Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
На благотворительность жертвуют все – от простых людей до миллиардеров » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

На благотворительность жертвуют все – от простых людей до миллиардеров

11 августа 2023 ИХ "Финам" Поздеева Екатерина
Тренду на благотворительность уже много лет. Во всем мире люди стремятся материально поддерживать нуждающихся, а специализированные фонды предоставляют им такую возможность. Самым известным примером филантропии со стороны сверхбогатых остается «Клятва дарения», запущенная в 2010 году инвестиционным гуру Уорреном Баффетом и основателем Microsoft Биллом Гейтсом. Ее цель - вдохновить богатейших людей передавать от 50% своих капиталов на социальные нужды. Присоединиться к «Клятве дарения» могут только бизнесмены с состоянием от $1 млрд. В 2023 году в кампании участвует уже 241 миллиардер из 29 стран. Однако помогать бедным хотят не только сверхбогатые, но и люди с обычными доходами.

Finam.ru рассказывает об особенностях благотворительности в России и в мире.

Счастливые чаще жертвуют деньги
Когда речь заходит о благотворительности, стоит помнить, что на этом рынке сосредоточены огромные деньги. Согласно исследованию Research and Market, в 2022 году мировой рынок благотворительных фондов и трастов оценивался в $153,96 млрд, к концу 2023 года он может достигнуть $162,14 млрд, а к 2027 году - $193,87 млрд. В 2022 году Азиатско-Тихоокеанский регион стал самым крупным в мире по величине благотворительных фондов, на втором месте - Северная Америка, на третьем - Западная Европа.

О качествах и настроениях склонных к пожертвованиям людей давно ведутся дискуссии в научных кругах. Так, согласно исследованию, опубликованному в The Economic Journal в июне 2023-го, потенциальные благотворители чаще открывают кошельки, когда они в хорошем настроении. Два экономиста, Натан В. Чан из Массачусетского университета и Кейси Вичман из Технологического института Джорджии, обнаружили, что люди проявляют более позитивные эмоции перед занятиями благотворительностью. Ученые проанализировали данные платформы X, ранее называвшейся Twitter, собрав более 3 млн твитов из 20 тыс. аккаунтов. Все они содержали хэштег #iloveWikipedia, который онлайн-энциклопедия использует для указания, что человек сделал ее сайту пожертвование. Исследователи использовали ИИ для оценки эмоций в сообщениях благотворителей и выяснили, что перед тем, как подарить Википедии деньги, люди демонстрировали заметное увеличение положительных эмоций. Это явление они назвали «эффектом предварительного нагрева».

«Существует большое количество литературы, в которой изучается, делает ли благотворительность людей счастливее, или же то, что они становятся счастливее, делает их более склонными к благотворительности. Наша статья предлагает новые доказательства последнего», - приводит комментарий Чана сайт UMass Amherst.

Другая теория, почему люди жертвуют на благотворительность, утверждает обратное: это заставляет их чувствовать себя хорошо. Согласно ей, люди щедры, потому что они эгоистично желают положительной эмоциональной отдачи от «правильных поступков».

На противоположном конце эмоционального спектра, побуждающего людей жертвовать деньги, лежит грусть. Как пишет Quartz, рекламные объявления с печальными историями помогают собрать больше денег. Известный пример - рекламный ролик канадской певицы Сары Маклахлан для Американского общества по предотвращению жестокого обращения с животными, который показали в 2007 году. Как сообщалось в статье New York Times, опубликованной в конце 2008 года, организация собрала $30 млн за несколько месяцев после публикации ролика и привлекла до 200 тыс. новых благотворителей.

Нейробиолог Пол Зак, профессор Университета Клермонта, обнаружил, что определенные нарративы могут вызывать у людей как стресс, так и сочувствие, что приводит к выбросу в мозг двух химических веществ: кортизола и окситоцина. Комбинация этих двух гормонов может вызывать чувство связи с историей и мотивировать людей помогать.

Стали ли россияне больше тратить на благотворительность?
В России с благотворительностью всё неоднозначно. С одной стороны, по данным сервиса для приема платежей ЮKassa, за первые шесть месяцев 2023 года добровольные пожертвования россиян выросли на 44% по сравнению с предыдущим полугодием. При этом средний благотворительный платеж вырос на 28% и составил 128 рублей. Кроме того, как отмечают аналитики сервиса, в 2022 году Россия вошла в десятку стран с самым большим ростом индекса благотворительности. С 67-го места, которое у нее было в 2020 году, Россия поднялась до 30-го.

Однако есть нюанс, в индексе благотворительности учитываются и пожертвования бизнеса, у которого больше возможностей для трат на социальные нужды, а у некоторых компаний есть даже собственные благотворительные программы. Если не учитывать деньги бизнеса, динамика получается несколько иная. Как пишут «Ведомости» со ссылкой на опрос Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Высшей школы экономики (ВШЭ), в 2022 году 46% россиян ни разу не делали пожертвований ни в каком виде. Еще 35% - редко жертвовали деньги, а 7% - один раз за год. Только 12% респондентов заявили, что регулярно делают пожертвования. Причем они предпочитают отправлять деньги не фондам, а через милостыню или лично в руки нуждающимся. Об этом заявили 48% и 32% опрошенных соответственно. По данным опроса ВШЭ, в 2022 году доля благотворителей среди россиян сократилась на 3% по сравнению с 2021 годом - до 54%. Эксперты связывают это сокращение со снижением реальных доходов людей.

Доходы с боя Маска и Цукерберга пойдут на благотворительность
Пожалуй, самым необычным благотворителем остается небезызвестный Илон Маск, который удерживает титул богатейшего человека мира с состоянием в $224 млрд. Он тоже присоединился к «Клятве дарения», и в 2021 году устроил опрос среди подписчиков Twitter, на какой вид благотворительности ему потратить свои миллиарды, чтобы они «действительно принесли пользу». Тогда Маск заявил, что может передать свое состояние на финансирование, ни много ни мало… колонизации Марса. С тех пор многое изменилось. Маск купил себе Twitter, переименовал его в X, а Марк Цукерберг, основатель Meta Platforms (признана экстремистской организацией и запрещена в России), создал «новый Twitter» - микроблог Threads. Это обострило противостояние между миллиардерами и даже привело к слухам о том, что между ними может состояться… бой в клетке. Да, вы все правильно прочитали. Главы огромных технологических корпораций, похоже, действительно собрались драться.

«Бой Цука против Маска будет транслироваться в прямом эфире на X», - написал Маск в воскресенье, 6 августа, в сообщении на своей платформе, ранее известной как Twitter. Вишенкой на торте абсурда стало заявление миллиардера, что все доходы от «матча в клетке» пойдут «на благотворительность ветеранам».

Как напоминает Bloomberg, 52-летний Маск вызвал на бой 39-летнего Цукерберга в конце июня. В ответ тот попросил назвать место встречи. Цукерберг на любительском уровне занимается боевыми искусствами, и в этом году участвовал в турнире по джиу-джитсу. Маск в своей ироничной манере заявил, что «поднимал тяжести в течение дня, готовясь к бою». Букмекерские конторы уже начали принимать ставки на победителя. Интересно, что может учудить непредсказуемый Маск на ринге? Пока в фаворитах явно более молодой и спортивный Цукерберг. Благотворительность, конечно, бывает разная, порой она принимает и такие странные формы.