19 сентября 2023 Just2Trade
Этот год предвещал успешные результаты для авиакомпаний: спрос на поездки вернулся, а пандемия Covid-19 исчезла за горизонтом. Чего же никто не ожидал, так это того, что чрезвычайно важный и часто значительно ухудшающий перспективы отрасли фактор вновь обретет столь мощное негативное воздействие.
Поскольку цены на нефть существенно выросли за последние три месяца, особенно резко после того, как ранее в этом месяце Саудовская Аравия и Россия продлили сокращение своих объемов поставок, то акции авиакомпаний несут значительные потери. В сентябре отраслевой фондовый индекс авиакомпаний — S&P Supercomposite Airlines Industry Index — переместился на «медвежью» территорию, продолжив устойчивое и быстрое снижение с последних максимумов, достигнутых в середине июля.
Несколько крупных американских авиаперевозчиков на прошлой неделе понизили прогнозы прибыли в 3-м квартале вследствие непредвиденного скачка цен на нефть, а также роста затрат на рабочую силу и слабого спроса на внутренние перевозки. В то же время, по данным Bloomberg Intelligence усредненная оценка аналитиков величины прибыли авиакомпаний США в 2023 году снизилась на 8% с начала июля. Ожидания по прибыли в 2024 году упали на 10% за тот же период времени.
«Стоимость топлива сейчас представляет собой наибольший риск в отношении прибылей авиакомпаний» — сказал в ходе интервью аналитик Bloomberg Intelligence Джордж Фергюсон. «Авиакомпании в 3-м квартале заложили более низкие цены на топливо в тарифные планы, а затем цены на нефть резко выросли. Я полагаю, что авиакомпании не предвидели этого». По данным Bloomberg Intelligence, затраты на авиатопливо составляют примерно 25% годовых операционных расходов крупных авиакомпаний США, но в 1-м квартале 2023 года этот показатель увеличился примерно до 30%, а во 2-м квартале снизился почти до 20%. Фергюсон ожидает, что этот процент снова вырастет в течение двух последних кварталов года.
Отраслевой фондовый индекс авиакомпаний снизился на 24% от достигнутого 11 июля максимального значения до уровня закрытия в прошлый четверг, тогда как широкий индекс S&P 500 за тот же период увеличился на 1.5%. По данным Bespoke Investment Group, индекс авиакомпаний зафиксировал худшие показатели за аналогичный период только один раз — за девять недель, закончившихся в июне 2022 года — после шока, связанного с Covid-19.
На следующий день в пятницу рыночные позиции авиакомпаний несколько укрепились (немного нивелировав ранее понесенные потери), при этом лучше других выглядели крупные авиаперевозчики — United Airlines Holdings Inc., Southwest Airlines Co. и Delta Air Lines Inc.
Последний рост цен на нефть произошел на фоне увеличившихся затрат авиакомпаний на рабочую силу и падения спроса на внутренние перевозки, так как на потребительских расходах американцев очень сказывается высокая инфляция. Данные по инфляции, опубликованные на прошлой неделе, продемонстрировали очередное повышение цен на авиабилеты в августе, что вызвало обеспокоенность среди аналитиков по поводу платежеспособности широких слоев потенциальных пассажиров, что, в свою очередь, ограничивает возможности авиаперевозчиков перекладывать растущие расходы на клиентов.
«Если потребитель сможет это осилить, авиакомпании постараются повысить тарифы, чтобы покрыть расходы на топливо» — отметил Джордж Фергюсон из Bloomberg Intelligence. «Но я предполагаю, что потребитель в настоящий момент не в состоянии выдержать значительное увеличение цен на авиабилеты».
С другой стороны, некоторые эксперты придерживаются того мнения, что ряд ухудшившихся прогнозов авиакомпаний в отношении финансовых результатов в 3-м квартале и недавняя распродажа устранили неопределенности и позволили акциям добиться некоторого подъема. Фактически, отраслевой фондовый индекс авиакомпаний сейчас переместился в так называемую «зону перепроданности», которая указывает на то, что индикатор упал чрезмерно сильно и слишком быстро и сигнализирует о возможном предстоящем развороте. Индекс авиакомпаний торговался на 45% ниже своего допандемического уровня на момент последнего закрытия, тогда как индекс S&P 500 за то же время вырос на 32%.
Тем не менее, любой устойчивый рост стоимости акций авиакомпаний все еще может занять некоторое время, говорят рыночные стратегические аналитики, особенно учитывая, что динамика цен на нефть непредсказуема, перспективы авиаперевозок остаются туманными, а инвесторы обращаются к другим секторам с меньшей неопределенностью и более сильными денежными потоками.
«Авиакомпании проигрывают в конкурентной борьбе за капитал» — заявил в интервью Тодд Сон, стратегический аналитик в Strategas, отметив, что инвесторы предпочитают вкладываться в акции энергетических компаний. «Выигрыш энергетического сектора — это урон для авиакомпаний».
https://www.finam.eu/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу