Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Репатриация и пропажи предметов искусства. Музеи приносят миллиарды мировой экономике » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Репатриация и пропажи предметов искусства. Музеи приносят миллиарды мировой экономике

18 октября 2023 ИХ "Финам" Поздеева Екатерина

Ценность культуры трудно измерить, но искусство всегда было важной частью общества. В 2023 году музеи столкнулись с крупными пропажами экспонатов, но одновременно в мире активно идет процесс возвращения похищенных предметов искусства на родину или законным владельцам.

Finam.ru рассказывает о пропажах и возвращениях культурных шедевров, а также о том, сколько денег музеи приносят экономике.

Рынок музейного туризма оценивается в $25,2 млрд в 2023 году
Согласно исследованию, опубликованному компанией Future Market Insights, мировой рынок музейного туризма в 2023 году оценивается в $25,2 млрд. Как ожидают эксперты, к 2033 году он вырастет до $74,8 млрд, ежегодно увеличиваясь в среднем на 11,5%. При этом большие доли рынка приходятся на два региона: Северную Америку – 25% и Европу – 20%. Это быстрый рост, который обусловлен растущим интересом к музеям со стороны населения по мере культурного развития стран, а также цифровизацией музейного контента. Она делает шедевры все более доступными для широкого круга людей. Привлекают туристов и новые артефакты, которые с каждым годом появляются в музейных коллекциях. Все это способствует росту значимости музеев в экономике разных стран.

Другое исследование, проведенное Национальным фондом искусств США, показало, что в стране самыми популярными являются именно художественные музеи, которые приносят в год примерно $52 млрд в виде «дивидендов на благополучие». Однако нужно помнить, что эта цифра умозрительная.

Так, входной билет в художественный музей в США стоит $15 или $25. Новые данные, которые собирались для измерения общественной ценности музеев в денежном выражении, показывают, что одно посещение приносит многократные дивиденды для благосостояния человека, эквивалентные более чем $900 на одного взрослого.

Эксперты опросили 1942 посетителей 11 выбранных американских музеев в период с мая по сентябрь 2022 года.

Одну группу попросили оценить, улучшил ли опыт посещения художественного музея их благополучие по четырем различным категориям: личной, интеллектуальной, социальной и физической, а также оценить, как долго они чувствовали положительные эффекты. Вторую группу участников попросили указать, сколько денег, по их мнению, стоит каждый положительный эффект от посещения музея по шкале от $0 до $1 тыс., в зависимости от того, как долго он длится - от часа или двух до месяца и больше.

Затем исследователи определили совокупную «общественную ценность» посещения художественных музеев на основе «суммы четырех категорий, связанных с благополучием». Средние суммы в долларах, присвоенные второй группой посетителей для каждой категории, были сложены вместе. В итоге общая ценность получилась на уровне $905 за один визит. Умножив эту цифру на среднее число ежегодных посетителей 11 музеев, эксперты подсчитали, что в среднем каждый из них ежегодно приносит своим посетителям более $325 млн экономической выгоды, связанной с благополучием.

Британский музей потерял 1,5 тыс. экспонатов, а шотландский - почти 2 тысячи
Рынок искусства на протяжении всей истории неоднократно сталкивался со случаями мошенничества, воровства и халатности. В 2023 году на весь мир прогремели два подобных инцидента в европейских музеях. В августе Британский музей заявил о том, что не досчитался около 1,5 тыс. предметов из бесценной коллекции древних исторических артефактов, что привело к отставке генерального директора Хартвига Фишера.

Кристофер Маринелло, генеральный директор компании Art Recovery International, которая специализируется на возвращении украденных произведений искусства, заявил изданию The Guardian, что их организация каждый день получает сообщения о кражах из различных музеев, культурных учреждений, церквей по всему миру. Однако компанию удивил тот факт, что подобное произошло в Британском музее, который считался эталоном безопасности. Вскоре после объявления о пропаже общественность шокировал тот факт, что некоторые из драгоценных артефактов появились в продаже на eBay. Например, один римский предмет стоимостью до 50 тыс. фунтов стерлингов был предложен всего за 40 фунтов стерлингов. Вокруг незаконной торговли антиквариатом, которую часто называют третьей по величине в мире после наркотиков и оружия, ходит много мифов, однако реальную статистику экономического ущерба пока так никому и не удалось собрать.

Это происшествие привело к усилению разговоров о необходимости возвращения шедевров искусства в родные страны, где они, как предполагается, были бы в большей безопасности.

В октябре 2023-го музейный мир протрясло аналогичное происшествие в шотландском Глазго. Там объединение публичных музеев Glasgow Museums признало, что не может установить местонахождение 1750 экспонатов, в том числе особенно ценной скульптуры Огюста Родена стоимостью 3 млн фунтов стерлингов. В последний раз пропавшую скульптуру публично выставляли в 1949 году, тогда же она, если верить документам, получила некоторые повреждения. С тех пор ее никто не видел. Как пишет BBC, сотрудники шотландских музеев более 20 лет проводят инвентаризацию коллекций, в которых обнаруживаются считавшиеся утерянными произведения искусства. Вероятно, неустановленные предметы вовсе не украдены и обнаружатся работниками позднее. По оценкам экспертов, им может потребоваться еще 20 лет на инвентаризацию. А пока скульптура Родена числится в списке «без вести пропавших».

Культурные шедевры возвращаются домой
Подобные происшествия бьют по репутации всех музеев, которые постепенно теряют в глазах общества статус надежных хранилищ культурных шедевров. Это стало одной из причин, почему в разных странах все чаще говорят о возвращении предметов искусства на родину. Как отмечает издание Town&Country, в 2023 году французские политики предложили три закона, направленных на ускорение этого процесса, касающихся возвращения человеческих останков, хранящихся в музейных коллекциях, произведений искусства, принадлежавших еврейским семьям во время Второй мировой войны, а также культурных предметов колониальной эпохи.

В Польше министр культуры Петр Глиньский запустил кампанию «Пустые рамки», чтобы привлечь внимание к проблеме украденных из страны произведений искусства.

В Нигерии продолжаются кампании по возвращению бенинских бронз, артефактов, главным образом украденных во время британского набега на Бенин в 1897 году. Кембриджский университет (первое учреждение, вернувшее бенинскую бронзу) заявил: «Тон изменился. Время, когда Африка торговалась, выпрашивала и выкупала украденное имущество, прошло. Она ожидает, что ее культурные ценности будут возвращены».

Возвращение предметов искусства законным владельцам уже идет. Так, в январе 2023-го прокуратура Нью-Йорка вернула в рамках программы репатриации Италии 60 предметов старины на сумму около $20 млн. Статуи, вазы, изделия из бронзы и другие произведения искусства, в том числе фреска с изображением Геркулеса, были найдены в музеях и домах частных коллекционеров. Сейчас они выставлены в Museo dell'Arte Salvata (Музей спасенного искусства) в Риме.

Кроме того, прокуратура Манхэттена вернула Греции 29 украденных предметов старины на общую сумму более $20 млн. Один экземпляр представляет собой редкую монету Ид Мар, отчеканенную в 42 г. до н. э. и посвященную убийству Юлия Цезаря.

В июле Швейцария репатриировала в Египет фрагмент статуи Рамзеса II возрастом 3400 лет.

США также объявили о возвращении в Ливию двух древностей, украденных Робином Саймсом из Кирены. Предметы «Мраморное лицо царицы Птолемеев» и «Женский бюст» оцениваются в $1,26 млн.

Служба национальных парков США не вернула ничего, но объявила о выделении грантов на сумму $3,4 млн «для поддержки деятельности, связанной с консультациями, документацией и репатриацией останков предков и культурных артефактов в соответствии с «Законом о могилах коренных американцев». Средства, в частности, пойдут на транспортировку и репатриацию человеческих останков, среди которых значительное количество - 11 354 предка, а также более 10 400 погребальных предметов и 39 предметов культуры.