Долговая нагрузка - новый вызов для ритейла » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Долговая нагрузка - новый вызов для ритейла

4 сентября 2023 ИХ "Финам" | МВидео Аседова Наталия
Банк России объявил вчера об ужесточении ограничений на кредитование заемщиков с высокой долговой нагрузкой, подчеркнув, что необеспеченное потребительское кредитование растет высокими темпами. Рост задолженности в июле оказался максимальным за последние 12 месяцев и составил 2%, тогда как годовые темпы роста показателя по состоянию на 1 августа достигли 13,3%.

В то же время российский регулятор не считает необходимым наличие низких ставок в текущих условиях, поскольку это вызовет лишь дополнительные экономические проблемы в стране. Авторы материала, опубликованного в Telegram-канале Банка России «Финансовая культура», отмечают, что дешевые деньги приводят к тому, что спрос сильно превышает возможности предложения, и рост цен начинает ускоряться. Инфляция, в свою очередь, негативно влияет на производство: стоимость материалов и оборудования увеличивается, доходы и сбережения обесцениваются, а долговая нагрузка растет.

При этом высокая закредитованность касается не только населения, с аналогичными проблемами сталкиваются и различные компании. В частности, на днях появились сообщения о том, что «М.Видео» нарушила ковенанты ввиду высокой кредитной нагрузки.

Насколько серьезные проблемы ждут российских ритейлеров? Какие риски для компаний несет повышение цен на импорт ввиду слабого рубля? В этих и других вопросах Finam.ru решил разобраться вместе с экспертами.

Зачем компаниям занимать деньги?
С долговой нагрузкой сталкиваются не только зрелые компании. К привлечению кредитов прибегают и компании на стадии роста. Зачастую средства привлекаются для закупки сырья и материалов, реализации новых проектов, а также для увеличения размера оборотного капитала или для совершения сделок по приобретениям.

Компании, которые пока находятся на стадии роста, нуждаются в дополнительном финансировании, поскольку для масштабирования бизнеса одной лишь прибыли им может попросту не хватить. Зрелые компании способны инвестировать средства в бизнес за счет получаемой прибыли, однако более выгодным для них может оказаться займ под проценты, нежели использование исключительно собственных средств. К таким мерам компании прибегают тогда, когда рентабельность бизнеса или проекта выше, чем ставка по заемным средствам.

Тем не менее, привлечение кредитов повышает риски финансовой устойчивости компании, поскольку рост долговой нагрузки идет на пользу бизнесу лишь до определенного момента. В связи с этим многие компании следят за таким показателем, как чистый долг, и публикуют его значение в своих финансовых отчетностях.

Случится ли дефолт «М.Видео»?
Общий объем финансового долга у компании, как отмечает инвестбанкир и профессор НИУ ВШЭ Евгений Коган, составляет на конец первого полугодия 2023 года 92,6 млрд рублей, или 27% от активов. «Казалось бы, немного, но при этом краткосрочный долг составляет 61,7 млрд рублей. И без пролонгации остальных кредитов компании вряд ли удастся его погасить в полном объеме. Угрозой является и то, что капитал компании стремительно приближается к нулю — 244 млн рублей на 30 июня 2023 года», - подчеркивает эксперт.

Между тем Никита Митрофанов, экономист и автор Telegram-канала «Китайская угроза», заявляет, что уже в ближайшее время компании придется занимать деньги по новой ставке, поскольку текущая бизнес-модель позволяет жить только за счет постоянного кредитования. По мнению эксперта, инвесторы настолько не верят, что ритейлер справится со своим положением, что долговые бумаги компании плавно перетекли в категорию ВДО. Тем не менее, Митрофанов полагает, что в течение 12-ти месяцев дефолта «М.Видео» не произойдет. Так, по ликвидной части активов компании видно, что деньги на погашение коротких долгов есть. Юридически холдинг нарушил условия кредитного договора, и банк имеет право вернуть деньги в срочном порядке, однако представители «М.Видео» сообщили, что нарушение носило технический характер, и что с кредитором удалось договориться. «Но если компания не реформирует бизнес-модель, у меня сомнения по поводу ее существования на расстоянии в 3-5 лет», - заявляет эксперт.

Аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов также подчеркивает, что нарушение ковенантов компанией «М.Видео» носило скорее технический характер, поскольку речь идет о займах, выданных до начала трансформации российской экономики на фоне внешних ограничений. В текущем же году компания заключила соглашение с банками-кредиторами о пересмотре ограничительных значений или вовсе получила письма о неприменении кредиторами права на досрочное взыскание задолженности, поэтому нарушение ковенант, по его мнению, не отразится на бизнесе компании и ее финансовых результатах.

Константин Белов, старший аналитик Инвестиционного Банка Синара, отвечая на вопросы Finam.ru, заметил, что у компании действительно достаточно высокая долговая нагрузка и значительная часть ассортимента приходится на импорт. Между тем бизнес характеризуется сезонностью с более высокими продажами во второй половине года, при этом у компании сейчас сформирован достаточно высокий уровень товарных запасов под высокий сезон, приобретенных, в значительной части, еще до недавнего значительного ослабления рубля. Соответственно, по словам эксперта, это должно, в сочетании с сезонно более высокими продажами, способствовать улучшению рентабельности во втором полугодии и может частично нивелировать отрицательный эффект повышения ключевой ставки.

Какое будущее ждет другие компании?
По данным Росстата, за первые 7 месяцев 2023 года розничный оборот вырос на 6,5% (г/г) в номинальном выражении и на 2,4% с поправкой на инфляцию. Таким образом, по словам аналитика ФГ «Финам» Анны Буйлаковой, потребление растет, но в большей мере за счет инфляции. Более уверенное укрепление реальных продаж, как заявляет она, показали непродовольственные товары (+3,7%) по сравнению с продуктами питания (+1,2%). Отчасти это связано с низкой базой продаж непродовольственных категорий в аналогичном периоде прошлого года.

В то же время Владимир Чернов заметил, что снижение оборота розничной торговли в РФ в текущем году было зафиксировано только в первом квартале, а во втором наблюдался стремительный рост, что объясняется эффектом базы прошлого года. В июле 2023 года рост оборота розничной торговли ускорился и на 10,5% превысил показатели июля 2022 года, в июне тоже был рост на 10% г/г, в мае - на 9,3% г/г, а в апреле - на 7,8% г/г. «Судя по динамике второго квартала 2023 года (исключая высокую базу первого квартала прошлого года), рост оборота розничной торговли в России превышает инфляцию», - отмечает он.

«Повышение ставок кредитования может в первую очередь сказаться на продажах дорогостоящих товаров длительного пользования, тратах на туризм. В меньшей степени это может коснуться расходов на продовольствие. При этом в отдельных категориях, таких как продажи автомобилей, мы можем продолжить видеть положительную динамику ввиду увеличения предложения на рынке за счет выхода новых игроков, а также того факта, что автокредитование является залоговым видом долга, и ужесточение ЦБ по кредитованию заемщиков с высокой долговой нагрузкой, вероятно, не коснется этого сегмента. Хотя удорожание автокредитов в целом также окажет давление на продажи транспорта», - считает Буйлакова.

Между тем она подчеркивает, что рост ставок может также сказаться на стоимости корпоративного кредитования, тогда как у отдельных эмитентов (X5 и «Магнит») долговая нагрузка находится на низких значениях за счет устойчивой операционной деятельности и накопленных денежных средств в силу нераспределения дивидендов с начала СВО. «Для компаний с сильным финансовым положением удорожание кредитов может оказать давление на чистую прибыль, но не должно привести к серьезным отрицательным последствиям. Между тем компании, испытывающие трудности в текущей операционной реальности из-за слабости потребительского спроса и ухудшения ассортимента, могут оказаться в менее стабильной ситуации», - полагает аналитик «Финама».

По мнению Константина Белова, компаний, работающих в сегменте продовольственного ритейла, ситуация с повышением ставок касается меньше всего с точки зрения спроса. При этом те, кто работают в нижнем ценовом сегменте в форматах дискаунтеров или «У дома», чувствуют себя в целом уверенно. В то же время у таких лидеров, как Х5 и «Магнит», долговая нагрузка, по словам эксперта, умеренная, а доля импорта относительно низкая, так что риски, на его взгляд, для них контролируемы. «Говоря о спросе в целом – статистика объемов розничного рынка публикуется с достаточно большим лагом. В последнее время можно было говорить о некотором восстановлении на рынке непродовольственных товаров (более волатильном, чем рынок продовольственной розницы). Ослабление рубля в моменте также может стимулировать спрос на товары некоторых категорий из-за ожидания повышения цен. В дальнейшем, этот рост цен в сочетании с повышением стоимости кредитования может отрицательно сказаться на спросе. Но пока сложно говорить о конкретной траектории изменения спроса по времени, а многое в макрокартине остается неопределенным», - полагает Белов.

При этом Владимир Чернов считает, что на фоне ослабления курса российской национальной валюты все импортные товары для ритейлеров станут дороже в рублевом эквиваленте. «Курсовая переоценка может привести к краткосрочному снижению темпов роста их выручки, так как продажи импортных товаров осуществляются в рублях. Но далее ритейлеры поднимут на них рублевые цены и вернут темпы роста выручки к прежним значениям. Поэтому каких-то высоких рисков для ритейлеров от ослабления рубля мы не видим, но в перспективе это может привести к очередному ужесточению монетарной политики ЦБ РФ, что еще сильнее повысит стоимость обслуживания всех займов и негативно отразится на финансовых результатах компаний», - заключил он.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter