17 августа 2023 The Wall Street Journal | Природный газ
Сырьевые трейдеры закачивают газ в украинские хранилища в надежде, что военный конфликт не помешает им получить потенциальную прибыль
Трейдеры не боятся идти на риск, размещая газ в кавернах на территории пострадавшей от конфликта Украины.
По словам некоторых источников, эта ставка может принести таким трейдерам, как Trafigura Group, Vitol и Gunvor Group, сотни миллионов долларов. Также среди тех, кто планирует заработать, нефтегазовые гиганты, такие как Shell, и коммунальные предприятия, такие как швейцарская Axpo.
Трейдерам платят за то, чтобы они накапливали топливо для выработки электроэнергии и отопления в Европе в преддверии второй зимы после того, как континент погрузился в энергетический кризис из-за сокращения поставок из России. Взамен российского топлива поступило так много газа из других источников, что за последний год цены упали более чем на 80%. Если все будет хорошо, сделка окажется выгодной.
Опасность не в том, что исчезнет сам газ. Он находится на глубине почти 1.6 км под землей в истощенных газовых хранилищах и водоносных горизонтах, в основном вдали от линии боевых действий на западе Украины. Но если снаряды попадут в трубопроводы или компрессорные станции и заблокируют газ в стране, трейдеры могут лишиться выигрыша.
Еще один риск связан с тем, что, по словам Мартина Пича, директора по торговле в чешской энергетической компании MND, «правительство заявит о необходимости конфисковать газ», если ситуация с энергетикой на Украине ухудшится.
«Вы сравниваете потенциальную прибыль с потерями, с которыми могли бы столкнуться при таких сценариях», — добавил он.
В последние недели ускорились поставки газа в украинские подземные хранилища, которые сейчас являются крупнейшими в Европе. Газ поступает со всего мира: часть поставляется в виде сжиженного природного газа из США и Нигерии и закачивается в европейскую трубопроводную сеть. Другие партии поступают непосредственно с крупных месторождений в Норвегии и Великобритании. Сохраняются даже незначительные потоки газа из России, часть которого с территории Словакии направляется обратно на Украину.
Удобный буфер
Потоки увеличились после ряда встреч между европейскими трейдерами и представителями государственных украинских энергетических компаний. Оператор газотранспортной системы Украины провел презентацию в Вене в середине июня, отметив наличие свободных мощностей в его трубопроводной сети из-за снижения поставок российского газа после начала конфликта.
Как рассказал директор Дмитрий Липпа, в результате государственная компания могла бы перенаправить газ в случае перебоев, что позволило бы трейдерам вывозить его из страны.
«Мы готовы к любому сценарию», — отметил он.
Сейчас объемы, поступающие в хранилища, меньше, чем до конфликта, что говорит о трудностях, с которыми трейдеры сталкиваются при попытке застраховать топливо в зоне боевых действий или убедить банки выдать кредит под его залог. Европейский союз пока не смог создать программу государственных гарантий. По словам украинских чиновников, иностранные трейдеры могут запасти к зиме 3.5 млрд кубометров из доступных 10 млрд.
Это может быть удобный буфер, который увеличит емкость хранилищ в ЕС почти на 4%. Европа по-прежнему уязвима: зависимость от российского Газпрома сменилась зависимостью от рынка СПГ. И в подтверждение этой уязвимой позиции цены на газ дважды взлетели в этом месяце из-за угрозы забастовки на газовых заводах в Австралии.
Хранение топлива на Украине — это один из видов классической торговли сырьевыми товарами, который стал популярен на Уолл-стрит, когда Salomon Brothers хорошо заработал на хранении нефти в танкерах накануне Первой войны в Персидском заливе в начале 1990-х годов. Для этого необходимы крупный баланс, логистические возможности и, в данном случае, склонность к риску.
Это работает следующим образом: газовые хранилища ЕС практически переполнены, и трейдеры могут сейчас покупать топливо по низкой цене и продавать его дороже на форвардном рынке с поставкой этой зимой или даже позже.
По словам Марко Заальфранка, главы отдела коммерческой торговли Axpo, в последнее время они могли зарабатывать более 10 евро за мегаватт-час после учета сборов за хранение и транзит, а также процентных ставок и комиссий за предоставление кредита.
При объеме 3.5 млрд кубометров потенциальная прибыль превышает 340 млн евро или $370 млн. Фактическая цифра будет отличаться. Некоторые трейдеры фиксируют продажи на следующее лето, а не на зиму, или вообще не заключают сделки на срок, что предполагает ставку на рост цен.
Новый источник дохода
В большинстве случаев вовлеченные компании имели обширные связи на Украине до конфликта. Shell подписала соглашение о разведке сланцевого газа в стране в 2013 году.
Базирующийся в Лондоне крупнейший в мире независимый нефтетрейдер Vitol заключил сделку по разработке нефтегазовых месторождений на Украине в 2012 году, а у швейцарского трейдера Trafigura был офис в Киеве. Оба трейдера, которые являются жесткими конкурентами, ищут новые способы получения прибыли после того, как в последние годы они заработали миллиарды долларов на потрясениях, вызванных военными конфликтами и пандемией.
Как сообщил Роман Малютин, исполняющий обязанности генерального директора «Укртрансгаз», оператор хранилища проверил каверны на наличие дефектов, распорядился обеспечить дополнительное патрулирование ограждений по периметру и подготовил запасные части. Компания относится ко всем хранилищам так, как если бы они были одной гигантской каверной, и гарантирует трейдерам доступ к топливу, даже если место, куда они изначально его закачали, будет повреждено.
«Вероятность того, что все наши подземные хранилища будут выведены из эксплуатации, будут уничтожены, крайне мала», — заявил Малютин.
Чем больше газа на истощенных газовых объектах, тем выше давление, что облегчает отбор топлива для отправки обратно в Европу или сжигания на Украине этой зимой. «Укртрансгаз», дочерняя компания Нафтогаза, также получает деньги за хранение, хотя плата и установлена на низком уровне, чтобы стимулировать приток. Украина также освободила газ от таможенных пошлин на три года.
Потоки газа из Польши, Венгрии, Словакии и Молдовы знаменует разворот в исторической роли Украины как транспортной магистрали для поставки российского газа в Европу. Каверны являются наследием этого торгового пути. «Газпром» сократил их число, чтобы увеличить экспорт в Европу зимой, что позволило городам на востоке Украины сжигать поступающее российское топливо из сети магистральных трубопроводов в самые холодные месяцы.
«Трейдеры приходят на Украину без дополнительной страховки и фактически несут эти риски как коммерческие, что является важным сигналом», — считает Алексей Чернышов, директор государственной компании «Нафтогаз».
Он добавил, что Киев не будет рассматривать вопрос о конфискации топлива. По его словам, сейчас каверны являются «самым безопасным местом на Украине.
http://www.wsj.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Трейдеры не боятся идти на риск, размещая газ в кавернах на территории пострадавшей от конфликта Украины.
По словам некоторых источников, эта ставка может принести таким трейдерам, как Trafigura Group, Vitol и Gunvor Group, сотни миллионов долларов. Также среди тех, кто планирует заработать, нефтегазовые гиганты, такие как Shell, и коммунальные предприятия, такие как швейцарская Axpo.
Трейдерам платят за то, чтобы они накапливали топливо для выработки электроэнергии и отопления в Европе в преддверии второй зимы после того, как континент погрузился в энергетический кризис из-за сокращения поставок из России. Взамен российского топлива поступило так много газа из других источников, что за последний год цены упали более чем на 80%. Если все будет хорошо, сделка окажется выгодной.
Опасность не в том, что исчезнет сам газ. Он находится на глубине почти 1.6 км под землей в истощенных газовых хранилищах и водоносных горизонтах, в основном вдали от линии боевых действий на западе Украины. Но если снаряды попадут в трубопроводы или компрессорные станции и заблокируют газ в стране, трейдеры могут лишиться выигрыша.
Еще один риск связан с тем, что, по словам Мартина Пича, директора по торговле в чешской энергетической компании MND, «правительство заявит о необходимости конфисковать газ», если ситуация с энергетикой на Украине ухудшится.
«Вы сравниваете потенциальную прибыль с потерями, с которыми могли бы столкнуться при таких сценариях», — добавил он.
В последние недели ускорились поставки газа в украинские подземные хранилища, которые сейчас являются крупнейшими в Европе. Газ поступает со всего мира: часть поставляется в виде сжиженного природного газа из США и Нигерии и закачивается в европейскую трубопроводную сеть. Другие партии поступают непосредственно с крупных месторождений в Норвегии и Великобритании. Сохраняются даже незначительные потоки газа из России, часть которого с территории Словакии направляется обратно на Украину.
Удобный буфер
Потоки увеличились после ряда встреч между европейскими трейдерами и представителями государственных украинских энергетических компаний. Оператор газотранспортной системы Украины провел презентацию в Вене в середине июня, отметив наличие свободных мощностей в его трубопроводной сети из-за снижения поставок российского газа после начала конфликта.
Как рассказал директор Дмитрий Липпа, в результате государственная компания могла бы перенаправить газ в случае перебоев, что позволило бы трейдерам вывозить его из страны.
«Мы готовы к любому сценарию», — отметил он.
Сейчас объемы, поступающие в хранилища, меньше, чем до конфликта, что говорит о трудностях, с которыми трейдеры сталкиваются при попытке застраховать топливо в зоне боевых действий или убедить банки выдать кредит под его залог. Европейский союз пока не смог создать программу государственных гарантий. По словам украинских чиновников, иностранные трейдеры могут запасти к зиме 3.5 млрд кубометров из доступных 10 млрд.
Это может быть удобный буфер, который увеличит емкость хранилищ в ЕС почти на 4%. Европа по-прежнему уязвима: зависимость от российского Газпрома сменилась зависимостью от рынка СПГ. И в подтверждение этой уязвимой позиции цены на газ дважды взлетели в этом месяце из-за угрозы забастовки на газовых заводах в Австралии.
Хранение топлива на Украине — это один из видов классической торговли сырьевыми товарами, который стал популярен на Уолл-стрит, когда Salomon Brothers хорошо заработал на хранении нефти в танкерах накануне Первой войны в Персидском заливе в начале 1990-х годов. Для этого необходимы крупный баланс, логистические возможности и, в данном случае, склонность к риску.
Это работает следующим образом: газовые хранилища ЕС практически переполнены, и трейдеры могут сейчас покупать топливо по низкой цене и продавать его дороже на форвардном рынке с поставкой этой зимой или даже позже.
По словам Марко Заальфранка, главы отдела коммерческой торговли Axpo, в последнее время они могли зарабатывать более 10 евро за мегаватт-час после учета сборов за хранение и транзит, а также процентных ставок и комиссий за предоставление кредита.
При объеме 3.5 млрд кубометров потенциальная прибыль превышает 340 млн евро или $370 млн. Фактическая цифра будет отличаться. Некоторые трейдеры фиксируют продажи на следующее лето, а не на зиму, или вообще не заключают сделки на срок, что предполагает ставку на рост цен.
Новый источник дохода
В большинстве случаев вовлеченные компании имели обширные связи на Украине до конфликта. Shell подписала соглашение о разведке сланцевого газа в стране в 2013 году.
Базирующийся в Лондоне крупнейший в мире независимый нефтетрейдер Vitol заключил сделку по разработке нефтегазовых месторождений на Украине в 2012 году, а у швейцарского трейдера Trafigura был офис в Киеве. Оба трейдера, которые являются жесткими конкурентами, ищут новые способы получения прибыли после того, как в последние годы они заработали миллиарды долларов на потрясениях, вызванных военными конфликтами и пандемией.
Как сообщил Роман Малютин, исполняющий обязанности генерального директора «Укртрансгаз», оператор хранилища проверил каверны на наличие дефектов, распорядился обеспечить дополнительное патрулирование ограждений по периметру и подготовил запасные части. Компания относится ко всем хранилищам так, как если бы они были одной гигантской каверной, и гарантирует трейдерам доступ к топливу, даже если место, куда они изначально его закачали, будет повреждено.
«Вероятность того, что все наши подземные хранилища будут выведены из эксплуатации, будут уничтожены, крайне мала», — заявил Малютин.
Чем больше газа на истощенных газовых объектах, тем выше давление, что облегчает отбор топлива для отправки обратно в Европу или сжигания на Украине этой зимой. «Укртрансгаз», дочерняя компания Нафтогаза, также получает деньги за хранение, хотя плата и установлена на низком уровне, чтобы стимулировать приток. Украина также освободила газ от таможенных пошлин на три года.
Потоки газа из Польши, Венгрии, Словакии и Молдовы знаменует разворот в исторической роли Украины как транспортной магистрали для поставки российского газа в Европу. Каверны являются наследием этого торгового пути. «Газпром» сократил их число, чтобы увеличить экспорт в Европу зимой, что позволило городам на востоке Украины сжигать поступающее российское топливо из сети магистральных трубопроводов в самые холодные месяцы.
«Трейдеры приходят на Украину без дополнительной страховки и фактически несут эти риски как коммерческие, что является важным сигналом», — считает Алексей Чернышов, директор государственной компании «Нафтогаз».
Он добавил, что Киев не будет рассматривать вопрос о конфискации топлива. По его словам, сейчас каверны являются «самым безопасным местом на Украине.
http://www.wsj.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу