Проблемы на топливном рынке – кто останется в проигрыше? » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Проблемы на топливном рынке – кто останется в проигрыше?

4 октября 2023 ИХ "Финам" Никитин Дмитрий
В России продолжаются проблемы на топливном рынке – розничные цены на АЗС растут намного быстрее инфляции, а биржевые цены неоднократно били рекорды. Власти уже ввели в связи с этим экстренные меры, в частности, с 21 сентября был запрещен на неопределенный срок экспорт нефтепродуктов. После этого биржевые цены скорректировались вниз. Однако, по последним данным Росстата, средняя розничная цена бензина за неделю по 25 сентября выросла еще на 0,8%, до 55,92 рубля за литр, а дизтоплива – на 1,6%, до 64,99 рубля. С начала года бензин подорожал на 9,9%, дизель – на 11,3% при общем уровне инфляции в 4,32%.

На этом фоне появилась информация о новой мере – корректировке демпферного механизма. По данным газеты «Коммерсант», в нем может быть изменен понижающий коэффициент, добавленный в формулу совсем недавно – с сентября. Сейчас он составляет 0,5, а может вырасти до 0,8 или быть исключен вовсе. Таким образом, увеличатся компенсационные выплаты для нефтепереработки. Finam.ru подготовил обзор, почему потребовалось срочно менять прежние решения по демпферу, кто из нефтяных компаний выиграет, а кто – пострадает от новых изменений и помогут ли они привести в порядок ситуацию на рынке.

Зачем демпфер снижали, а теперь хотят повысить обратно?

Ситуацию с динамикой цен прокомментировал инвестбанкир, профессор ВШЭ Евгений Коган. Он напомнил, что смысл демпферного механизма, который действует на российском рынке с 2019 года, заключается в следующем: если выгодно отправлять нефтепродукты на экспорт, государство доплачивало за внутренние поставки. Если же внутри страны продавать топливо было выгоднее, чем снаружи, с учетом пошлин и логистики, то доплачивали нефтяники. Так, в 2020 г. нефтяники пополнили бюджет на 356,6 млрд рублей.

«Демпфер и есть одна из причин, почему бензин все время дорожает, независимо от мировой нефтяной конъюнктуры. Это делалось для стабильности цен, которые не должны были расти быстрее инфляции. Но времена для бюджета сейчас непростые. Поэтому с 1 сентября выплаты нефтяникам по демпферу были урезаны вдвое», - объяснил Коган.

В результате экспорт вырос, биржевые цены на бензин и дизель в первые недели сентября стали обновлять рекорды почти ежедневно, а за ними подтянулись и розничные цены. «Призывы к сознательности в таких случаях работают плохо. Если экспорт выгоднее, значит будут экспортировать, пока дают. А внутри страны дефицит топлива будет все острее. Правительство решило не ждать, пока дефицит станет критическим, и пошло на радикальные меры, закрыв экспорт бензина и дизеля», - добавил эксперт. По его мнению, вследствие запрета экспорта краткосрочно внутренние цены стабилизируются – на бирже цены на бензин и дизель уже скорректировались. Дальнейшее развитие ситуации будет зависеть от длительности запрета экспорта и, от того, на каких условиях его отменят. Например, президент предложил ввести квоты на экспорт нефтепродуктов по аналогии с удобрениями.

Проблема нефтяного демпфера сейчас одна из ключевых, поскольку именно из-за нее был всплеск цен на топливо внутри России и нехватка горючего на ряде АЗС, полагают аналитики ИФК «Солид». Это привело к росту базовых компонентов инфляции в последние недели, что скорее всего вынудит ЦБ РФ действовать еще более жестко на ближайшем заседании. На этом фоне также происходит коррекция на облигационном рынке.

«Поэтому возврат демпфера в полном объеме просто необходим, на наш взгляд. В противном случае на внутреннем рынке будет избыток предложения нефтепродуктов из-за текущих экспортных ограничений, что приведет как к снижению экспортной выручки (а цены на дизель в мире вновь на максимумах), что негативно влияет на рубль, так и к снижению загрузки НПЗ, что ничего хорошего не сулит ни для государства, ни для нефтяных компаний. Минфин лишь хочет, чтобы выпадающие доходы от повышения демпфера были чем-то компенсированы, но при текущих ценах на нефть в рублях, на наш взгляд, потребности в компенсации просто нет. Поэтому ждем, что в течение месяца будет принято решение по демпферу», - прокомментировали эксперты «Солида».

Аналитик «Финама» Сергей Кауфман полагает, что ситуация на топливном рынке вышла из-под контроля и новые стабилизирующие меры после снятия чрезвычайного запрета на экспорт необходимо будет ввести без промедления. «Демпферный механизм показал свою эффективность, и, вероятно, у Минэнерго просто не хватает времени проработать новый стабилизирующий механизм, который не приводил бы к повышенным расходам бюджета. При этом оптимальными мерами могли бы стать квотирование экспорта или повышение экспортных пошлин», - считает эксперт.

По теме ситуации на топливном рынке сегодня высказался вице-премьер Александр Новак. Согласно его заявлению, задача правительства состоит в том, что цены на топливо на заправках в течение года росли на уровне не выше инфляции. «Это соблюдалось в предыдущие годы, в этом году такая задача тоже стоит, и в следующем году», - сказал Новак, слова которого приводят «РИА Новости». Он указал, что решение о запрете экспорта нефтепродуктов привело к снижению цен на бирже на уровне до 20%. ФАС активно работает над тем, «чтобы трансляция снижения биржевых цен произошла в том числе и на заправках независимых владельцев, которые сами покупают на бирже, а не производят на своих НПЗ», добавил вице-премьер.

По его словам, запрет экспорта бензина и дизельного топлива из России продлится столько, сколько нужно, чтобы обеспечить стабилизацию внутреннего рынка. Среди других мер, уже принятых властями, - повышение заградительной пошлины с 20 до 50 тыс. рублей для компаний, которые не занимаются производством топлива, контроль за уровнем наценки на АЗС, а также субсидирование стоимости мазута, поставляемого в отдельные регионы.

Как повлияет корректировка демпфера на компании

По словам Сергея Кауфмана, сильнее всего от роста демпферных выплат могут выиграть «Татнефть», «Газпром нефть» и «Башнефть». В зависимости от точного роста понижающего коэффициента их прогнозная EBITDA на 2024 год может вырасти до 8-12%. Меньше всех выигрывает «Сургутнефтегаз», для которого рост демпферных выплат будет полностью компенсирован увеличением НДПИ.

Аналитик «БКС Мир инвестиций» Рональд Смит приводит информацию «Коммерсанта» и «Интерфакса», согласно которой помимо восстановления демпферных платежей Минфин планирует снизить налоговые вычеты для добычи. По оценкам ведомства, налоговые вычеты для нефтедобывающих компаний вырастут с 88 млрд рублей в 2020 году до 365 млрд в этом году и до 436 млрд рублей в следующем (+19%). Минфин предлагает сократить льготы по налогу на добавленный доход (НДД) для некоторых месторождений.

По словам Смита, предложенные меры негативны для добычи, но позитивны для НПЗ. «Верстка бюджета — «горячий» период для властей РФ, который проходит каждый сентябрь. Почти всегда в этот процесс оказываются втянуты нефтяные компании, поскольку их вклад в бюджет один из самых весомых. НДД был введен в 2019 г., он привязывает налогообложение к рентабельности месторождения, и сейчас около половины всей нефти в РФ добывается в рамках этого налога. Изменение НДД может оказать сильное финансовое влияние на всех российских нефтедобытчиков», - предупреждает эксперт.

Он также отмечает, что демпферные платежи в сентябре формально были сокращены на 50%, но в реальности они за сентябрь будут нулевыми из-за слишком высоких внутренних оптовых цен. «В целом мы считаем новость негативной для нефтедобывающих компаний: любые обсуждения налогообложения в условиях бюджетного дефицита несут в себе больше негативных последствий, чем позитивных», - резюмировал Смит.

В свою очередь, старший аналитик инвестбанка «Синара» Кирилл Бахтин подчеркивает, что пока налоговый режим не приобретет четких очертаний, он не ожидает значимой реакции котировок на новости такого рода. Теоретически увеличение демпфирующих выплат улучшит положение «Газпром нефти», «Татнефти» и «Башнефти», у которых реализация нефтепродуктов на отечественном рынке занимает большую долю в общей выручке. «При сегодняшнем очень коротком горизонте в центре внимания на ближайшие дни останется ФАС, которая должна опубликовать информацию об оптовых сентябрьских ценах на бензин АИ-92 и дизтопливо, и они наверняка покажут, что все НПЗ лишатся выплат по демпферу за прошлый месяц. Наши фавориты в секторе — «Роснефть» и «ЛУКОЙЛ», - добавил Бахтин.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter