Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Каршеринг Делимобиль выходит на IPO » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Каршеринг Делимобиль выходит на IPO

11 сентября 2023 Conomy | Делимобиль Киндратышин Ростислав
Каршеринговая компания «Делимобиль» планирует размещение акций на Московской бирже в течение года. Компания уже пыталась провести IPO на Нью-Йоркской и Московской фондовых биржах в 2021 году, но что-то пошло не так.

Рассмотрим подробнее компанию и чем она может привлечь новых инвесторов.

«Делимобиль» — российский сервис по краткосрочной аренде автомобилей, который представлен в 10 крупных городах страны. Компания работает с 2015 г. и в настоящее время является лидером каршеринга в России с долей рынка около 50% и самым большим автопарком — более 20 тыс. машин.

«Делимобиль» предоставляет своим пользователям автомобили в аренду с полным пакетом услуг по техническому обслуживанию, заправке, мойке, страхованию, ремонту и оплате парковки. При этом, пользователи оплачивают только фактическое время использования автомобиля, которое может варьироваться от нескольких минут до месяца.

Компания работает под юридическим лицом ООО «Каршеринг Руссия», которая перед выходом на IPO преобразовывается в AO с увеличением уставного капитала с 10 тыс. руб. до 100 тыс. руб. Весь уставный капитал будет разделен на 10 млн акций.

Люксембургская Delimobil Holding S.A. владеет 100% ООО «Каршеринг Руссия».

Структура владельцев Delimobil Holding

Каршеринг Делимобиль выходит на IPO


В структуре владельцев Delimobil Holding 68,2% принадлежит основателю компании итальянцу Винченцо Трани через различные структуры и Mikro Kapital Group. Артем Сергеев и Артур Меликян являются сооснователями компании, а Станислав Грошов — бывший гендиректор.

В 2021 году перед ожидаемым размещением Delimobil Holding на американской бирже «ВТБ Капитал» через Nevsky Property Finance выкупил долю размером 13,39% за $75 млн, оценив всю компанию в $560 млн. В 2020 г. выручка компании составила 6,45 млрд руб., а курс доллара на конец года составлял 75 руб./$, т.е. компания была оценена в 6,5 годовых выручек (P/S = 6,5).

Операционные показатели



У компании самый большой автопарк автомобилей среди каршеринговых сервисов, который на конец июля 2023 г. насчитывает 21,8 тыс. машин. Количество доступных для клиентов автомобилей постоянно растет. На замену европейским автопроизводителям приходят китайские автомобили Geely, Chery.

С ростом автопарка растет и общее среднемесячное количество клиентов. В июне сервисами «Делимобиль» пользовалось 524 тыс. человек. Общее количество зарегистрированных пользователей также показывает положительную динамику. Если в 2020 году было зарегистрировано 5,4 млн. пользователей, то на конец 1 полугодия 2023 г. клиентская база составлялся уже 8,9 млн.

Финансовые показатели



Компания стабильно из года в год наращивает показатели выручки. В 2019 году выручка составляла 4,57 млрд руб., а в 2022 г. уже — 15,2 млрд руб. По итогам 6 мес. 2023 года компания получила выручку в размере 8,56 млрд руб., увеличившись на 24% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В структуре выручки 80% приходится на услуги каршеринга, 15% составляют прочие сборы с клиентов (штрафы за нарушения ПДД, штрафы за нарушение правил аренды и пр.). Выручка от продажи подержанных авто по итогам 2022 года составила 273 млн и составила 2% выручки.

А вот с получением прибыли у компании была беда. Впервые получить чистую прибыль компании удалось лишь по итогам 2 полугодия 2022 г. За этот период чистая прибыль составила 284 млн руб. По итогам 1 полугодия 2023 г. компании также удалось показать чистую прибыль в размере 726 млн руб. Есть надежды, что положительная тенденция сохранится. Все остальное время были отражены лишь убытки:

2019 г. -2 823 млн руб.

2020 г. -2 812 млн руб.

2021 г. -435 млн руб.

2022 г. -164 млн руб.

Но с учетом переоценки парка автомобилей общий совокупный доход был положительным в 2021 г. и составлял 1 894 млн руб. и в 2022 г. — 2 229 млн руб.

Одним из направления получения дохода компания видит реализацию автомобилей, которые отработали более 6 лет. На продаже авто ожидается получить около 6-7 млрд руб. до 2025 года.

EBITDA и операционная эффективность бизнеса, отражаемая в виде рентабельности EBITDA показывают положительную динамику. Чего нельзя сказать о чистом долге компании, который увеличивается. Чистый долг составляет 16 млрд руб., но большая часть это займ от одного из владельцев компании Mikro Kapital Group.

В ближайшие 2-3 года компания планирует повысить показатель рентабельности EBITDA до 30-40%.

Долговая нагрузка хоть и постепенно снижается, но остается на довольно высоком уровне. На 30.06.2023 г. показатель Чистый долг/EBITDA составляет 3,2.

Сокращение уровня долговой нагрузки является одной из целей компании. К концу 2023 г. планируется достичь целевого уровня показателя Чистый долг/EBITDA, который составляет 2.

Облигации



На Московской бирже торгуются 3 выпуска облигаций с общим объемом 9,7 млрд руб. Полученные средства от размещения облигаций компания направляет на развитие бизнеса в РФ с целью укрепления лидерства на рынке и увеличения прибыльности компании.

Ставка купона у первого выпуска составляет 13%, у второго — 12,7%, у третьего — 13,7%. По первым двум 3-х летним выпускам купон выплачивается раз в 3 месяца, а в третьем 4-х летнем — каждый месяц.

Неудавшееся IPO
Помимо успешного опыта размещения облигаций на бирже, у компании «Делимобиль» имеется также неудачная попытка размещения акций на Нью-Йоркской фондовой бирже.

Торги акциями компании должны были стартовать 8 ноября 2021 года на NYSE под тикером DMOB с последующим допуском на Московскую биржу в ценовом диапазоне $10-12 за бумагу. Компания планировала разместить 20 млн ADS или 40 млн обыкновенных акций и привлечь $200-240 млн по оценке от $760 млн до $912 млн (без учета опциона андеррайтеров), т.е. P/S от 8,8 до 10,6. В случае, если андеррайтеры IPO полностью реализуют предусмотренный для них опцион, то объем размещения увеличится до 23 млн ADS (соответствует 46 млн акций). Free-float должен был составить 26,3% или 29,1% при условии реализации опциона андеррайтеров IPO.

Но 4 ноября стало известно о том, что «Делимобиль» принял решение отложить IPO, сославшись на «неблагоприятные рыночные условия». Хотя в то время рыночные условия были довольно неплохие. Индекс S&P500 находился на своих исторических максимумах.

Возможно, что компании не удалось заинтересовать необходимое количество инвесторов, т.к. бизнес-модель вызывала вопросы в связи со значительным влиянием государства (субсидии от правительства на покупку авто) и конкуренцией с крупными игроками в лице «Яндекса». Но, как показало время, «Делимобиль» смог справится с конкуренцией и удерживает лидирующие позиции на рынке каршеринга. Также была проблема, связанная с ростом стоимости автомобилей, но на данный момент эту проблему компания решила переходом на китайских автопроизводителей. Не исключено появление в автопарке и российских авто на фоне заявлений президента о том, что в каршеринге и такси необходимо использовать отечественные автомобили.

Перспективы развития
Средства, полученные от размещения акций на бирже компания планирует направить на дальнейшее развитие бизнеса.

«Делимобиль» планирует начать региональную экспансию в городах с населением более 500 тыс. человек. Также планируется увеличивать проникновение и охват новых групп населения в крупных городах.

С ростом курса доллара и ухода европейских автопроизводителей значительно выросла стоимость автомобиля. А каршеринг является одной из недорогих и удобных альтернатив в крупных городах.

Итоги
«Делимобиль» — российский сервис по краткосрочной аренде автомобилей, который является лидером каршеринга в России с долей рынка около 50% и самым большим автопарком — более 20 тыс. машин.

«Делимобиль» демонстрирует рост как операционных, так и финансовых показателей в течение последних нескольких лет.

Акции данной компании можно отнести к категории акций роста с характерными проблемами:

до недавнего времени компания была убыточна, но со второго полугодия 2022 года начала показывать прибыль;

высокая долговая нагрузка. На 30.06.2023 г. чистый долг составляет 16 млрд руб., что в 3,2 раза выше показателя EBITDA.

Среди рисков значительное влияние государства и конкуренция с крупными игроками в лице «Яндекса». Также есть проблема, связанная с ростом стоимости автомобилей, но на данный момент она решается переходом на китайских и российских автопроизводителей.

В перспективах увеличить охват населения в крупных городах и начать региональную экспансию в городах с населением более 500 тыс. человек. Проблема лишь в том, будут ли услуги каршеринга популярны в небольших городах также как и в крупных.

Есть перспективы роста спроса на услуги каршеринга в связи с ростом стоимости автомобилей из-за ослабления рубля и ухода европейских автопроизводителей.

В ноябре 2021 года компания планировала провести IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже в ценовом диапазоне $10-12 за бумагу при оценке от $760 млн до $912 млн ( P/S от 8,8 до 10,6), но в итоге приняла решение отложить размещение акций.

Компания может быть оценена в $1,35 млрд исходя из P/S=8, что может быть дорого, т.к. для сравнения P/S у Uber — 2,7, а Lyft — 1.

https://conomy.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу