз мировой энергетики на 2009 год», который выходит в свет 10 ноября, содержит уточненные прогнозы, учитывающие влияние мирового финансового кризиса, снижения темпов экономического развития и недавнего падения цен на нефть и другие виды энергоносителей.

Наибольший интерес СМИ вызвал раздел доклада, посвященный состоянию и перспективам мирового рынка природного газа. Накануне официальной публикации доклада британская The Financial Times опубликовала статью с недвусмысленным заголовком «Прогнозы по поводу затоваривания газом ставят под сомнение власть России над Европой» (Forecast of gas glut challenges Russia's hold on Europe's supply). Автор статьи достаточно произвольно выделяет основные моменты доклада МЭА. Так, по мнению Агентства, мировой рынок перенасыщен природным газом, что ведет к снижению цен и спроса на этот энергоноситель: «Мировые газовые рынки постепенно превращаются из площадок, где командует продавец, где налицо дефицит предложения и высокий спрос, в площадки, где доминирует покупатель. Вызвано это снижением спроса и увеличением предложения».

Главный вывод британской газеты (но не доклада МЭА, естественно) в том, что рыночная ситуация объективно подрывает позиции «Газпрома» на европейском газовом рынке. «Прогнозируемый избыток предложения станет крупной проблемой для российского государственного гиганта «Газпром». Он ослабит ту власть, которой эта компания пользовалась над странами-потребителями и транзитерами. Из-за такого снижения спроса российской компании до 2030 года не удастся реализовать свои амбиции в области сжижения газа».

Такой смелый и удаленный во времени прогноз, вполне очевидно, вызвал интерес. Потребуется время, чтобы проанализировать такой достаточно сложный и пространный документ, как World Energy Outlook. Но предварительно можно выделить некоторые существенные моменты, которые как минимум ставят под сомнение категорические прогнозы перспектив газовых рынков и судьбы «Газпрома».

Стоит начать с источника прогноза. По данным самого агентства, «Международное Энергетическое Агентство (МЭА) является независимой организацией, образованной в ноябре 1974 года в рамках Организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР), для выполнения международной энергетической программы. Более популярно роль МЭА обозначена в статье The Financial Times «Международное энергетическое агентство, следящее за состоянием энергетики в богатых странах».

Иными словами, созданное сразу после первого нефтяного кризиса 1974 г. как противовес ОПЕК энергетическая организация стран-потребителей энергоресурсов МЭА всегда отражает именно точку зрения потребителей. Начиная с прошлогоднего обзора мировой энергетики World Energy Outlook 2008, агентство упорно «прокачивает» центральную идею о формировании устойчивого (то есть, надолго) рынка газа с доминированием потребителя. Безусловно, основания для этого в период кризиса есть. Базовая до последнего времени стратегия производителей топлива, основанная на идее постоянного роста потребления, в период кризиса сменилась противоположной тенденцией на большинстве рынков, а именно, – с масштабным сокращением спроса на топливо и энергию.

В своем новом докладе МЭА отмечает, что избыточная мощность газопроводов и терминалов сжиженного природного газа (СПГ) к 2015 году составит как минимум 250 млрд куб. м. Это в четыре с лишним раза больше резерва мощностей в 2007 году. Можно добавить к этому и другие цифры. Так, в 2009 г. должны вступить в строй мощности по сжижению 60 млрд куб. м – инвестиционные решения по этим проектам были приняты несколько лет назад на волне дефицита СПГ. В 2010 году ожидается рост мощностей еще на 31 млн т (то есть на 16 % по отношению к 2009 г.), вследствие чего уже в будущем году объем мощностей по сжижению должен увеличиться на 30% по сравнению с 2008 г.– это был бы самый значительный прирост за всю историю рынка СПГ. Всего же в период 2009 – 2013 гг. предстоит беспрецедентный 50%-ный рост газификационных мощностей. Избыточные мощности по регазификации почти в два раза превышают объемы мощностей по сжижению.

Несмотря на неудачную конъюнктуру, избыточные мощности запускаются на рынок. При этом значительная часть новых объемов СПГ (более 50%) еще не законтрактована и идет на спотовые рынки, наиболее чувствительные к снижению спроса. Появление избыточного предложения на рынке с падающим спросом неизбежно привело к серьезному снижению цен. В августе 2009 г. была зафиксирована минимальная за 7 лет цена фьючерсов на природный газ, которая опустились ниже отметки $3 за миллион британских тепловых единиц (Btu). Перенасыщение американского рынка привело к тому, что продавцы начали переориентироваться на рынок Европы, быстро создав аналогичную ситуацию перенасыщения и падение спотовых цен и здесь.

Кризис, таким образом, в какой-то степени оказался на руку странам-потребителям, обеспечив условия для формирования «рынка покупателя» в глобальном масштабе. Именно эту тенденцию отмечает Международное Энергетическое Агентство, при этом, правда, возводя ее в некий абсолют. Однако доминирование потребителей не бывает долгосрочным. Вся история рынков углеводородов доказывает его циклический характер: периоды избытка предложения и низких цен ведут к сокращению инвестиционной активности производителей и рано или поздно приводят к дефициту мощностей. Это прекрасно понимают и в Агентстве, поскольку именно эта идея содержалась в майском (2009 г.) докладе МЭА «Влияние глобального финансового и экономического кризиса на инвестиции в мировую энергетику» (The impact of the financial and economic crisis on global energy investments). Центральный вывод: кризис вызвал волну сокращений и переносов крупных инвестиционных проектов в сфере добычи и переработки. Инвестиционные бюджеты только в области добычи нефти и газа на 2009 г. были сокращены где-то на 21% , что в абсолютных цифрах составляет $100 млрд. Вполне понятно, что такие масштабные сокращения уже в среднесрочной перспективе окажут влияние на предложение топлива.

Кризисное развитие мировой энергетики постепенно порождает структурные изменения на газовом рынке. Сюда можно отнести характерные для «рынка продавца» изменения условий поставки. Избыток дешевого газа на спотовом рынке приводит к тому, что потребители начинают настаивать на пересмотре формулы цены и условий «бери или плати» в долгосрочных контрактах в сторону понижения обязательного минимального уровня оплаты.

Именно с таким подходом столкнулся российский «Газпром» в отношениях с основными контрагентами. Итальянский газовый гигант ENI, немецкая E.ON, турецкая Botas и несколько других компаний, в соответствии с условиями контрактов, попадают под неустойку, размер которой на конец сентября оценивался $2,8 млрд. Сейчас эта проблема понемногу обостряется. Причем за ней стоит другая, более масштабная задача – страны-потребители активно стремятся подорвать практику долгосрочных контрактов на импорт газа и заменить их краткосрочными (спотовыми).

Представляется, что очередной доклад МЭА является своеобразной формой PR-поддержки борьбы стран-потребителей газа за доминирование на газовых рынках. Нынешний доклад – далеко не единственный прогноз будущего рынка газа. Безусловно, продвинутая система сбора и анализа информации делает ежегодные отчеты МЭА одним из важнейших источников в энергетической сфере. Однако ангажированность выводов и оценок требует осторожного и критичного отношения.

Игорь Томберг

https://slon.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter