3 ноября 2023 Тинькофф Банк Кириллова Саша
Водители увольняются, а правила перевозок ужесточают
Весь 2023 год в России растут цены на такси.
По данным Росстата, с января по сентябрь средняя стоимость поездки выросла на 16% и побила исторический рекорд десятилетней давности. Аналитики считают, что в будущем такси может подорожать еще сильнее.
Рассказываем, что влияет на стоимость поездок и рынок такси в России.
Как растут цены на такси в 2023 году
Услуги такси в России непрерывно дорожают с апреля 2021 года. Но особенно активный рост начался в 2023 году: по данным Росстата, с января по сентябрь цены повысились на 15,83%. Для сравнения: в тот же период 2022 года рост составил всего 5,57%.
Если в июне поездка на такси обходилась россиянину в 31,27 ₽ за километр, то в сентябре цена выросла до 36,22 ₽. Это исторический рекорд. В сентябре 2022 года стоимость составляла 29,55 ₽ за километр — это значит, что рост цен год к году составил 22,57%.
В службах такси рост цен считают еще более радикальным. По словам представителя сервиса «Максим», за первую половину 2023 года стоимость поездки увеличилась еще сильнее: примерно на 25% в регионах и на 40% в Москве.
В октябре на проблему указал «Яндекс» — владелец крупнейшего агрегатора такси в России. В финансовом отчете за третий квартал компания заявила о повышении цен, к которому привел дефицит машин и нехватка водителей.
Почему цены на такси растут
На росте цен сказывается целый комплекс причин. При этом влияние некоторых факторов будет только усиливаться.
Важную роль играет новый закон о такси, вступивший в силу 1 сентября. Он ввел строгие правила для водителей. В частности, обязал их получать разрешение и приобретать специализированный страховой полис, запретил управлять такси гражданам с непогашенной судимостью и тем, кто не заплатил как минимум три штрафа за нарушение ПДД.
Теперь водителям нужно потратить больше денег, чтобы устроиться на работу официально. Максимальные издержки водители видят в специализированном ОСАГО: такой полис обойдется в 10—20 раз дороже, чем стандартный, хотя стоимость страхового покрытия не меняется.
Иногда таксисты не могут купить полис и по другим причинам. «Даже несмотря на запредельную стоимость страховки, страховые компании под различными предлогами отказываются продавать полис таксистам», — говорят в сервисе такси «Максим».
Новый закон еще не начал влиять на рынок такси в полную силу. По итогам месяца, как выяснил «Коммерсант», ситуация тоже изменилась не радикально: участники рынка рассказали изданию, что пока правила соблюдают не все и результат будет виден только через три-четыре месяца.
При этом, по данным Росстата, цены на такси по итогам сентября выросли: если в августе стоимость поездки на один километр составляла 35,52 ₽, то в сентябре она поднялась до 36,22 ₽. В какой мере на это повлиял новый закон, пока трудно определить.
Пока тревогу из-за закона начали бить только в Петербурге: по оценке представителя Общественного совета по развитию такси по Петербургу и Ленинградской области Андрея Белова, за первый месяц действия новых правил рынок потерял 10—20% водителей. Белов считает, что отток повлияет на динамику цен и до конца года стоимость услуг такси в городе вырастет еще на 20%.
Водителей экономкласса не хватает. В отчете «Яндекс» сообщает, что большая часть новых водителей подключаются к тарифам «Комфорт» и «Комфорт+». А владельцы недорогих машин, наоборот, идут в такси менее охотно. Из-за этого компания фиксирует приток автомобилей высокого класса и дефицит для тарифа «Эконом».
По данным «Яндекса», приток водителей сократился в третьем квартале 2023 года на 15% год к году. Пытаясь исправить ситуацию, компания увеличила размер субсидий на 66%, сообщает «Яндекс» в письме акционерам. Это должно было стимулировать рост числа таксистов, но пока не дало ожидаемого результата.
Каждый второй водитель уходит, не проработав и месяца. По словам создателя телеграм-канала «Омбудсмен такси» Антона Максимова, постоянный отток водителей из отрасли идет с 2020 года: сферу покидают как новички, так и опытные таксисты.
Максимов считает, что к такой ситуации приводят низкие зарплаты. Агрегаторы и диспетчерские обещают до 120 тысяч рублей в месяц, но в реальности таксисты редко получают больше 35 тысяч в регионах и 70 тысяч в Москве. По словам автоэксперта, тарифы фактически не менялись с 2017 года.
Руководительница направления по работе с водителями «Яндекс-такси» Наталья Москвитина в разговоре с NGS42 подтверждает, что водителей не хватает постоянно: «каждый день» и «каждый месяц». Больше половины таксистов увольняются в первые четыре недели. Это связано с тем, что новичкам тяжело адаптироваться: их доходы на старте не соответствуют ожиданиям и иногда они не знают, когда лучше выходить на линию.
Многие водители покидают таксопарки не только из-за денег, но и из-за отношений с начальством. В московском таксопарке Roolim проводили опрос таксистов, которые устроились к ним после увольнения из других компаний. Большинство водителей указали основной причиной ухода пренебрежительное отношение к таксистам.
Цены на автомобили и их содержание растут. По данным Росстата, с февраля 2022 года по сентябрь 2023 стоимость нового иностранного легкового автомобиля выросла более чем в полтора раза — с 1,38 млн до 2,29 млн рублей. Отечественные машины подорожали на 30% — до 1,01 млн рублей.
Растут цены и на подержанные автомобили. Если в январе 2022 года такая машина стоила меньше миллиона рублей, то в сентябре 2023 года за нее придется заплатить более 1,2 млн, говорится в данных Росстата.
Стоимость автомобилей увеличивается из-за дефицита. Он рос в несколько этапов: сначала из-за пандемии коронавируса и кризиса полупроводников, а затем и из-за международных санкций. Западные, японские и корейские машины перестали ввозить в Россию официально, а у отечественных заводов возникли проблемы с комплектующими.
По словам представителя службы такси «Максим», большинство автомобилей были куплены перевозчиками еще до пандемии и срок их службы уже к лету 2023 года начал подходить к концу. Самые бюджетные машины, стоившие три года назад менее 1 млн рублей, подорожали минимум на 1 млн рублей.
Стоимость запчастей, расходных материалов, топлива и лизинга тоже увеличивается. Судя по данным Росстата, цены на шины с января 2022 года по сентябрь 2023 выросли примерно на четверть — с 3,7 до 4,7 тысячи рублей. А увеличение затрат на обслуживание привело к росту расходов и себестоимости поездок, объясняет представитель сервиса «Ситимобил».
Таксопарки становятся убыточными и задумываются о ликвидации. Примерно треть рынка закончила 2022 год с убытком, примерно половина осталась в небольшом плюсе, подсчитали в Общественном совете по развитию такси. Тогда о закрытии бизнеса думали около 12% компаний, но, по прогнозам РБК, к концу 2023 их число увеличится до 20%.
https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу