Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Как работают рейтинговые агентства? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Как работают рейтинговые агентства?

11 октября 2023 Financial One
Нюансы составления публичных рейтингов и аспекты работы рейтинговых агентств обсудил Павел Митрофанов, генеральный директор «Эксперт бизнес-решения», в рамках серии вебинаров центра образования и экспертизы ассоциации «НП РТС».

Рейтинговое агентство – это компания, которая оценивает финансовую устойчивость предприятий и государственных структур, в частности их способность выплачивать основную сумму долга и проценты по нему. Рейтинг, присвоенный той или иной организации, показывает степень уверенности агентства в том, что заемщик будет выполнять свои долговые обязательства в соответствии с договоренностями.

В индустрии кредитных рейтингов доминируют три крупных агентства, которые контролируют 95% рейтингового бизнеса. Скорее всего, вы не раз слышали их названия. К числу ведущих фирм относятся Moody's Investor Services, Standard and Poor's (S&P) и Fitch Group. Moody's и S&P расположены в США, и они доминируют на 80% международного рынка. Fitch расположено в США и Лондоне и контролирует около 15% мирового рынка.

С Европой и США все понятно. А что насчет российского рейтингового рынка?

Немного истории
Чтобы разобраться, как работают рейтинговые агентства в России, давайте ненадолго окунемся в историю. В эволюции отечественного рейтингового рынка можно выделить три крупных этапа.

Первый этап, длившийся с 1997 по 2008 год, можно охарактеризовать следующим образом: «в тени большой тройки». Речь идет о трех крупнейших игроках иностранного рынка, упоминавшихся выше. В течение целого десятилетия любой крупный бизнес под фразой «кредитный рейтинг» понимал лишь оценку Fitch, Moody's или S&P. Именно на этих рейтингах базировалось регулирование – хотя и не очень объемное, опиравшееся на оценки рейтинговых агентств.

Но несмотря на зависимость российских компаний, регулятора и инвесторов от международных рейтингов, начал функционировать отечественный рейтинговый рынок. С 2006 года стали появляться первые точечные примеры применения российских рейтингов, связанных с оценками банков и корпораций.

С 2008 года начался второй этап развития рынка, который продлился до 2015 года. В целом его можно охарактеризовать как «признание до регулирования». Как уже было отмечено выше, рейтинги отечественных агентств начинали применяться все чаще, но адекватного регулирования отрасли в то время не существовало.

Одним из последствий мирового финансового кризиса 2008 года стала необходимость быстрой «подкрутки» банковского рынка для формирования устойчивости и предсказуемости. В качестве одной из идей улучшения климата в финансовой отрасли страны была предложена опора на рейтинги. Необходимость создания национальной системы рейтингов, независящей от международных игроков, стала ощущаться еще более остро. Суть в том, что национальные рейтинги позволяют формировать инструменты государственного регулирования в части работы финансового рынка, гораздо менее зависимые от политических и других событий подобного рода.

Третий этап начался в 2015 году и длится по сей день. Двигателем прогресса вновь стал кризис в виде санкций, наложенных на Россию после присоединения Крыма. Из-за различного рода появившихся ограничений международные агентства отозвали множество рейтингов, в связи с чем часть компаний резко оказалась без столь важной оценки, на которую опиралась весомая часть российского регулирования.
Российский рейтинговый рынок
В 2015 году глава ЦБ Эльвира Набиуллина сообщила о необходимости постепенно отказываться от международных рейтингов и развивать собственную индустрию. В результате произошло форсированное создание настоящей рейтинговой индустрии в России с появлением качественного регулирования и расширением применения локальных рейтингов. Венцом эпохи перемен стало принятие федерального закона №222 «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации».

У отечественных рейтинговых агентств появилась необходимость следовать новым принципам работы, в числе которых независимость (как финансовая, так и независимость аналитической деятельности от остальных), так и прозрачность: одним из требований стала обязанность рейтингового агентства публиковать у себя на сайте полный текст методологии оценки, а также пресс-релизов. Кроме того, появился реестр Банка России для рейтинговых агентств.

«Сначала мы боялись требования к прозрачности, а потом стали ему радоваться. До появления закона значительная часть нашей работы и работы наших коллег по рынку была в концепции блэк бокса для внешних пользователей. Все наши методологии были ограниченно публичными», – делится воспоминаниями Павел Митрофанов, глава «Эксперт бизнес-решения».
Активное развитие отечественного рейтингового рынка и запуск локального регулирования привели к тому, что России удалось избавиться от так называемого странового потолка. Использование в российском регулировании национальной шкалы позволило российской финансовой системе получить массу преимуществ: сравнимость компаний стала гораздо лучше.

Зачем нужны рейтинги?
Главное, что обеспечивает рейтинг, – это сопоставимость оценок. Рейтинг позволяет сравнивать бизнес-профиль, качество активов и устойчивость к рыночным шокам, финансовый профиль и ключевые риски, а также корпоративные и акционерные риски. Таким образом, рейтинги – это надежный ориентир для государства, банков и инвесторов.

Существуют различные методологии присвоения рейтингов. К примеру, формируя оценку кредитоспособности нефинансовой компании, «Эксперт РА» среди прочих придерживается принципа веса значимости показателей. Для начала проводится оценка отрасли (бизнес-риски), а затем конкретного игрока (финансовые и корпоративные риски).

«Бизнес, близкий к монопольному, на старте будет оценен лучше, чем бизнес в очень конкурентной среде. Соответственно, любая сетевая компания, которая входит, скажем, в "Россети", на старте выглядит лучше, чем, например, какой-нибудь девелопер жилья, особенно маленький и региональный, или маленький ритейлер, который в максимальной степени подвержен рискам, связанным с конкуренцией», – объясняет Митрофанов.