Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Набиуллина: Обязательная продажа валютной выручки не окажет значимого влияния на курс » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Набиуллина: Обязательная продажа валютной выручки не окажет значимого влияния на курс

16 сентября 2023 Financial One | Рубль
Совет директоров Банка России сообщил о повышении ключевой ставки в третий раз подряд, теперь на 100 базисных пунктов, до 13% годовых. Напомним, что июле ЦБ увеличил ставку с 7,5% до 8,5% годовых, а в августе на внеплановом заседании принял решение о резком повышении показателя на 350 базисных пунктов до 12%.

Как сообщает регулятор, инфляционное давление в российской экономике остается высоким, что и является основным обстоятельством, вынуждающим Банк России увеличивать ставку. Судя по прогнозу ЦБ, по итогам текущего года инфляция будет находиться в диапазоне 6-7% и вернется к цели в 4% в следующем году.

«Предпринятые с июля шаги по повышению ключевой ставки – это ответ на реализацию инфляционных рисков, в том числе из-за влияния валютного курса. … В текущих условиях для возврата к цели потребуется продолжительный период жесткой денежно-кредитной политики», – прокомментировала ситуацию глава ЦБ Эльвира Набиуллина.

Что касается роста российской экономики, в базовом сценарии регулятор прогнозирует, что темп прироста ВВП составит 1,5-2,5% в 2023 году, 0,5-1,5% в 2024 году, 1-2% в 2025 году и 1,5-2,5% в 2026 году.

«Мы прогнозируем, что экономика будет расти сбалансированными темпами, – объясняет глава ЦБ. – Запоздалая реакция денежно-кредитной политики на перегрев экономики может потребовать сокращения деловой активности и даже рецессии, поэтому необходимо вовремя реагировать на инфляционные риски и риски перегрева».

Почему рубль продолжает падать?
По словам Набиуллиной, ослабление рубля отражает результат одновременного действия сразу нескольких факторов.

Во-первых, сократилась валютная выручка из-за значительного снижения стоимостных объемов экспорта в течение года, и в то же время вырос спрос на импорт. Расширение рублевого спроса на импорт при ограниченном поступлении экспортной выручки привело к ослаблению рубля.

Во-вторых, граждане не так активно сберегали в рублях, а компании охотно брали рублевые кредиты, чтобы не расходовать валютную ликвидность. Дополнительный спрос на валюту формировался и через операции по финансовому счету: к примеру, компаниями, которые выкупают российские активы у иностранных владельцев. Это также оказывало давление на курс рубля, отметила глава ЦБ.

По словам Эльвиры Набиуллиной, валютная структура экспортных расчетов сама по себе не оказывает значимого влияния на динамику курса. Даже если экспорт оплачивается в рублях, это в большинстве случаев означает, что покупатель предварительно купил эти рубли, а значит, продал валюту, объясняет она.

«Сейчас ведется дискуссия по валютным ограничениям. Это во многом решение правительства. Я скажу о позиции Центрального банка: если есть необходимость влиять на потоки капитала, которые влияют на курс, то делать это лучше экономическими, а не административными мерами», – подчеркнула глава Банка России.

Говоря об экономических мерах, Набиуллина обратила внимание на важность повышения привлекательности рублевых сбережений, а также создание стимулов для компаний продавать выручку для оплаты текущих расходов вместо того, чтобы брать избыточные кредиты. Напротив, действенность административных ограничений неочевидна, а если она и есть, то существует только в течение ограниченного периода времени. Чем дольше длятся административные ограничения, тем менее эффективными они становятся: компании быстро учатся обходить любые преграды.

«Если мы будем пытаться перекрывать новые лазейки – к примеру, ограничим переводы рублей за рубеж – неэффективные ограничения будут нарастать, как снежный ком. Мы будем что-то закрывать – бизнес найдет новую брешь, и так до бесконечности», – объясняет Набиуллина.

Обязательная продажа валютной выручки не будет эффективной, считает глава ЦБ. Дело в том, что значительная часть выручки уже рублевая, а доля продажи экспортерами валютной части остается достаточно высокой. При этом, продав валютную выручку, компании получают возможность купить ее обратно в тех объемах, которые сочтут нужными. В итоге мы увидим лишь рост оборота на валютном рынке, но баланс спроса и предложения не изменится, поэтому не стоит вести речь о потенциале хоть сколько-нибудь значительного влияния на курс.

«Хочу привести несколько цифр: по последним данным, по всему экспорту 42% выручки уже в рублях. Если смотреть на наших экспортеров, которые держат валютную выручку на счетах за рубежом, то эти объемы практически не менялись. Они составляют менее 1% от общего объема экспортной валютной выручки», – прокомментировала ситуацию Эльвира Набиуллина.

Многие эксперты предполагают, что одним из ключевых факторов ослабления рубля стал отток капитала. Это важный фактор, но далеко не самый значимый, считает регулятор. Более того, отток капитала в текущем году оказался значительно меньшим, чем в прошлом, подчеркнула Набиуллина.

Глава ЦБ еще раз обратила внимание на то, что курс рубля в России является плавающим. Никаких психологических отметок, по типу 100 рублей за доллар, после преодоления которых регулятор начнет принимать активные шаги для искусственного укрепления национальной валюты, не существует.