С начала сентября в России заметными темпами растут цены на бензин.
По последним доступным данным Росстата, средняя стоимость литра бензина по стране 11 сентября составляла 55,21 ₽. Неделей раньше, 4 сентября, она была 54,83 ₽.
При этом жители некоторых регионов жалуются на дефицит топлива на заправках: такие сообщения были на Юге, в некоторых сибирских регионах, в Поволжье. Но даже несмотря на рост цен, АЗС уже несколько месяцев торгуют бензином в убыток себе.
21 сентября правительство ввело временные ограничения на экспорт автомобильного бензина и дизельного топлива. Но сколько они будут действовать, пока неясно.
Почему растут цены на бензин
Причин роста цен на бензин несколько. Вероятно, по отдельности они бы не привели к такому результату, но все вместе сложились в проблему. Вот что толкает цены вверх.
Рост цен на бензин и дизельное топливо на мировых рынках. Крэк-спреды, то есть разница между стоимостью бензина и нефти, сильно выросли на рынках Азии. Если еще в начале лета крэк-спред для дизельного топлива и нефти составлял порядка 140—150 $, то к концу лета достигал 300 $. Это серьезно повысило привлекательность экспорта бензина и дизеля для российских нефтяных компаний.
Адаптация к санкциям. С 5 февраля 2023 года действует эмбарго на поставки российских нефтепродуктов в Евросоюз. К лету логистические потоки, которые были затруднены в первые месяцы после введения европейских санкций, успели перестроиться. Российские нефтепродукты вышли на рынки Северной и Западной Африки, на Ближний Восток, в Латинскую Америку. Бразилия стала вторым по объемам после Турции покупателем российского дизеля. Внешний спрос высокий, возможности для экспорта есть.
Ослабление курса рубля. В конце августа — начале сентября курс доллара достигал 97—100 ₽, сейчас остается 1 $ (97 ₽) — на 20 ₽ выше майских уровней. Это привело к тому, что поставлять на экспорт выгоднее, и это тянет вверх цены на внутреннем рынке.
Ремонты на НПЗ. НПЗ ремонтируются каждый год, и в основном летом. Это может выглядеть нелогично, потому что летом, как правило, пик спроса из-за отпусков и сельскохозяйственных работ. Но летом проще ремонтировать. Это очевидно для НПЗ, которые находятся в Поволжье и Сибири: зимой там очень холодно, а часть работ нужно проводить на открытом воздухе. У НПЗ на Юге таких проблем нет, но там просто так исторически сложилось, что НПЗ ремонтируют летом.
Графики ремонтов НПЗ заранее подают в Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса. Минэнерго знает об этих графиках и может даже попросить провести какие-то работы в другой период — такие случаи бывали.
В этот раз на ремонт ушло много НПЗ на Юге, в том числе Астраханский НПЗ, и ремонт затянулся. Это привело к тому, что на некоторых заправках в этом регионе возник дефицит бензина и дизельного топлива.
Полностью на ремонте и не перерабатывают нефть сейчас два НПЗ — ТАИФ и Саратовский НПЗ. Но еще на восьми НПЗ, включая крупнейшие в стране Омский, Киришский, Рязанский, Пермский и Волгоградский, ремонтируются отдельные установки, что сокращает их возможности по производству светлых нефтепродуктов, то есть бензина и дизеля.
Рост спроса на внутренний туризм. Начиная с 2010-х годов россияне стали больше ездить по стране на личном транспорте, а в последние два-три года этот тренд усилился: в том числе потому, что сейчас полеты по стране и за рубеж слишком дорогие. Это тоже приводит к высокому спросу на бензин.
Сокращение выплат по демпферу. В 2019 году в России для цен на бензин ввели демпфер — специальный стабилизатор, который не позволяет ценам на бензин слишком сильно колебаться. Работает он так: если экспортные цены поднимаются выше определенного уровня, НПЗ не повышают цены, а получают компенсацию из бюджета.
Если же экспортные цены падают ниже этого уровня, НПЗ продолжают продавать бензин по прежней цене, но свой излишек прибыли на внутреннем рынке отдают в бюджет. По факту выплаты по демпферу почти все время получали нефтяники, потому что экспортные цены всегда были выше установленного порога. Бюджет получал выплаты по демпферу только несколько месяцев в пандемию.
При этом в августе эти выплаты в пользу нефтяников стали рекордными: из-за роста мировых цен выплаты по демпферу для бензина достигли 39 000 ₽ за тонну, тогда как биржевые цены с учетом акциза и НДС составляли на максимумах 68 000—70 000 ₽ за тонну.
По итогам августа нефтяники могут получить рекордные за последние полтора года 288—295 млрд рублей. В целом с начала 2019 года выплаты уже составили 3,9 трлн рублей.
Высокие выплаты по демпферу удерживали от роста цены на внутреннем рынке. С 1 сентября выплаты по демпферу сокращены в два раза и по факту вообще могут обнулиться. Это может быть серьезным стимулом к дальнейшему росту цен.
Теневой экспорт. Это болезненная проблема, в том числе и для Минэнерго. Теневой экспорт устроен так: НПЗ фактически отгружает нефтепродукты на внутренний рынок, а дальше трейдеры перенаправляют поставки на экспорт. Обычно это невыгодно, потому что трейдер не может легально получить возмещение по акцизу и НДС, которые уплачиваются при поставках на внутренний рынок. Но сейчас цена на внешних рынках так высока, что делает такие поставки выгодными.
Загруженность РЖД. Из-за перенаправления транспортных потоков внутри страны и на экспорт железная дорога в последние полтора года оказалась перегружена. В каких-то случаях доставка партий топлива, которая раньше занимала 5—7 дней, может занимать и 10 дней, и две недели. В некоторых случаях трейдеры говорят, что ждут свою партию больше месяца. Это создает проблемы на региональном уровне и на самих автозаправках — возникает дефицит.
Изменение логистики внутри страны. Раньше грузы автотранспортом в России доставляли по коротким маршрутам: из портов Северо-Запада, из Санкт-Петербурга в Москву и Центральную Россию. Сейчас маршруты перестроились. Существенно выросли перевозки с Юга, а это более протяженные маршруты. Выросли перевозки из Центральной Азии, из Китая. И это приводит к тому, что спрос на дизель стал больше: просто потому что стало больше транспортное плечо.
Почему демпфер было решено сократить именно сейчас
Изменить условия выплат по демпферу было окончательно решено в июле, когда Госдума приняла соответствующий законопроект. Со стороны это решение может выглядеть несвоевременным, но надо принимать во внимание, что все решения по налоговому регулированию очень долго обсуждаются.
Обсуждения того, что выплаты по демпферу надо сократить вдвое, начались весной 2023 года. Тогда ни Минфин, ни Минэнерго не ожидали существенных проблем с предложением топлива на российском рынке и что цены на нефть вырастут, а дисконты для российской нефти сократятся. Насколько я понимаю, чиновников в тот период волновало в основном сокращение расходов. Минфин был озабочен тем, как сбалансировать бюджет в условиях сравнительно низких нефтегазовых доходов, и предложил сократить выплаты по демпферу вдвое.
Но летом цены на Urals выросли в 1,3 раза в долларовом выражении, что стало серьезным шоком для внутреннего рынка.
Когда цены перестанут расти
Сейчас рынок стоит перед двумя серьезными вызовами: локальным дефицитом, то есть исчезновением топлива на отдельных АЗС в некоторых регионах, и продолжающимся ростом цен.
Я думаю, что в октябре — ноябре острота проблемы физического дефицита топлива пойдет на спад из-за сезонного сокращения потребления и принятых правительством мер по ограничению экспорта нефтепродуктов.
С ценами все сложнее. Биржевые цены сейчас снижаются из-за сообщения об ограничении экспорта, но проблема с разницей цен на внешних и внутреннем рынке никуда не исчезла. Это значит, что в будущем при снятии ограничений цены могут вернуться к росту и правительству придется обсуждать механизмы выравнивания ценовых условий, то есть фактически вернуться к выбору между демпфером, экспортной пошлиной и «третьим путем». Расскажу подробнее о каждом варианте.
Возврат демпфера. Этот вариант выглядит наиболее понятным для участников рынка, но создает в регулировании американские горки: сначала мы сокращаем выплаты, причем долгосрочно — до 2026 года, а потом снова возвращаем все как было. Такое решение может стать одним из самых быстрых изменений налогового законодательства, поэтому я думаю, что это маловероятно.
Введение экспортной пошлины. Повышенная экспортная пошлина может стать долгосрочным «стабилизатором» ситуации.
Тем более что в нашей истории такие меры уже были. Во время предыдущего топливного кризиса в 2011 году вводились повышенные экспортные пошлины на автомобильный бензин. Но тогда проблема была в другом — нужно было модернизировать НПЗ, сохраняя предложение на внутреннем рынке. И эту проблему удалось решить. Повышение экспортной пошлины, однако, может ухудшить экономику отрасли и создать стимулы для экспорта сырой нефти, а не увеличения нефтепереработки.
Введение экспортных квот. Такой шаг могут предпринять при ослаблении экспортных ограничений. Минэнерго может разрешить экспортировать топливо только самим НПЗ или ВИНКам
при выполнении определенных норм по поставкам на внутренний рынок.
Пока ограничения на экспорт дают возможность для маневра, но регулятору и участникам рынка придется вернуться к обсуждению того, как «донастроить» налоговую систему. И, я думаю, достаточно скоро.
https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
По последним доступным данным Росстата, средняя стоимость литра бензина по стране 11 сентября составляла 55,21 ₽. Неделей раньше, 4 сентября, она была 54,83 ₽.
При этом жители некоторых регионов жалуются на дефицит топлива на заправках: такие сообщения были на Юге, в некоторых сибирских регионах, в Поволжье. Но даже несмотря на рост цен, АЗС уже несколько месяцев торгуют бензином в убыток себе.
21 сентября правительство ввело временные ограничения на экспорт автомобильного бензина и дизельного топлива. Но сколько они будут действовать, пока неясно.
Почему растут цены на бензин
Причин роста цен на бензин несколько. Вероятно, по отдельности они бы не привели к такому результату, но все вместе сложились в проблему. Вот что толкает цены вверх.
Рост цен на бензин и дизельное топливо на мировых рынках. Крэк-спреды, то есть разница между стоимостью бензина и нефти, сильно выросли на рынках Азии. Если еще в начале лета крэк-спред для дизельного топлива и нефти составлял порядка 140—150 $, то к концу лета достигал 300 $. Это серьезно повысило привлекательность экспорта бензина и дизеля для российских нефтяных компаний.
Адаптация к санкциям. С 5 февраля 2023 года действует эмбарго на поставки российских нефтепродуктов в Евросоюз. К лету логистические потоки, которые были затруднены в первые месяцы после введения европейских санкций, успели перестроиться. Российские нефтепродукты вышли на рынки Северной и Западной Африки, на Ближний Восток, в Латинскую Америку. Бразилия стала вторым по объемам после Турции покупателем российского дизеля. Внешний спрос высокий, возможности для экспорта есть.
Ослабление курса рубля. В конце августа — начале сентября курс доллара достигал 97—100 ₽, сейчас остается 1 $ (97 ₽) — на 20 ₽ выше майских уровней. Это привело к тому, что поставлять на экспорт выгоднее, и это тянет вверх цены на внутреннем рынке.
Ремонты на НПЗ. НПЗ ремонтируются каждый год, и в основном летом. Это может выглядеть нелогично, потому что летом, как правило, пик спроса из-за отпусков и сельскохозяйственных работ. Но летом проще ремонтировать. Это очевидно для НПЗ, которые находятся в Поволжье и Сибири: зимой там очень холодно, а часть работ нужно проводить на открытом воздухе. У НПЗ на Юге таких проблем нет, но там просто так исторически сложилось, что НПЗ ремонтируют летом.
Графики ремонтов НПЗ заранее подают в Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса. Минэнерго знает об этих графиках и может даже попросить провести какие-то работы в другой период — такие случаи бывали.
В этот раз на ремонт ушло много НПЗ на Юге, в том числе Астраханский НПЗ, и ремонт затянулся. Это привело к тому, что на некоторых заправках в этом регионе возник дефицит бензина и дизельного топлива.
Полностью на ремонте и не перерабатывают нефть сейчас два НПЗ — ТАИФ и Саратовский НПЗ. Но еще на восьми НПЗ, включая крупнейшие в стране Омский, Киришский, Рязанский, Пермский и Волгоградский, ремонтируются отдельные установки, что сокращает их возможности по производству светлых нефтепродуктов, то есть бензина и дизеля.
Рост спроса на внутренний туризм. Начиная с 2010-х годов россияне стали больше ездить по стране на личном транспорте, а в последние два-три года этот тренд усилился: в том числе потому, что сейчас полеты по стране и за рубеж слишком дорогие. Это тоже приводит к высокому спросу на бензин.
Сокращение выплат по демпферу. В 2019 году в России для цен на бензин ввели демпфер — специальный стабилизатор, который не позволяет ценам на бензин слишком сильно колебаться. Работает он так: если экспортные цены поднимаются выше определенного уровня, НПЗ не повышают цены, а получают компенсацию из бюджета.
Если же экспортные цены падают ниже этого уровня, НПЗ продолжают продавать бензин по прежней цене, но свой излишек прибыли на внутреннем рынке отдают в бюджет. По факту выплаты по демпферу почти все время получали нефтяники, потому что экспортные цены всегда были выше установленного порога. Бюджет получал выплаты по демпферу только несколько месяцев в пандемию.
При этом в августе эти выплаты в пользу нефтяников стали рекордными: из-за роста мировых цен выплаты по демпферу для бензина достигли 39 000 ₽ за тонну, тогда как биржевые цены с учетом акциза и НДС составляли на максимумах 68 000—70 000 ₽ за тонну.
По итогам августа нефтяники могут получить рекордные за последние полтора года 288—295 млрд рублей. В целом с начала 2019 года выплаты уже составили 3,9 трлн рублей.
Высокие выплаты по демпферу удерживали от роста цены на внутреннем рынке. С 1 сентября выплаты по демпферу сокращены в два раза и по факту вообще могут обнулиться. Это может быть серьезным стимулом к дальнейшему росту цен.
Теневой экспорт. Это болезненная проблема, в том числе и для Минэнерго. Теневой экспорт устроен так: НПЗ фактически отгружает нефтепродукты на внутренний рынок, а дальше трейдеры перенаправляют поставки на экспорт. Обычно это невыгодно, потому что трейдер не может легально получить возмещение по акцизу и НДС, которые уплачиваются при поставках на внутренний рынок. Но сейчас цена на внешних рынках так высока, что делает такие поставки выгодными.
Загруженность РЖД. Из-за перенаправления транспортных потоков внутри страны и на экспорт железная дорога в последние полтора года оказалась перегружена. В каких-то случаях доставка партий топлива, которая раньше занимала 5—7 дней, может занимать и 10 дней, и две недели. В некоторых случаях трейдеры говорят, что ждут свою партию больше месяца. Это создает проблемы на региональном уровне и на самих автозаправках — возникает дефицит.
Изменение логистики внутри страны. Раньше грузы автотранспортом в России доставляли по коротким маршрутам: из портов Северо-Запада, из Санкт-Петербурга в Москву и Центральную Россию. Сейчас маршруты перестроились. Существенно выросли перевозки с Юга, а это более протяженные маршруты. Выросли перевозки из Центральной Азии, из Китая. И это приводит к тому, что спрос на дизель стал больше: просто потому что стало больше транспортное плечо.
Почему демпфер было решено сократить именно сейчас
Изменить условия выплат по демпферу было окончательно решено в июле, когда Госдума приняла соответствующий законопроект. Со стороны это решение может выглядеть несвоевременным, но надо принимать во внимание, что все решения по налоговому регулированию очень долго обсуждаются.
Обсуждения того, что выплаты по демпферу надо сократить вдвое, начались весной 2023 года. Тогда ни Минфин, ни Минэнерго не ожидали существенных проблем с предложением топлива на российском рынке и что цены на нефть вырастут, а дисконты для российской нефти сократятся. Насколько я понимаю, чиновников в тот период волновало в основном сокращение расходов. Минфин был озабочен тем, как сбалансировать бюджет в условиях сравнительно низких нефтегазовых доходов, и предложил сократить выплаты по демпферу вдвое.
Но летом цены на Urals выросли в 1,3 раза в долларовом выражении, что стало серьезным шоком для внутреннего рынка.
Когда цены перестанут расти
Сейчас рынок стоит перед двумя серьезными вызовами: локальным дефицитом, то есть исчезновением топлива на отдельных АЗС в некоторых регионах, и продолжающимся ростом цен.
Я думаю, что в октябре — ноябре острота проблемы физического дефицита топлива пойдет на спад из-за сезонного сокращения потребления и принятых правительством мер по ограничению экспорта нефтепродуктов.
С ценами все сложнее. Биржевые цены сейчас снижаются из-за сообщения об ограничении экспорта, но проблема с разницей цен на внешних и внутреннем рынке никуда не исчезла. Это значит, что в будущем при снятии ограничений цены могут вернуться к росту и правительству придется обсуждать механизмы выравнивания ценовых условий, то есть фактически вернуться к выбору между демпфером, экспортной пошлиной и «третьим путем». Расскажу подробнее о каждом варианте.
Возврат демпфера. Этот вариант выглядит наиболее понятным для участников рынка, но создает в регулировании американские горки: сначала мы сокращаем выплаты, причем долгосрочно — до 2026 года, а потом снова возвращаем все как было. Такое решение может стать одним из самых быстрых изменений налогового законодательства, поэтому я думаю, что это маловероятно.
Введение экспортной пошлины. Повышенная экспортная пошлина может стать долгосрочным «стабилизатором» ситуации.
Тем более что в нашей истории такие меры уже были. Во время предыдущего топливного кризиса в 2011 году вводились повышенные экспортные пошлины на автомобильный бензин. Но тогда проблема была в другом — нужно было модернизировать НПЗ, сохраняя предложение на внутреннем рынке. И эту проблему удалось решить. Повышение экспортной пошлины, однако, может ухудшить экономику отрасли и создать стимулы для экспорта сырой нефти, а не увеличения нефтепереработки.
Введение экспортных квот. Такой шаг могут предпринять при ослаблении экспортных ограничений. Минэнерго может разрешить экспортировать топливо только самим НПЗ или ВИНКам
при выполнении определенных норм по поставкам на внутренний рынок.
Пока ограничения на экспорт дают возможность для маневра, но регулятору и участникам рынка придется вернуться к обсуждению того, как «донастроить» налоговую систему. И, я думаю, достаточно скоро.
https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу