Минэкономразвития хочет повести рубль по китайскому пути. Глава министерства Максим Решетников заявил, что видит решение проблемы с курсом в «аналоге китайской модели, когда существует некая мембрана между внутренним и внешним рынком рублей». При этом министр специально оговорился, что речь «ни в коем случае не идет о двух различных курсах». Министерство ждет позиции ЦБ, при этом подробности предложенной Решетниковым модели пока неизвестны. Finam.ru собрал мнения экспертов о том, можно ли применить в России китайский опыт и поможет ли это стабилизировать рубль.
Власти всерьез забеспокоились о рубле в августе, когда курс на пике упал до 101 за доллар. Пока в качестве основного инструмента для его стабилизации использовалась ставка ЦБ, которая c конца июля поднималась трижды, суммарно на 5,5 процентного пункта, до 13%. Также проводились обсуждения с экспортерами с целью увеличения продаж валютной выручки. Кроме этого, правительство на прошлой неделе приняло решение ввести с 1 октября для широкого круга товаров экспортные пошлины с привязкой к курсу рубля. Пошлины будут взиматься, когда курс составляет не менее 80 рублей за доллар и составят от 4% до 7% в зависимости от курса.
Но пока рубль предпринятых усилий практически не заметил: курс лишь слегка укрепился и остается в районе 95-96 за доллар. Сегодня к 17:41 мск американская валюта опускается к российской на 0,07%, до 96,18.
Что предлагает Решетников
Министр экономического развития, слова которого привело «РИА Новости», полагает, что если в решении проблемы с курсом рубля полагаться только на ставку ЦБ, то «заложником будет реальный сектор экономики». Кроме того, по его мнению, для стабилизации курса рубля недостаточно было бы просто ввести обязательную продажу валютной выручки. По словам министра, сейчас нет ограничений на перевод рублей за рубеж, «и в результате там будет все больше рублей, которые будут вовлекаться в валютные игры». В итоге Решетников считает, что необходимо наладить мониторинг - сколько рублей циркулирует за рубежом, как они туда попадают, как идут перетоки и какие они создают риски для валютного курса.
Пока Минэкономразвития ждет предложений от ЦБ. При этом Решетников оговорился, что речь не идет о двух различных курсах рубля – «это крайне вредное явление для экономики», и здесь у министерства и ЦБ позиция общая.
Экономист Никита Митрофанов, автор Telegram-канала «Китайская угроза», поясняет, что в нынешней ситуации образовались «издержки экспорта за рубли». За российский экспорт иностранные контрагенты стали расплачиваться рублями, и в Россию на внутренний валютный рынок приходит меньше валюты, что ослабило рубль в этом году. К тому же возник отток капитала, потому что он через рубли вытекает в большем объеме, чем в другой валюте. После формального вывода за границу рубли без ограничений меняли на другую валюту, чем ослабляли нашу нацвалюту.
«Минэк обратил внимание на «офшорные» рубли, и заявил, что без закрытия оттока капитала вопрос стабилизации курса и инфляции не решится. Возможно, это совместная с Минфином позиция, представители которого на прошлой неделе намекали на проработку новых ограничений на хождение капитала в рублях. Тем не менее, Решетников говорит, что надо понять перетоки рублей, поскольку сюда перетекает меньше валюты. Становится сложнее работать импортерам, у которых спрос на дефицитную валюту растет, а рубли за рубежом никто принимать не начал. Этим спичем глава Минэка подколол ЦБ РФ, который не хочет вводить ограничения на хождение рублевого капитала. На его взгляд одним повышением ключевой ставки делу не поможешь, а экономический рост это подорвет существенно. И тут я согласен с министром», - прокомментировал Митрофанов.
Как работает «китайская модель»?
Как напомнил аналитик «Финама» Александр Потавин, китайская модель по сути двухуровневая, и поэтому юань имеет два курса: внутренний (CNY) и оффшорный (CNH). Оффшорный – это юань, размещенный на счетах банков других стран. Он торгуется в основном в Гонконге. Основное отличие оффшорного юаня от внутреннего юаня состоит в том, что Народный Банк Китая не может напрямую контролировать его курс.
«Такая валютная система предполагает, что в Китае разделены валютные потоки на стандартные, связанные с текущим бизнесом (текущий счет) и инвестиции (капитальный счет). По отношению к капитальному счету действует так называемая политика «закрытого счета». С него нельзя свободно выводить и заводить валюту в страну, если не соблюдаются жесткие требования валютного регулирования. В результате такой модели китайский юань не является свободно конвертируемой валютой. Создавалось все это для того, чтобы деньги, заработанные в Китае, было очень сложно вывести в другие страны», - объяснил Потавин.
В результате у Китая, в отличие от России, есть существенные ограничения на трансграничное движение капитала и владение валютой. В качестве примера эксперт указал, что китайские граждане имеют право покупать в банке не более 50 тысяч долларов или другой иностранной валюты в эквивалентной сумме в год. Максимальная сумма перевода за границу в год, установленная для физических лиц, составляет 50 тысяч долларов. Вывод прибыли отечественных компаний в сумме более 50 тысяч долларов подлежит дополнительному контролю. Кроме того, предусмотрена сложная процедура подготовки документов при выводе валюты из КНР.
Как в итоге будут спасать рубль – предположения экспертов
Потавин полагает, что создание условий функционирования валютного рынка в России, подобных китайским, – процесс весьма сложный и затратный. «По сути, Решетников развивает идею главы ВТБ Андрея Костина по ограничению трансграничных переводов валюты и рублей, чтобы сократить дефицит валюты внутри страны. То есть правительство рассматривает идею создать какие-то барьеры на пути свободного вывода денег России, что готовит нас к отказу от конвертируемости рубля. Это также затруднит внешнеэкономические расчеты бизнеса по новым цепочкам, сложившимся в результате санкций. А возникло все это из-за проблемы несбалансированности спроса и предложения валюты вследствие значительного увеличения оффшорного рублевого рынка, при том, что прежние методы нормализации (например, обязательная продажа валютной выручки) уже не работают», - подчеркнул эксперт.
По словам Потавина, попытки сбалансировать спрос и предложение валюты только за счет высокой ключевой ставки могут слишком угнетающе действовать на рост экономики. Но, возможно, лучше начать с ограничения роста расходов госбюджета, поскольку они в значительной степени создают дополнительный рублевый спрос на валюту.
Главный аналитик ИФК «Солид» Дмитрий Донецкий отмечает, что в заявлении Решетникова речь идет не про два валютных курса, условно внутренний и внешний, а про контроль оборота рублей за рубежом. Власти, по всей видимости, считают, что основной причиной столь высокого курса доллара являются валютные спекулянты, и тем самым хотят ограничить нерыночное влияние.
«На наш взгляд, если механизм будет выстроен правильно в ближайшее время, то мы увидим укрепление курса как минимум к 90 рублям за доллар. Тем более, в связи с ростом цен на нефть ожидается приток «нефтедолларов» на валютный рынок. Также власти задействуют экспортную курсовую пошлину, что в моменте также заставит крупный бизнес больше продавать валютной выручки внутри РФ, однако среднесрочная перспектива такой инициативы у нас вызывает сомнения», - оценил Донецкий.
Между тем, инвестбанкир и профессор ВШЭ Евгений Коган полагает, что китайский опыт не поможет рублю. Он отмечает, что Китай использует снижение нормы валютных резервов в банках, покупку госбанками юаней за доллары, контроль над крупными покупками долларов китайскими компаниями, снижение ставок по долларовым депозитам в банках. В КНР действуют серьезные ограничения на вывод капитала. Кроме того, китайский ЦБ может просто «попросить» банки не закупаться валютой. У России же экспорт хуже диверсифицирован и зависит от сырьевых циклов - если потратить все резервы при высоких ценах на нефть, непонятно, что делать при низких. Ставки по депозитам уже низкие, ЦБ вынужден поднимать норму валютных резервов в банках, а валютные риски российских банков несопоставимы с китайскими из-за санкций.
«Обязательная продажа валютной выручки в прошлом году по оценкам самого ЦБ РФ не дала значимых эффектов, а вводить ограничения на вывод капитала наши власти не планируют. Вывод - китайские методы неплохо работают для китайской валюты. Но для нас они бесполезны из-за разных экономических и политических условий», - заключил Коган.
Власти всерьез забеспокоились о рубле в августе, когда курс на пике упал до 101 за доллар. Пока в качестве основного инструмента для его стабилизации использовалась ставка ЦБ, которая c конца июля поднималась трижды, суммарно на 5,5 процентного пункта, до 13%. Также проводились обсуждения с экспортерами с целью увеличения продаж валютной выручки. Кроме этого, правительство на прошлой неделе приняло решение ввести с 1 октября для широкого круга товаров экспортные пошлины с привязкой к курсу рубля. Пошлины будут взиматься, когда курс составляет не менее 80 рублей за доллар и составят от 4% до 7% в зависимости от курса.
Но пока рубль предпринятых усилий практически не заметил: курс лишь слегка укрепился и остается в районе 95-96 за доллар. Сегодня к 17:41 мск американская валюта опускается к российской на 0,07%, до 96,18.
Что предлагает Решетников
Министр экономического развития, слова которого привело «РИА Новости», полагает, что если в решении проблемы с курсом рубля полагаться только на ставку ЦБ, то «заложником будет реальный сектор экономики». Кроме того, по его мнению, для стабилизации курса рубля недостаточно было бы просто ввести обязательную продажу валютной выручки. По словам министра, сейчас нет ограничений на перевод рублей за рубеж, «и в результате там будет все больше рублей, которые будут вовлекаться в валютные игры». В итоге Решетников считает, что необходимо наладить мониторинг - сколько рублей циркулирует за рубежом, как они туда попадают, как идут перетоки и какие они создают риски для валютного курса.
Пока Минэкономразвития ждет предложений от ЦБ. При этом Решетников оговорился, что речь не идет о двух различных курсах рубля – «это крайне вредное явление для экономики», и здесь у министерства и ЦБ позиция общая.
Экономист Никита Митрофанов, автор Telegram-канала «Китайская угроза», поясняет, что в нынешней ситуации образовались «издержки экспорта за рубли». За российский экспорт иностранные контрагенты стали расплачиваться рублями, и в Россию на внутренний валютный рынок приходит меньше валюты, что ослабило рубль в этом году. К тому же возник отток капитала, потому что он через рубли вытекает в большем объеме, чем в другой валюте. После формального вывода за границу рубли без ограничений меняли на другую валюту, чем ослабляли нашу нацвалюту.
«Минэк обратил внимание на «офшорные» рубли, и заявил, что без закрытия оттока капитала вопрос стабилизации курса и инфляции не решится. Возможно, это совместная с Минфином позиция, представители которого на прошлой неделе намекали на проработку новых ограничений на хождение капитала в рублях. Тем не менее, Решетников говорит, что надо понять перетоки рублей, поскольку сюда перетекает меньше валюты. Становится сложнее работать импортерам, у которых спрос на дефицитную валюту растет, а рубли за рубежом никто принимать не начал. Этим спичем глава Минэка подколол ЦБ РФ, который не хочет вводить ограничения на хождение рублевого капитала. На его взгляд одним повышением ключевой ставки делу не поможешь, а экономический рост это подорвет существенно. И тут я согласен с министром», - прокомментировал Митрофанов.
Как работает «китайская модель»?
Как напомнил аналитик «Финама» Александр Потавин, китайская модель по сути двухуровневая, и поэтому юань имеет два курса: внутренний (CNY) и оффшорный (CNH). Оффшорный – это юань, размещенный на счетах банков других стран. Он торгуется в основном в Гонконге. Основное отличие оффшорного юаня от внутреннего юаня состоит в том, что Народный Банк Китая не может напрямую контролировать его курс.
«Такая валютная система предполагает, что в Китае разделены валютные потоки на стандартные, связанные с текущим бизнесом (текущий счет) и инвестиции (капитальный счет). По отношению к капитальному счету действует так называемая политика «закрытого счета». С него нельзя свободно выводить и заводить валюту в страну, если не соблюдаются жесткие требования валютного регулирования. В результате такой модели китайский юань не является свободно конвертируемой валютой. Создавалось все это для того, чтобы деньги, заработанные в Китае, было очень сложно вывести в другие страны», - объяснил Потавин.
В результате у Китая, в отличие от России, есть существенные ограничения на трансграничное движение капитала и владение валютой. В качестве примера эксперт указал, что китайские граждане имеют право покупать в банке не более 50 тысяч долларов или другой иностранной валюты в эквивалентной сумме в год. Максимальная сумма перевода за границу в год, установленная для физических лиц, составляет 50 тысяч долларов. Вывод прибыли отечественных компаний в сумме более 50 тысяч долларов подлежит дополнительному контролю. Кроме того, предусмотрена сложная процедура подготовки документов при выводе валюты из КНР.
Как в итоге будут спасать рубль – предположения экспертов
Потавин полагает, что создание условий функционирования валютного рынка в России, подобных китайским, – процесс весьма сложный и затратный. «По сути, Решетников развивает идею главы ВТБ Андрея Костина по ограничению трансграничных переводов валюты и рублей, чтобы сократить дефицит валюты внутри страны. То есть правительство рассматривает идею создать какие-то барьеры на пути свободного вывода денег России, что готовит нас к отказу от конвертируемости рубля. Это также затруднит внешнеэкономические расчеты бизнеса по новым цепочкам, сложившимся в результате санкций. А возникло все это из-за проблемы несбалансированности спроса и предложения валюты вследствие значительного увеличения оффшорного рублевого рынка, при том, что прежние методы нормализации (например, обязательная продажа валютной выручки) уже не работают», - подчеркнул эксперт.
По словам Потавина, попытки сбалансировать спрос и предложение валюты только за счет высокой ключевой ставки могут слишком угнетающе действовать на рост экономики. Но, возможно, лучше начать с ограничения роста расходов госбюджета, поскольку они в значительной степени создают дополнительный рублевый спрос на валюту.
Главный аналитик ИФК «Солид» Дмитрий Донецкий отмечает, что в заявлении Решетникова речь идет не про два валютных курса, условно внутренний и внешний, а про контроль оборота рублей за рубежом. Власти, по всей видимости, считают, что основной причиной столь высокого курса доллара являются валютные спекулянты, и тем самым хотят ограничить нерыночное влияние.
«На наш взгляд, если механизм будет выстроен правильно в ближайшее время, то мы увидим укрепление курса как минимум к 90 рублям за доллар. Тем более, в связи с ростом цен на нефть ожидается приток «нефтедолларов» на валютный рынок. Также власти задействуют экспортную курсовую пошлину, что в моменте также заставит крупный бизнес больше продавать валютной выручки внутри РФ, однако среднесрочная перспектива такой инициативы у нас вызывает сомнения», - оценил Донецкий.
Между тем, инвестбанкир и профессор ВШЭ Евгений Коган полагает, что китайский опыт не поможет рублю. Он отмечает, что Китай использует снижение нормы валютных резервов в банках, покупку госбанками юаней за доллары, контроль над крупными покупками долларов китайскими компаниями, снижение ставок по долларовым депозитам в банках. В КНР действуют серьезные ограничения на вывод капитала. Кроме того, китайский ЦБ может просто «попросить» банки не закупаться валютой. У России же экспорт хуже диверсифицирован и зависит от сырьевых циклов - если потратить все резервы при высоких ценах на нефть, непонятно, что делать при низких. Ставки по депозитам уже низкие, ЦБ вынужден поднимать норму валютных резервов в банках, а валютные риски российских банков несопоставимы с китайскими из-за санкций.
«Обязательная продажа валютной выручки в прошлом году по оценкам самого ЦБ РФ не дала значимых эффектов, а вводить ограничения на вывод капитала наши власти не планируют. Вывод - китайские методы неплохо работают для китайской валюты. Но для нас они бесполезны из-за разных экономических и политических условий», - заключил Коган.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба