Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Популизм выиграл у «шведского социализма» » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Популизм выиграл у «шведского социализма»

6 октября 2023 ИХ "Финам" Братерский Александр
Победа на выборах в Словакии Роберта Фицо заставила наблюдателей говорить не только о его симпатиях к России. Глава левоцентристской партии «Направление — социальная демократия» выступает с популистскими лозунгами, присущими сегодняшним партиям этого спектра. Сегодня как левые, так и правые популисты практически не отличимы друг от друга, хотя в 1980-е для поборников социальной справедливости лучшим образцом казался опыт так называемого «шведского социализма». Впрочем, и эта модель серьезно изменилась с тех времен, а правые популисты, которые находятся у власти в этой стране, собираются снижать высокие налоги, которые были основой шведского социального государства.

Левые настроения сегодня преобладают в Словакии, которая живет более бедно, чем соседняя Чехия. Растущее неравенство в Европе, высокая инфляция и цены на энергоносители помогают росту поддержки популистских партий как правых, так и левых.

К примеру, правые националисты находятся у власти в Швеции, которая долгие годы управлялась социал-демократами. Правящая партия «Шведские демократы» активно продвигает антиэмигрантскую повестку, хотя по-прежнему планирует снижать налоги. Как сообщили ранее шведские власти, планируется снизить налоги на работу и для пенсионеров, приостановить индексации налогов на электроэнергию и налогов на дизельное топливо и бензин в 2024 и 2025 годах. Планируется также и полностью отказаться от налога на пластиковые пакеты.

Все эти инициативы выглядят как определенный тренд отказа от существующей в Швеции социальной системы, построенной главным образом на высоких налогах. Так, только налог на доход составляет более 52%, что считается самым высоким в Европе.

Высокие налоги, развитая социальная сфера и многие бесплатные общественные блага - все это было частью общества, которое многие называли «шведским социализмом». При этом само понятие «социализма» как описание шведской системы нередко подвергается критике. В своей недавней статье в блоге Сonversable Economist специалист по международной экономике Тимоти Тейлор ссылается на статью канадского коллеги Йохана Норнберга, которая носит красноречивое название «Мираж шведского социализма. Экономическая история социального государства».

«Далекая от следования знаменитому «срединному пути», Швеция часто была страной крайностей. Она либерализовала экономику больше, чем другие страны в середине 1800-х годов, социализировала больше, чем другие, в середине 1900-х годов, а затем изменила курс и снова провела либерализацию быстрее, чем другие страны в конце 20-го века», - пишет автор.

Строительство социального государства в Швеции, которое можно назвать «переходом к социализму», хотя и весьма условным, началось в 1960-е годы. C одной стороны, здесь была развитая конкурентная экономика, которая производила товары высокого качества, например, автомобили Saab и Volvo, а с другой стороны, страна могла позволить себе высокое социальное обеспечение и во многом бесплатные здравоохранение и образование. Все это, как пишет Норнберг, произошло за счет высоких государственных расходов. Согласно данным ученого, за два десятка лет они увеличились более чем вдвое, с 25,4 до 58,5 процентов ВВП в период с 1965 по 1985 год. Большую роль в этом сыграли и высокие шведские налоги.

«Налог на заработную плату вырос с 12,5 процента в 1970 году до 36,7 процента в 1979 году. Прирост капитала облагался налогом как доход по прогрессивной ставке. В результате ряда шагов корпоративный налог увеличился почти до 60 процентов в 1980-х годах, хотя он также предлагал щедрые вычеты», - указывает экономист.

Однако шведское благосостояние имело свою цену. Высокие затраты на рабочие силу, отмечает автор, практически разрушили сталелитейную, судостроительную, текстильную и горнодобывающую промышленность страны. «В Швеции было создано меньше компаний, а те, которые уже существовали, не расширялись. Фактически, к 1990 году шведская экономика не создала ни одного чистого рабочего места в частном секторе с 1950 года, хотя население увеличилось на полтора миллиона человек», - говорится в статье.

Сегодня, хотя Швеция еще сохраняет немало социальных благ, ситуация в стране далека от тех благополучных времен «шведского социализма». Высокие процентные ставки в сочетании с падением международного спроса привели национальную экономику к рецессии. Проблемы были связаны и с рынком жилья, который всегда страдал от недостаточного предложения. Многие домохозяйства накопили крупные долги, процентные ставки росли, а девелоперы сокращали инвестиции в строительство. Все это тоже сказывалось на экономике, а недовольство массовым приходом мигрантов привело к росту националистических настроений в стране и приходу к власти националистических сил.

Сегодня Швеция в число «недружественных» для России стран. Взаимные негативные настроения между Москвой и Стокгольмом только усилились после вступления Швеции в НАТО. Впрочем, в период перестройки шведская модель социал-демократического устройства общества активно обсуждалась в советской печати и была близка сторонникам тогдашнего лидера Михаила Горбачева. «Годна ли нам шведская модель?», - писала в журнале «Эхо Планеты» в то время известный советский экономист Татьяна Корягина. Советские специалисты внимательно изучали в то время опыт «шведского сочетания экономического роста с социальной справедливостью», писал в своей книге «Борьба Горбачева за экономическую реформу» известный международный экономист Андерс Ослунд.

Однако платить за социальное государство высокими налогами советское общество вряд ли хотело. Многие социальные блага оно имело бесплатно, правда ценой других крайностей. Это был вполне «реальный» и отнюдь не «шведский социализм».

Стоит отметить, что немало сторонников сохранения социального государства при наличии смешанной частно-государственной экономики было в российском парламенте образца октября 1993-го. Однако вверх взяли их политические оппоненты, которые были настроены на более радикальные реформы.

Все это напоминает сюжет популярного фильма режиссера Юрия Мамина, снятого во времена перестройки. Группа советских людей решает устроить празднование «Для Нептуна» для приехавших гостей из Швеции. Позабыв о приличиях, они бросаются в холодную воду прямо в одежде с дикими криками в то время как оказывается, что «шведы уехали».