АЭС возобновляют работу, но урана не хватает » Элитный трейдер
Элитный трейдер


АЭС возобновляют работу, но урана не хватает

15 сентября 2023 The Wall Street Journal | Уран
Цены на полуобработанный уран
Атомные электростанции снова востребованы, что повышает цены на этот радиоактивный элемент

Возрождение атомной энергетики натолкнулось на проблему — резкий рост цен на радиоактивный уран, который потребуется для реакторов в последующие десятилетия.

Новые реакторы подключены к энергосистемам в США, Азии и Европе, при этом продлен срок службы существующих станций. Япония снова вводит в эксплуатацию электростанции, которые были закрыты после катастрофы на Фукусиме в 2011 году. Также принимаются меры для обеспечения коммерческой жизнеспособности проектов небольших модульных реакторов с участием таких компаний, как General Electric и Rolls-Royce.

Восстановление атомной энергетики всколыхнуло рынок урана стоимостью $10 млрд после десятилетнего спада, который ограничивал интерес горнодобывающих компаний к производству топлива. В сложной цепочке поставок, от добычи до обогащения, есть узкие места. Некоторые опасаются, что Запад все-таки введет санкции против топлива из России, где сосредоточены крупнейшие в мире мощности по обогащению урана.

Опасения также усиливаются из-за недавнего переворота в Нигере, который обладает большими запасами урана. По данным аналитиков Morgan Stanley, на долю этой западноафриканской страны приходится примерно 5% мировых поставок урана и 24% импорта в Европейский союз. Особенно зависит от этих поставок французская атомная отрасль. Трейдеры опасаются потенциальных перебоев с поставками и задержек при реализации новых проектов.

По данным аналитической компании UxC, в этом году базисные цены подскочили на 30% примерно до $62 за фунт, что делает уран одним из самых успешных сырьевых товаров. За исключением всплеска в прошлом году после начала конфликта на Украине, это самый высокий уровень с 2011 года, когда из-за аварии на Фукусиме были остановлены десятки реакторов.

«Сейчас рынок снова нуждается в увеличении производства, но это не удастся сделать быстро и легко», — считает Амир Аднани, директор базирующейся в Техасе Uranium Energy.

Наиболее распространенная форма урана — концентрат U3O8. Этот порошок преобразуется в газообразный гексафторид урана, который затем обогащается и выпускается в виде топливных стержней, которые используются на АЭС. Перерабатывать уран способны лишь некоторые компании в США, Канаде, Франции, России и Китае.

По словам трейдеров, коммунальные компании поспешили заключить контракты на переработку, что привело к росту стоимости. ConverDyn, единственное предприятие по переработке в США, в июле перезапустило завод Honeywell в Иллинойсе после почти шестилетнего перерыва. Согласно источникам, заказы оформлены до 2028 года, что свидетельствует о высоком спросе. Во время перезапуска возникли технические проблемы, такие как утечки, что говорит о трудностях, с которыми сталкивается индустрия, пытаясь набрать обороты после простоя.

Дефицит подогревает цены
«Дефицит урана возник на глобальном уровне, но он особенно заметен в западных странах», — отметил Кевин Смит, управляющий директор торговой компании Traxys по металлам для энергетической отрасли.

На рынке урана циклы бумов и спадов, как правило, развиваются медленно, поскольку реализация атомных проектов занимает длительное время. Уран, который покупается сегодня, будет использоваться для атомных станций, начиная с 2026 года, и именно тогда трейдеры ожидают стремительного роста.

По словам аналитиков Jefferies, коммунальные компании могут в 2023 году подписать контракты на поставку максимального объема урана с 2012 года. Трейдеры считает, что из-за этого ралли будет более продолжительным, чем рост во главе с финансовым сектором в 2021 году. Однако эффект от подобного ажиотажа запаздывает. Инвестиционный фонд под управлением Sprott Asset Management, зарегистрированный на бирже в Торонто, обладает большими запасами урана. Структура фонда не позволяет распродавать запасы.

Огромные запасы урана находятся в Казахстане.

Всемирная ядерная ассоциация, отраслевая группа, заявила в отчете за этот месяц, что к 2040 году генерирующие мощности увеличатся на три четверти. Чтобы добыть уран после его обнаружения, горнодобывающей компании требуется от 8 до 15 лет.

«Начинает образовываться дефицит», — заявила Жанна Торторелли, которая управляет процессом поставок ядерного топлива для 21 реактора компании Constellation Energy, базирующейся в Мэриленде.

В Китае строятся 24 реактора, в дополнение к существующим 55 реакторам. Индия планирует расширить атомный комплекс, а некоторые страны рассчитывают установить первые реакторы.

Даже в Японии, где катастрофа на Фукусиме привела к массовым протестам против атомной энергетики, возобновляют работу реакторы, которые были отключены до тех пор, пока они не будут соответствовать более строгим стандартам безопасности. Перезапущена треть из 33 действующих реакторов страны. По данным WNA, готовятся разрешения еще на 16 реакторов, один из которых должен возобновить работу в этом месяце.

Добывающие компании уже получают выгоду за счет более высоких цен. За последний месяц акции казахстанского Казатомпрома, крупнейшего в мире производителя, подскочили на 11% на торгах в Лондоне. Канадский конкурент Cameco за тот же период прибавил 8.7%, хотя ранее в этом месяце компания заявила, что объем производства в этом году будет ниже прогнозов.

«Мы ожидаем, что стена спроса натолкнется на дефицит», — заявил Артур Хайд, партнер хедж-фонда Segra Capital, инвестирующего в уранодобывающие компании.

Согласно документу, с которым удалось ознакомиться The Wall Street Journal, доходность Segra в этом году, включая август, составила 19%. В Cameco отмечают проблемы с оборудованием, техобслуживанием, наличием рабочей силы и проблемами в цепочке поставок. Компания заявила, что может закупать уран на рынке, если это потребуется, чтобы выполнить обязательства перед клиентами, что еще больше подтолкнуло цены.

Ситуация может осложниться
Одним из основных источников поставок Cameco за пределами Канады является Казахстан, где компания имеет совместное предприятие с Казатомпромом. Основная часть казахстанского урана поступает на западный рынок через Россию, сначала поездом, а потом по морю из Санкт-Петербурга. Cameco отказалась от этого маршрута после начала конфликта на Украине в 2022 году. Однако на альтернативном маршруте, который проходит через Каспийское море, Азербайджан, Грузию и Черное море, возникли трудности из-за взаимных атак России и Украины.

Закон о снижении инфляции в США придал рынку еще один импульс, отметил Брэм Вандерелст, глава отдела по рынку урана в Curzon Uranium. Закон предполагает предоставление налоговых льгот, чтобы убедить коммунальные компании и дальше эксплуатировать реакторы после плановых сроков закрытия.

«Когда вы начинаете изучать эти вещи в комплексе, то это действительно может подтолкнуть цены, куда нужно, то есть до $70 или выше, чтобы на рынке появилась дополнительная продукция», — заявил Марк Чалмерс, директор Energy Fuels, базирующейся в Колорадо, в прошлом месяце.

Он ожидает, что минимум один из рудников Energy Fuels возобновит добычу в этом году или в начале 2024 года.

Еще один риск для поставок, к которому готовится рынок, связан с американскими санкциями в отношении российского урана. В Палату представителей и Сенат внесены законопроекты о сокращении или запрете импорта. Трейдеры утверждают, что полный запрет, хотя он маловероятен, может спровоцировать хаос среди некоторых американских коммунальных компаний. На долю России приходится более 40% мировых мощностей по обогащению урана.

«Коммунальным компаниям следует сосредоточиться на безопасности поставок и сбалансировать неустойчивую геополитическую динамику», — считает Майкл Алкин, директор по инвестициям хедж-фонда Sachem Cove Partners, специализирующегося на уране.

http://www.wsj.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter