Ретейлер «Лента» 17 октября объявил о завершении сделки по приобретению сети «Монетка».
Это розничная сеть магазинов формата «у дома», которая работает в основном на Урале и в Западной Сибири. Сделка должна усилить позиции «Ленты» в регионах, говорится в официальном сообщении компании.
Разберемся, что представляет собой «Монетка» и зачем она понадобилась четвертому по крупности российскому ретейлеру.
Что известно про «Монетку»
Розничная сеть появилась в 2001 году в Екатеринбурге, бизнесом управляет компания «РМ-групп». Сейчас сеть насчитывает 2120 магазинов в 470 российских населенных пунктах
Общая торговая площадь приобретаемых активов «Монетки» составляет 606 тысяч квадратных метров — все они в аренде. Кроме магазинов «Лента» покупает 5 распределительных центров на 116 тысяч квадратных метров, причем две трети площади находится в собственности, и более 560 грузовых автомобилей.
«Монетка» занимает десятое место в списке крупнейших российских продовольственных сетей по объему выручки за 2022 год — по оценкам Infoline. Оборот компании составил в прошлом году 160 млрд рублей, увеличившись на 15,3% по сравнению с 2021
Для сравнения: общая торговая площадь всех розничных магазинов «Ленты», куда входят гипермаркеты и малые форматы, по итогам 1 полугодия 2023 года равнялась 1,77 млн квадратных метров, то есть это втрое больше, чем у «Монетки». В аналогичном рейтинге Infoline за 2022 год «Лента» занимает четвертое место с выручкой в 530 млрд рублей, которая выросла за год на 11,4%.
У «Монетки» хорошая рентабельность валовой прибыли. Как подсчитали в Infoline, по итогам прошлого года этот показатель у ретейлера вырос с 26 до 27%. Рентабельность «Ленты» на тот момент равнялась 22,5%, а, например, сети алкомаркетов «Красное и белое» — 21,6%, дискаунтера «Светофор» — 12%.
Добавим, что в 2007 году совладельцами «Монетки» стали предприниматели Сергей Ломакин и Артем Хачатрян — они к тому времени продали сеть «Копейка» и только что основали Fix Price. Правда, из «Монетки» через несколько лет они вышли.
С 2008 года «Монетка» также занималась развитием сети гипермакетов «Райт», но в 2020 году все эти магазины закрыли. В прошлом году сеть также подавала заявку на регистрацию товарного знака Cool drink cola, но продолжения эта история не получила.
Условия сделки
Впервые информация о возможной покупке появилась в деловой прессе еще минувшим летом. Тогда же сообщалось, что принадлежащие «Ленте» супермаркеты «Семья» сменят вывеску на «Монетку».
Сейчас известно, что сделку уже одобрила Федеральная антимонопольная служба и что «Лента» приобрела «РМ-групп» за счет собственных денег и заемного финансирования. При этом приобретается 99,999% уставного капитала. Согласно данным сервиса проверки контрагентов Rusprofile, доля менее 0,01% принадлежит некоему Евгению Морозову. Основным же владельцем «Монетки» вплоть до ее продажи оставался предприниматель Роман Заболотнов.
В официальном комментарии «Лента» говорит, что магазины «Монетка» сохранят свою прежнюю вывеску и будут работать как отдельное юридическое лицо. Более того, «Лента» проведет ребрендинг своих магазинов формата «у дома» и сменит их название на «Монетка». К середине 2023 года у «Ленты» было около 550 магазинов малого формата.
Новый актив компания будет консолидировать в своей отчетности.
Сумму сделки стороны не разглашают. По оценке генерального директора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, стоимость «Монетки» составляет не менее 65 млрд рублей. Он также предполагает, что бывший владелец «Монетки» Роман Заболотнов решил продать сеть из-за «определенной усталости от бизнеса».
Зачем «Лента» купила «Монетку»
В «Ленте» покупку сети связывают с реализацией собственной стратегии по росту рыночной доли и акционерной стоимости. Компания рассчитывает усилить присутствие в сегменте магазинов «у дома». Сильные позиции «Монетки» в Западной Сибири и на Урале должны стать фундаментом для экспансии сети в соседние регионы, отмечают в «Ленте».
Кроме того, руководство ретейлера рассчитывает повысить рентабельность бизнеса за счет синергии в закупках и менеджменте.
Михаил Бурмистров называет «Монетку» одной из самых эффективных российских сетей мягких дискаунтеров
и полагает, что после ее покупки «Лента» сможет развивать три формата: гипермаркеты, супермаркеты и малые форматы, которые будут преобразованы в «Монетки». В итоге бизнес компании станет мультиформатным и по своей структуре похожим на X5 Group — за исключением гипермаркетов — и «Магнит».
Эксперт рынка ретейла, директор по стратегии Fashion Rebels Олег Баландин также полагает, что «Ленту» в первую очередь заинтересовал формат «Монетки» — их небольшие магазины, с помощью которых можно эффективнее бороться за долю рынка и увеличить присутствие в регионе, где расширяют свой бизнес конкуренты. «Зачем строить [свои магазины „у дома“]? Проще купить [уже работающую сеть]!» — подчеркнул Баландин в разговоре с нами.
Инвесторы «Ленты» сочли сделку удачным приобретением: после выхода новости акции ретейлера на Мосбирже подорожали почти на 3,6%, до 777 ₽. Во второй половине дня 17 октября они скорректировались до 765 ₽ за бумагу.
Другие сделки M&A на рынке ретейла
Сделки на российском рынке продуктового ретейла не редки и обычно сводятся к тому, что крупный федеральный игрок покупает розничную сеть поменьше. Так, сама «Лента» в 2021 году приобрела за 2,45 млрд рублей пермскую сеть «Семья», которая на тот момент насчитывала 75 магазинов. Тогда же компания стала владельцем сети «Билла Россия». Официально сумма сделки не называлась, но эксперты оценили ее в 225 млн евро.
В том же 2021 году X5 Group — крупнейшая в России розничная компания, управляющая «Пятерочкой» и «Перекрестком», — стала владельцем сети доставок суши и роллов «Много лосося». В компании объяснили это реализацией стратегии «по расширению предложения в быстрорастущем сегменте готовой еды». В 2023 году X5 Group купила продуктовую сеть «Тамерлан» и компанию «Виктория Балтия», которая управляет магазинами «Виктория» и «Дешево».
А крупнейшим событием последних лет для российского рынка розничной торговли стало приобретение в 2021 году ретейлером «Магнит» сети «Дикси» за 87,6 млрд рублей. В периметр сделки вошли 2438 магазинов под вывеской «Дикси» и 39 гипермаркетов «Мегамарт». Кстати, ранее, в 2019, «Магнит» даже хотел купить саму «Ленту», но в итоге не сложилось.
https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Это розничная сеть магазинов формата «у дома», которая работает в основном на Урале и в Западной Сибири. Сделка должна усилить позиции «Ленты» в регионах, говорится в официальном сообщении компании.
Разберемся, что представляет собой «Монетка» и зачем она понадобилась четвертому по крупности российскому ретейлеру.
Что известно про «Монетку»
Розничная сеть появилась в 2001 году в Екатеринбурге, бизнесом управляет компания «РМ-групп». Сейчас сеть насчитывает 2120 магазинов в 470 российских населенных пунктах
Общая торговая площадь приобретаемых активов «Монетки» составляет 606 тысяч квадратных метров — все они в аренде. Кроме магазинов «Лента» покупает 5 распределительных центров на 116 тысяч квадратных метров, причем две трети площади находится в собственности, и более 560 грузовых автомобилей.
«Монетка» занимает десятое место в списке крупнейших российских продовольственных сетей по объему выручки за 2022 год — по оценкам Infoline. Оборот компании составил в прошлом году 160 млрд рублей, увеличившись на 15,3% по сравнению с 2021
Для сравнения: общая торговая площадь всех розничных магазинов «Ленты», куда входят гипермаркеты и малые форматы, по итогам 1 полугодия 2023 года равнялась 1,77 млн квадратных метров, то есть это втрое больше, чем у «Монетки». В аналогичном рейтинге Infoline за 2022 год «Лента» занимает четвертое место с выручкой в 530 млрд рублей, которая выросла за год на 11,4%.
У «Монетки» хорошая рентабельность валовой прибыли. Как подсчитали в Infoline, по итогам прошлого года этот показатель у ретейлера вырос с 26 до 27%. Рентабельность «Ленты» на тот момент равнялась 22,5%, а, например, сети алкомаркетов «Красное и белое» — 21,6%, дискаунтера «Светофор» — 12%.
Добавим, что в 2007 году совладельцами «Монетки» стали предприниматели Сергей Ломакин и Артем Хачатрян — они к тому времени продали сеть «Копейка» и только что основали Fix Price. Правда, из «Монетки» через несколько лет они вышли.
С 2008 года «Монетка» также занималась развитием сети гипермакетов «Райт», но в 2020 году все эти магазины закрыли. В прошлом году сеть также подавала заявку на регистрацию товарного знака Cool drink cola, но продолжения эта история не получила.
Условия сделки
Впервые информация о возможной покупке появилась в деловой прессе еще минувшим летом. Тогда же сообщалось, что принадлежащие «Ленте» супермаркеты «Семья» сменят вывеску на «Монетку».
Сейчас известно, что сделку уже одобрила Федеральная антимонопольная служба и что «Лента» приобрела «РМ-групп» за счет собственных денег и заемного финансирования. При этом приобретается 99,999% уставного капитала. Согласно данным сервиса проверки контрагентов Rusprofile, доля менее 0,01% принадлежит некоему Евгению Морозову. Основным же владельцем «Монетки» вплоть до ее продажи оставался предприниматель Роман Заболотнов.
В официальном комментарии «Лента» говорит, что магазины «Монетка» сохранят свою прежнюю вывеску и будут работать как отдельное юридическое лицо. Более того, «Лента» проведет ребрендинг своих магазинов формата «у дома» и сменит их название на «Монетка». К середине 2023 года у «Ленты» было около 550 магазинов малого формата.
Новый актив компания будет консолидировать в своей отчетности.
Сумму сделки стороны не разглашают. По оценке генерального директора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, стоимость «Монетки» составляет не менее 65 млрд рублей. Он также предполагает, что бывший владелец «Монетки» Роман Заболотнов решил продать сеть из-за «определенной усталости от бизнеса».
Зачем «Лента» купила «Монетку»
В «Ленте» покупку сети связывают с реализацией собственной стратегии по росту рыночной доли и акционерной стоимости. Компания рассчитывает усилить присутствие в сегменте магазинов «у дома». Сильные позиции «Монетки» в Западной Сибири и на Урале должны стать фундаментом для экспансии сети в соседние регионы, отмечают в «Ленте».
Кроме того, руководство ретейлера рассчитывает повысить рентабельность бизнеса за счет синергии в закупках и менеджменте.
Михаил Бурмистров называет «Монетку» одной из самых эффективных российских сетей мягких дискаунтеров
и полагает, что после ее покупки «Лента» сможет развивать три формата: гипермаркеты, супермаркеты и малые форматы, которые будут преобразованы в «Монетки». В итоге бизнес компании станет мультиформатным и по своей структуре похожим на X5 Group — за исключением гипермаркетов — и «Магнит».
Эксперт рынка ретейла, директор по стратегии Fashion Rebels Олег Баландин также полагает, что «Ленту» в первую очередь заинтересовал формат «Монетки» — их небольшие магазины, с помощью которых можно эффективнее бороться за долю рынка и увеличить присутствие в регионе, где расширяют свой бизнес конкуренты. «Зачем строить [свои магазины „у дома“]? Проще купить [уже работающую сеть]!» — подчеркнул Баландин в разговоре с нами.
Инвесторы «Ленты» сочли сделку удачным приобретением: после выхода новости акции ретейлера на Мосбирже подорожали почти на 3,6%, до 777 ₽. Во второй половине дня 17 октября они скорректировались до 765 ₽ за бумагу.
Другие сделки M&A на рынке ретейла
Сделки на российском рынке продуктового ретейла не редки и обычно сводятся к тому, что крупный федеральный игрок покупает розничную сеть поменьше. Так, сама «Лента» в 2021 году приобрела за 2,45 млрд рублей пермскую сеть «Семья», которая на тот момент насчитывала 75 магазинов. Тогда же компания стала владельцем сети «Билла Россия». Официально сумма сделки не называлась, но эксперты оценили ее в 225 млн евро.
В том же 2021 году X5 Group — крупнейшая в России розничная компания, управляющая «Пятерочкой» и «Перекрестком», — стала владельцем сети доставок суши и роллов «Много лосося». В компании объяснили это реализацией стратегии «по расширению предложения в быстрорастущем сегменте готовой еды». В 2023 году X5 Group купила продуктовую сеть «Тамерлан» и компанию «Виктория Балтия», которая управляет магазинами «Виктория» и «Дешево».
А крупнейшим событием последних лет для российского рынка розничной торговли стало приобретение в 2021 году ретейлером «Магнит» сети «Дикси» за 87,6 млрд рублей. В периметр сделки вошли 2438 магазинов под вывеской «Дикси» и 39 гипермаркетов «Мегамарт». Кстати, ранее, в 2019, «Магнит» даже хотел купить саму «Ленту», но в итоге не сложилось.
https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу