14 августа 2023 The Economist
Акции технологических компаний переживают удачный год. Несмотря на недавнее колебание, цена акций Большой пятерки — Alphabet, Amazon, Apple, Meta и Microsoft — подскочила на 60% с января, если измерять в корзине с одинаковым весом.
Цена акций одного крупного производителя чипов, Nvidia, утроилась, а другого, AMD, почти удвоилась.
Их отношение цены к прибыли (которое измеряет, сколько, по мнению участников рынка, стоит компания по отношению к ее прибыли) в десять раз выше, чем у медианной фирмы из S&P 500.
Основная причина всплеска — обещание искусственного интеллекта (ИИ).
С момента запуска в ноябре Chatgpt, чат-бота с искусственным интеллектом, инвесторы все больше воодушевлены новой волной технологий, которые могут создавать похожий на человека контент, от стихов и видеозаписей до строк кода.
Этот «генеративный ИИ» опирается на большие языковые модели, которые обучаются на больших кусках Интернета.
Многие считают, что эта технология может изменить целые отрасли и оказать такое же влияние на бизнес и общество, как смартфоны или облачные вычисления. Предполагается, что фирмы, которые смогут наилучшим образом использовать эту технологию, смогут увеличить размер прибыли и завоевать долю рынка.
Корпоративные боссы изо всех сил стараются продемонстрировать, как они внедряют ИИ.
4 апреля Джейми Даймон, босс JPMorgan Chase, сообщил, что в его банке работает 600 инженеров по машинному обучению, и они задействовали ИИ для работы более чем в 300 различных внутренних приложениях.
Дэвид Рикс, глава Eli Lilly, сказал, что фармацевтический гигант реализует более 100 проектов с использованием ИИ.
Кейсы компаний раскрывают только часть картины. Чтобы получить более широкое представление о том, какие компании и отрасли внедряют ИИ, The Economist изучил данные обо всех фирмах, входящих в S&P 500.
The Economist рассмотрел пять показателей:
доля выданных патентов, в которых упоминается ИИ;
деятельность венчурного капитала (VC), ориентированная на фирмы ИИ;
приобретение компаний искусственного интеллекта;
списки вакансий со ссылкой на ai; и
упоминания технологии о доходах.
Поскольку другие типы ИИ могут принести пользу бизнесу, анализ The Economist охватывает активность всех ИИ, а не только генеративной волны.
Результаты показывают, что интерес к ИИ быстро растет даже за пределами технологических компаний. Более того, уже появляются явные лидеры и отстающие.
Опыт ИИ, похоже, уже распространяется (см. диаграмму).
По данным исследовательской фирмы PredictLeads, около двух третей фирм в нашей вселенной за последние три года разместили объявления о вакансиях с упоминанием навыков ИИ.
Из тех, кто это сделал, сегодня 5,3% их перечисленных вакансий упоминают искусственный интеллект, по сравнению со средним показателем за три года в 2,5%. В некоторых отраслях рост более драматичен. В розничных фирмах эта доля подскочила с 3% до 11%, а среди производителей микросхем эта доля выросла с 9% до 19%.
Согласно данным, предоставленным Стэнфордским университетом, количество регистрируемых патентов, связанных с искусственным интеллектом, в период с 2020 по 2022 год росло.
PitchBook, еще одна исследовательская фирма, пришла к выводу, что в 2023 году около 25% венчурных сделок компаний из списка S&P 500 включали стартапы в области ИИ, по сравнению с 19% в 2021 году.
отчеты о доходах с 2021 года, и что в первом квартале этого года количество упоминаний ai в отчетах о доходах America Inc увеличилось более чем вдвое по сравнению с предыдущим кварталом. Примерно половина из них получила патент на технологию в период с 2020 по 2022 год.
Использование генеративного ИИ может со временем стать даже более распространенным, чем другие виды ИИ. Это потому, что он хорошо справляется со многими задачами, необходимыми для управления фирмой.
В отчете консалтинговой компании McKinsey утверждается, что три четверти ожидаемой ценности, создаваемой генеративным искусственным интеллектом, приходится на четыре бизнес-функции:
исследования и разработки,
разработку программного обеспечения,
маркетинг и обслуживание клиентов.
В какой-то степени все эти операции лежат в основе большинства крупных предприятий. Более того, любая крупная компания с внутренними базами данных, используемыми для руководства сотрудниками, может найти применение чат-боту с искусственным интеллектом.
Банк Morgan Stanley разрабатывает помощника на основе искусственного интеллекта, который поможет управляющим активами, находить и обобщать ответы из огромной внутренней базы данных.
slb, нефтесервисная компания, создала аналогичный помощник для помощи сервисным инженерам.
Хотя внедрение ИИ происходит во многих фирмах, некоторые из них проявляют больший энтузиазм, чем другие.
Ранжирование всех компаний с использованием каждой метрики, а затем получение среднего значения дает простую систему подсчета очков. Те, кто наверху, кажется, побеждают инвесторов. С начала года средняя цена акций топ-100 выросла на 11%; для квинтиля с наименьшими показателями он вообще не изменился.
Неудивительно, что на первых местах доминирует Кремниевая долина.
В широком смысле S&P 500 включает 82 технологические компании. Почти 50 из них входят в топ-100.
Nvidia — самая результативная фирма. По данным PredictLeads, за последние три года в трети списков вакансий упоминался искусственный интеллект. В прошлом году фирма упомянула ИИ в своих отчетах о доходах почти 200 раз, больше, чем любая другая компания.
Другие высокопоставленные технологические фирмы включают гигантов облачных вычислений — Alphabet (3-е место), Microsoft (12-е место) и Amazon (34-е место). Они продают доступ к целому ряду инструментов искусственного интеллекта, от услуг, которые помогают обучать сложные модели, до программного обеспечения, которое позволяет использовать искусственный интеллект без написания большого количества кода.
Помимо технологий, два типа фирм, кажется, внедряют ИИ быстрее всех. Одним из них являются отрасли с интенсивным использованием данных, такие как страховые компании, фирмы, предоставляющие финансовые услуги, и фармацевтические компании.
На их долю приходится около четверти нашего топ-100. Эти фирмы, как правило, имеют множество структурированных наборов данных, таких как кредитные книги или файлы пациентов, что упрощает использование ИИ.
Около десятой части текущих списков вакансий JPMorgan Chase упоминают искусственный интеллект. Фирма недавно подала патент на Indexgpt, чат-бота с искусственным интеллектом, который дает советы по инвестициям. Медицинские фирмы, такие как Gilead Sciences и Moderna, используют ИИ для открытия новых лекарств.
Другие, такие как Abbott и Align Technology, создают медицинские устройства с искусственным интеллектом. В прошлом году Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США одобрило 97 таких машин по сравнению с 26 в 2017 году.
Вторая группа — это отрасли, которые уже пережили революционные изменения благодаря технологиям, включая автомобилестроение, телекоммуникации, средства массовой информации и розничную торговлю. Тринадцать фирм из этих отраслей входят в топ-100, включая Ford, General Motors и Tesla.
Появление электромобилей и перспектива беспилотных автомобилей побудили производителей автомобилей инвестировать в технологии. В марте Ford создал Latitude ai, дочернюю компанию по производству беспилотных автомобилей, которая однажды может составить конкуренцию Cruise от General Motors.
В апреле Илон Маск сообщил аналитикам, что Tesla покупает специализированные чипы искусственного интеллекта и «очень сосредоточена» на улучшении их возможностей искусственного интеллекта, чтобы улучшить усилия своей фирмы по самостоятельному вождению.
Ритейлеры используют ИИ для поддержки своего основного бизнеса.
Nike, гигант спортивной одежды, в 2021 году подал заявку на патент на систему, которая может создавать трехмерные компьютерные модели кроссовок. Кристиан Кляйнерман из Snowflake, поставщика баз данных, отмечает, что ритейлеры также пользуются ростом электронной коммерции, собирая больше данных о покупателях.
Это позволяет более точно нацеливать маркетинговые кампании. Некоторые могут сделать персонализацию еще дальше.
В 2021 году Procter & Gamble, гигант потребительских товаров, подал заявку на патент на систему на основе искусственного интеллекта, которая анализирует состояние кожи и волос пользователей на основе фотографий и рекомендует продукты для их лечения.
Одним из источников различий в использовании ИИ в разных отраслях может быть результат типа выполняемой работы.
В рабочем документе Калифорнийского университета, рассматривается, насколько фирмы подвержены воздействию ИИ. Исследователи оценили, какие задачи выполнялись в фирме и насколько хорошо Chatgpt мог их выполнять.
Наиболее уязвимыми оказались технологические компании, в основном потому, что чат-боты с искусственным интеллектом хорошо умеют программировать. Те отрасли, которые наименее уязвимы, такие как сельское хозяйство и строительство, как правило, используют ручной труд.
В отраслях также появляются явные лидеры и отстающие. Около 70 компаний из списка S&P 500 не показывают ни одного из наших показателей концентрации внимания на искусственном интеллекте. Это включает в себя фирмы в отраслях тяжелой промышленности, таких как страховые компании. Масса более мелких фирм, не включенных в S&P 500, может быть еще менее заинтересована.
Одним из отличительных факторов внутри отраслей могут быть инвестиции. Для 100 ведущих компаний в нашем рейтинге медиана расходов на НИОКР как доли от выручки составила 11%. Для тех, кто в 100 самых низких, это было нулем.
Даже внутри компаний существует множество различий.
Эксперт вспоминает, как посетил два подразделения одной и той же средней многонациональной корпорации. У человека не было опыта работы с ИИ. Другой был продвинутым; он использовал пилотную версию технологии от Openai, стартапа Chatgpt, в течение двух лет.
Среди первых пользователей многие нетехнологические компании используют ИИ все более изощренно.
Около 80 нетехнических фирм выдали патенты, связанные с искусственным интеллектом, которые были процитированы в другом патенте, что позволяет предположить, что они имеют некоторую технологическую ценность. Около 45 нетехнических компаний из списка s&p 500 недавно разместили рекламу, в которой упоминается обучение моделей, в том числе Boeing, United Health и State Street.
Это говорит о том, что они могут создавать свои собственные модели, а не использовать готовые технологии, такие как Openai. Преимущество этого подхода в том, что он может производить более точный ИИ, что дает большее преимущество над соперниками.
Однако переход на внутреннее обучение намекает на один из рисков: безопасность.
В мае Samsung обнаружила, что сотрудники загрузили конфиденциальный код в Chatgpt.
Проблема заключается в том, что эта информация может храниться на внешних серверах фирм, использующих модели, таких как Microsoft и Alphabet. Говорят, что теперь Samsung обучает свои собственные модели. Фирма также присоединилась к растущему списку компаний, запретивших или ограничивших использование Chatgpt, в который входят Apple и JPMorgan Chase.
Других рисков предостаточно.
На производителей моделей, в том числе на Openai, подали в суд за нарушение законов об авторских правах в связи с использованием ими интернет-данных для обучения своих моделей. Некоторые крупные корпорации считают, что они могут быть привлечены к ответственности, если будут использовать технологию Openai.
Более того, модели склонны придумывать информацию. В одном случае юрист из Нью-Йорка использовал Chatgpt для написания ходатайства. Чат-бот включал вымышленную судебную практику, и адвокат был оштрафован судом.
Но все это нужно сопоставлять с потенциальными выгодами, которые могут быть огромными.
Волны технологий часто переворачивают промышленность с ног на голову.
По мере того, как генеративный ИИ проникает в экономику, нетрудно представить, что он делает то же самое.
Но, самым большим риском для компаний может быть отставание.
Судя по борьбе в America Inc за все, что связано с искусственным интеллектом, многие боссы и инвесторы с этим согласятся.
http://www.economist.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу