18 сентября 2023 ИХ "Финам" Поздеева Екатерина
Джесси Ливермора называют самым легендарным трейдером всех времен. В начале XX века он трижды зарабатывал и терял миллионные состояния - порой всего за один день. До него ни один частный трейдер не работал на бирже с такими огромными суммами. Во многом благодаря Ливермору и его правилам биржевой торговли современный трейдинг и стал таким, каким мы его знаем. Однако судьба «Великого медведя» сложилась весьма трагически: за стремительными взлетами следовали столь же оглушительные падения, от последнего из которых он так и не смог оправиться.
Finam.ru рассказывает, как Джесси Ливермор стал самым успешным трейдером своего времени и все потерял.
Путь от $5 до $500 тыс.
В пересчете на современные деньги максимальное состояние, которым на пике своей карьеры владел Джесси Ливермор, составляет $1,5 млрд. Впечатляющий результат для мальчика из бедной семьи, сумевшего заработать колоссальную сумму исключительно благодаря биржевой торговле.
Ливермор родился в 1877 году в семье фермера в Массачусетсе, США. Он рос одаренным ребенком: в пять лет уже читал газеты, в том числе финансовые, а в школе за год овладел трехлетней программой по математике. Однако ему пришлось прервать обучение в 14 лет. Отец Ливермора считал, что дальнейшее образование фермеру ни к чему, и решил, что сыну пора работать на земле. Мать Ливермора не желала способному ребенку такой судьбы, поэтому дала ему $5 и отправила в Бостон, где он мог найти другую работу. Там Ливермор устроился в брокерскую контору Paine & Webber, где отвечал за запись цен акций на доске. Скоро он начал записывать их и в свой дневник, находя закономерности роста и падения ценных бумаг. Когда он обрел достаточную уверенность в знаниях, то начал вкладывать в акции и собственные деньги. В 15 лет Ливермор еще не мог открыть настоящий брокерский счет, поэтому стал ставить деньги в небольших биржевых фирмах, которые принимали ставки на рост или падение акций. Это было рискованное предприятие, поскольку подобные фирмы не давали такой защиты инвесторам, как фондовая биржа. Реальной ликвидности было мало, зато был огромный спред. Тем не менее, Ливермор рискнул и поставил $5 на акции чикагской железнодорожной компании Burlington and Quincy Railroad, заработав первые $3,12. Вскоре его заработок от ставок на акции превысил доход от Paine Webber. Успехи в биржевых конторах привели к тому, что Ливермора занесли в черный список всех подобных заведений Бостона. В 1899 году он был вынужден переехать в Нью-Йорк, где начал торговать на Уолл-стрит. К тому времени его состояние достигло уже $10 тыс. Но скоро трейдер потерял всю сумму, поскольку работа на Уолл-стрит требовала другого подхода. Бегущая ценовая лента биржи запаздывала на 30-40 минут от реального изменения цен, что не позволяло быстро принимать правильные решения. Ливермор сменил стратегию: если раньше он открывал и продавал позиции в течение нескольких часов, максимум - одного дня, то теперь стал держать позиции несколько дней или даже недель.
После крупного проигрыша на Уолл-стрит Джесси занял $500 и переехал в Сент-Луис, чтобы торговать на новой территории. Люди в Сент-Луисе не обладали такими навыками успешной торговли в биржевых конторах, как Джесси Ливермор, и его дела быстро пошли в гору.
После успешной сделки он вернулся в Нью-Йорк с $2,5 тыс., погасил кредит в $500 и решил торговать как на Нью-Йоркской фондовой бирже, так и в брокерских конторах. В 1901 году он вернулся на Уолл-стрит и в том же году купил акции компании Northern Pacific Railway, вскоре превратив свои $10 тыс. в $500 тыс. Помимо анализа и логики, Ливермор опирался также и на собственную интуицию. Так, почувствовав, что скоро акции Northern Pacific Railway могут упасть, 17 апреля 1906 года он открыл крупную короткую позицию по акциям компании. На следующий день в Сан-Франциско произошло ужасное землетрясение, в результате чего он получил прибыль в размере $250 тыс.
Банковская паника и первый миллион
В октябре 1907 года, когда Нью-Йоркская фондовая биржа упала почти на 50% по сравнению с пиком предыдущего года, вызвав панику банкиров, Ливермор открыл еще одну короткую позицию, заработав $1 млн за один день. Вместо того чтобы открывать короткие позиции и дальше, он начал покупать как можно больше акций, поощряя других делать то же самое, что привело к скорейшему восстановлению цен на акции. При этом он получил огромную прибыль, доведя свое общее состояние до $3 млн и став героем в глазах других трейдеров.
Далее Ливермор почти монополизировал хлопковый рынок в Чикаго. Он увидел, как один из его коллег в мире торговли, Перси «Хлопковый король» Томас, не смог захватить рынок хлопка и практически разорился. Его падение оставило хлопок на сильном медвежьем рынке. Ливермор заметил эту возможность и быстро действовал, купив 120 тыс. тюков хлопка спустя несколько месяцев после банкротства «Хлопкового короля».
Конечно, агрессивные покупки Ливермора подтолкнули цену вверх, но не настолько, чтобы полностью закрыть его крупную позицию на неликвидном рынке хлопка.
В результате Джесси Ливермор применил ныне незаконную тактику манипулирования рынком под названием «закрашивание ленты». Во времена Ливермора рынки регулировались гораздо меньше, и подобные вещи происходили без особых вопросов. Трейдер сделал несколько крупных ордеров на покупку при закрытии рынка, зная, что агрессивность перенесется и на последующие сессии, что позволит ему ликвидировать свою позицию с прибылью. На следующее утро заголовок газеты New York World гласил: «Ливермор загнал хлопок в угол». Конечно, на открытии рынок резко вырос, что позволило Ливермору продать акции с приличной прибылью.
Однако трейдер Тедди Прайс, который тоже занимался хлопком, продолжал его продавать, и в 1908 году Ливермор потерял 90% того, что заработал в 1907-ом.
После 1908 года его убытки начали расти, и в конце концов у Ливермора накопился долг в $1 млн. В 1915 году он был вынужден объявить о банкротстве. Но вскоре ему предложили торговую площадку из 500 акций, которую Ливермор использовал разумно, и к 1917 году вернулся на Уолл-стрит.
В 1918 году он начал активно инвестировать в хлопок, снова пытаясь монополизировать рынок; но отказался от него по просьбе президента США Вудро Вильсона, пригласившего его в Белый дом.
Великая депрессия. Пик и падение
В 1929 году американский фондовый рынок был раскален, пузырь на нем рос. Розничные инвесторы были полностью вовлечены в торговлю ценными бумагами, вкладывая большую часть своих денег в популярные акции цикла.
Ливермор искал первые признаки слабости, чтобы продать свои длинные позиции. Тогда он смог дождаться подходящего момента, чтобы продать акции, которые считал наиболее переоцененными.
Ливермор предпочитал владеть ведущими акциями, когда тренд сильный и восходящий, но он ожидал, что те же самые ведущие акции упадут сильнее всего, поскольку они больше всего отклонились от справедливой стоимости.
Когда ведущие акции не смогли «возглавить» рынок и достичь новых максимумов, Ливермор понял, что рынок слаб. В течение следующих нескольких месяцев он продавал свои длинные позиции и отправлял на рынок небольшие, пробные короткие ставки. Несмотря на то, что трейдер естественно не ожидал настолько масштабного падения, когда индекс Dow Jones обвалился на 40% за несколько дней в конце октября 1929 года, пока остальные теряли состояния и сходили с ума, Ливермор заработал $100 млн на короткой позиции по Великой депрессии. Как тогда разоренные американцы возненавидели этого прозорливого человека, который заработал огромные деньги на их крахе. Ливермору даже поступали угрозы похищения и убийства.
Как ни странно, вскоре удача отвернулась от Ливермора, и эти $100 млн растаяли как дым. В начале 1930-х годов из-за личных проблем он начал терять душевное здоровье. Создание в 1934 году Комиссии по ценным бумагам и биржам США с ее новыми ограничениями также негативно повлияло на его торговлю. Он больше не мог торговать так, как привык, многие рыночные манипуляции теперь были запрещены. В 1934 году он во второй раз объявил о банкротстве, и его членство в Чикагской торговой палате было приостановлено. Ливермор верил, что снова сможет восстановить свое состояние, однако больше этого не произошло. В 1939 году Ливермор открыл бизнес по финансовому консультированию, где продавал систему технического анализа, но его финансовые обязательства по-прежнему превышали активы. Не справившись с депрессией, 28 ноября 1940 года Джесси Ливермор застрелился в гардеробе нью-йоркского отеля «Шерри-Нидерланд». Ему было 63 года.
Несмотря на такой печальный жизненный итог, принципы торговли Ливермора навсегда изменили трейдинг, а его судьба стала предостережением для всех, кто хочет добиться успеха на бирже.
«Спекуляции - самая увлекательная игра в мире. Но это игра не для глупых, умственно ленивых людей с низким эмоциональным балансом или искателей приключений, которые быстро разбогатеют. Они умрут бедными», - предупреждает легендарный трейдер, который и сам порой отклонялся от собственных разумных правил. И это обошлось ему слишком дорого…
Finam.ru рассказывает, как Джесси Ливермор стал самым успешным трейдером своего времени и все потерял.
Путь от $5 до $500 тыс.
В пересчете на современные деньги максимальное состояние, которым на пике своей карьеры владел Джесси Ливермор, составляет $1,5 млрд. Впечатляющий результат для мальчика из бедной семьи, сумевшего заработать колоссальную сумму исключительно благодаря биржевой торговле.
Ливермор родился в 1877 году в семье фермера в Массачусетсе, США. Он рос одаренным ребенком: в пять лет уже читал газеты, в том числе финансовые, а в школе за год овладел трехлетней программой по математике. Однако ему пришлось прервать обучение в 14 лет. Отец Ливермора считал, что дальнейшее образование фермеру ни к чему, и решил, что сыну пора работать на земле. Мать Ливермора не желала способному ребенку такой судьбы, поэтому дала ему $5 и отправила в Бостон, где он мог найти другую работу. Там Ливермор устроился в брокерскую контору Paine & Webber, где отвечал за запись цен акций на доске. Скоро он начал записывать их и в свой дневник, находя закономерности роста и падения ценных бумаг. Когда он обрел достаточную уверенность в знаниях, то начал вкладывать в акции и собственные деньги. В 15 лет Ливермор еще не мог открыть настоящий брокерский счет, поэтому стал ставить деньги в небольших биржевых фирмах, которые принимали ставки на рост или падение акций. Это было рискованное предприятие, поскольку подобные фирмы не давали такой защиты инвесторам, как фондовая биржа. Реальной ликвидности было мало, зато был огромный спред. Тем не менее, Ливермор рискнул и поставил $5 на акции чикагской железнодорожной компании Burlington and Quincy Railroad, заработав первые $3,12. Вскоре его заработок от ставок на акции превысил доход от Paine Webber. Успехи в биржевых конторах привели к тому, что Ливермора занесли в черный список всех подобных заведений Бостона. В 1899 году он был вынужден переехать в Нью-Йорк, где начал торговать на Уолл-стрит. К тому времени его состояние достигло уже $10 тыс. Но скоро трейдер потерял всю сумму, поскольку работа на Уолл-стрит требовала другого подхода. Бегущая ценовая лента биржи запаздывала на 30-40 минут от реального изменения цен, что не позволяло быстро принимать правильные решения. Ливермор сменил стратегию: если раньше он открывал и продавал позиции в течение нескольких часов, максимум - одного дня, то теперь стал держать позиции несколько дней или даже недель.
После крупного проигрыша на Уолл-стрит Джесси занял $500 и переехал в Сент-Луис, чтобы торговать на новой территории. Люди в Сент-Луисе не обладали такими навыками успешной торговли в биржевых конторах, как Джесси Ливермор, и его дела быстро пошли в гору.
После успешной сделки он вернулся в Нью-Йорк с $2,5 тыс., погасил кредит в $500 и решил торговать как на Нью-Йоркской фондовой бирже, так и в брокерских конторах. В 1901 году он вернулся на Уолл-стрит и в том же году купил акции компании Northern Pacific Railway, вскоре превратив свои $10 тыс. в $500 тыс. Помимо анализа и логики, Ливермор опирался также и на собственную интуицию. Так, почувствовав, что скоро акции Northern Pacific Railway могут упасть, 17 апреля 1906 года он открыл крупную короткую позицию по акциям компании. На следующий день в Сан-Франциско произошло ужасное землетрясение, в результате чего он получил прибыль в размере $250 тыс.
Банковская паника и первый миллион
В октябре 1907 года, когда Нью-Йоркская фондовая биржа упала почти на 50% по сравнению с пиком предыдущего года, вызвав панику банкиров, Ливермор открыл еще одну короткую позицию, заработав $1 млн за один день. Вместо того чтобы открывать короткие позиции и дальше, он начал покупать как можно больше акций, поощряя других делать то же самое, что привело к скорейшему восстановлению цен на акции. При этом он получил огромную прибыль, доведя свое общее состояние до $3 млн и став героем в глазах других трейдеров.
Далее Ливермор почти монополизировал хлопковый рынок в Чикаго. Он увидел, как один из его коллег в мире торговли, Перси «Хлопковый король» Томас, не смог захватить рынок хлопка и практически разорился. Его падение оставило хлопок на сильном медвежьем рынке. Ливермор заметил эту возможность и быстро действовал, купив 120 тыс. тюков хлопка спустя несколько месяцев после банкротства «Хлопкового короля».
Конечно, агрессивные покупки Ливермора подтолкнули цену вверх, но не настолько, чтобы полностью закрыть его крупную позицию на неликвидном рынке хлопка.
В результате Джесси Ливермор применил ныне незаконную тактику манипулирования рынком под названием «закрашивание ленты». Во времена Ливермора рынки регулировались гораздо меньше, и подобные вещи происходили без особых вопросов. Трейдер сделал несколько крупных ордеров на покупку при закрытии рынка, зная, что агрессивность перенесется и на последующие сессии, что позволит ему ликвидировать свою позицию с прибылью. На следующее утро заголовок газеты New York World гласил: «Ливермор загнал хлопок в угол». Конечно, на открытии рынок резко вырос, что позволило Ливермору продать акции с приличной прибылью.
Однако трейдер Тедди Прайс, который тоже занимался хлопком, продолжал его продавать, и в 1908 году Ливермор потерял 90% того, что заработал в 1907-ом.
После 1908 года его убытки начали расти, и в конце концов у Ливермора накопился долг в $1 млн. В 1915 году он был вынужден объявить о банкротстве. Но вскоре ему предложили торговую площадку из 500 акций, которую Ливермор использовал разумно, и к 1917 году вернулся на Уолл-стрит.
В 1918 году он начал активно инвестировать в хлопок, снова пытаясь монополизировать рынок; но отказался от него по просьбе президента США Вудро Вильсона, пригласившего его в Белый дом.
Великая депрессия. Пик и падение
В 1929 году американский фондовый рынок был раскален, пузырь на нем рос. Розничные инвесторы были полностью вовлечены в торговлю ценными бумагами, вкладывая большую часть своих денег в популярные акции цикла.
Ливермор искал первые признаки слабости, чтобы продать свои длинные позиции. Тогда он смог дождаться подходящего момента, чтобы продать акции, которые считал наиболее переоцененными.
Ливермор предпочитал владеть ведущими акциями, когда тренд сильный и восходящий, но он ожидал, что те же самые ведущие акции упадут сильнее всего, поскольку они больше всего отклонились от справедливой стоимости.
Когда ведущие акции не смогли «возглавить» рынок и достичь новых максимумов, Ливермор понял, что рынок слаб. В течение следующих нескольких месяцев он продавал свои длинные позиции и отправлял на рынок небольшие, пробные короткие ставки. Несмотря на то, что трейдер естественно не ожидал настолько масштабного падения, когда индекс Dow Jones обвалился на 40% за несколько дней в конце октября 1929 года, пока остальные теряли состояния и сходили с ума, Ливермор заработал $100 млн на короткой позиции по Великой депрессии. Как тогда разоренные американцы возненавидели этого прозорливого человека, который заработал огромные деньги на их крахе. Ливермору даже поступали угрозы похищения и убийства.
Как ни странно, вскоре удача отвернулась от Ливермора, и эти $100 млн растаяли как дым. В начале 1930-х годов из-за личных проблем он начал терять душевное здоровье. Создание в 1934 году Комиссии по ценным бумагам и биржам США с ее новыми ограничениями также негативно повлияло на его торговлю. Он больше не мог торговать так, как привык, многие рыночные манипуляции теперь были запрещены. В 1934 году он во второй раз объявил о банкротстве, и его членство в Чикагской торговой палате было приостановлено. Ливермор верил, что снова сможет восстановить свое состояние, однако больше этого не произошло. В 1939 году Ливермор открыл бизнес по финансовому консультированию, где продавал систему технического анализа, но его финансовые обязательства по-прежнему превышали активы. Не справившись с депрессией, 28 ноября 1940 года Джесси Ливермор застрелился в гардеробе нью-йоркского отеля «Шерри-Нидерланд». Ему было 63 года.
Несмотря на такой печальный жизненный итог, принципы торговли Ливермора навсегда изменили трейдинг, а его судьба стала предостережением для всех, кто хочет добиться успеха на бирже.
«Спекуляции - самая увлекательная игра в мире. Но это игра не для глупых, умственно ленивых людей с низким эмоциональным балансом или искателей приключений, которые быстро разбогатеют. Они умрут бедными», - предупреждает легендарный трейдер, который и сам порой отклонялся от собственных разумных правил. И это обошлось ему слишком дорого…
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба