6 ноября 2023 finversia.ru Арт Ян
Провалы и успехи экономики России – в тоннах, метрах и литрах.
Вам часто приходилось слышать за последнее время, что экономика России находится в глубочайшем упадке и что ей практически конец?
Полагаю, что да.
А часто приходилось слышать, что экономика России пережила удар санкций, устояла вопреки помыслам супостатов и теперь уверенно растет?
Полагаю, что тоже да.
К тем, кто говорит о полном провале российской экономики, возникает простой житейский вопрос: почему этот провал не так очевиден на бытовом уровне? Оскудел ассортимент автомобилей, продуктов и бытовой техники, видны сбои в гражданской авиации, но откровенно зияющих прорех не видно.
К тем, кто говорит об успехе, – схожий вопрос: как и где его, этот успех, можно пощупать? Ведь бравурные речи на многочисленных бывших международных форумах от Петербурга до Владивостока в тарелку не положишь и в розетку не включишь. Невооруженным взглядом видно только уже упомянутое оскудение ассортимента, неугомонная инфляция и девальвация рубля.
Чиновники, эксперты и СМИ озвучивают темы роста экономики – в процентах, как правило, или в рублях... Добавляя: это «год к году», «квартал к кварталу» или «месяц к месяцу».
Что на самом деле стоит за этими цифрами? Если в рублях, то, возможно, это не производство выросло – это просто рост цен сказывается. Если в процентах – возможно, сказывается так называемый «эффект низкой базы», когда все высчитывается в сравнении с самым неудачным периодом.
Есть еще и прогнозы – прогнозы Центробанка, прогнозы министерства экономического развития, прогнозы Всемирного банка (для тех, кто не верит официозной российской статистике). Плюс – прогнозы политиков, экспертов.
Возникает тот же вопрос – что стоит за прогнозами? Пересчет стоимости товаров и услуг из-за провала рубля? Эффект низкой базы? Или вообще – только лишь желание продемонстрировать собственные взгляды на ситуацию – в диапазоне от «все хорошо, прекрасная маркиза» и до «все пропало, гипс снимают, клиент уезжает»?
Ирония судьбы: те, кто слушает эти цифры и эти прогнозы – тоже выбирает те, которые иллюстрируют его убеждения. Мол, вот этот отчет или этот прогноз правильный, потому что совпадает с тем, что я хочу и что я исповедую. А этот – неправильный и «заказной», потому что он идет в разрез с моими взглядами.
Все любят повторять фразу: «Есть ложь, есть наглая ложь и есть статистика». Но в России есть еще и четвертое состояние – вранье не на выходе, а вранье на входе, когда слышу и вижу только то, что хочу и гори оно все синим пламенем…
В Советском Союзе была традиция – в новогоднем выпуске программы «Время» давать предварительные итоги работы экономики. Но не в рублях и процентах, а в килограммах, тоннах, кубометрах и литрах. У экономистов это называется: «в натуральном выражении». Посмотрим сегодня только на реальное производство товаров, без учета услуг. То есть посмотрим, как на самом деле выглядит экономика России сегодня и именно в натуральном выражении. Хотя «идеологически заряженным» зрителям и читателям такой взгляд может быть не по нутру. Используем данные официальной правительственной статистики – Росстата.
Начнем, вопреки державным традициям, не с пушек, а с масла. То есть с еды – первостепенной базовой потребности, на которую работает экономика.
Но не в тоннах урожая, а в конкретных продуктах, готовых к употреблению.
Итак, производство мяса, мясных консервов, масла, сыров, овощей, муки в России уверенно растет. Производство картофеля несколько снизилось. Производство молока, соков, пива, колбасы, маргарина в 2022 году на том же уровне, что и в 2021. Производство хлеба из года в год снижается. Производство переработанной рыбы – снизилось почти на 10%.
* * *
Теперь посмотрим на производство основных продуктов питания в пересчете на душу населения. Здесь становится ясно, что без экспорта продовольствия по большинству статей Россия не может обойтись.
* * *
Идем дальше: одежда, мебель, быт.
Смотрим в пересчете на душу населения.
По части одежды и обуви – фактически провал. Рост производства обуви во многом идет за счет обуви специальной, рабочей. Полная бытовая зависимость от импорта.
К сожалению, нет свежих статистических данных по лекарствам. СМИ полны оптимистичных заголовков по части возрождения отечественной фармации, но, видимо, ситуация на фармацевтическом рынке далеко не безоблачная.
* * *
Идем дальше: транспорт.
* * *
Идем дальше: промышленность и сырье
Производство станков, электродвигателей, промышленного оборудования в России деградирует уже 30 лет. Объемы по большинству позиций уменьшаются, по некоторым статьям – фактически до ноля. Поэтому посмотрим сегодня только основу промышленного производства – материалы и сырье. Общим местом стало констатировать, что хотя бы по этим статьям России наращивает объемы. Так или это?
* * *
Пока из всего этого возникает следующая картинка:
1. Россия уменьшает продовольственную зависимость от импорта, но она остается весьма внушительной. К тому же, ахиллесова пята российского сельского хозяйства – почти полная зависимость от семенных фондов и других «механизмов» воспроизводства, вплоть до шмелей для опыления сельскохозяйственных растений, которых тоже импортируют. Но в целом по части сельского хозяйства прогресс налицо.
2. На уровне человеческого быта – полный провал. Абсолютная импортозависимость. Почти схожая ситуация с транспортом, где прорехи по части авиации и железнодорожного парка покрывают так называемым «каннибализмом». Исключение – производство гражданских вертолетов, которое выросло принципиально и наметившийся рост производства троллейбусов. С началом такого производства на КамАЗе, о чем было недавно заявлено, «троллейбусный дефицит» России может быть покрыт. По части транспорта. Производство двигателей принципиально отстает от производства кузовов – то есть налицо импортозависимость. Производство мотоциклов – полный провал. Россия производит чуть более 2 тысяч мотоциклов в год, при этом, что количество мотоциклов в стране – около 2,5 млн. Около 50% трамваев служат более 25 лет, срока плановой эксплуатации. Около четверти троллейбусов в стране прослужили более 15 лет, срока плановой эксплуатации. Потребность российских городов в троллейбусах оценивается в 800-900 машин в год. Производство хоть и растет, но пока обеспечивает только треть от этой потребности. По части возрождения легкового автопрома делается ставка на Китай, первые подвижки есть – «Москвичи». По части гражданской авиации – полный упадок, за исключением вертолетостроения. Из успехов – в России приступают к производству первых в истории страны маневровых электровозов (до сих пор в качестве маневровых использовались только тепловозы).
3. Практически во всем статьям производства всего того, что можно назвать «исходными материалами» для промышленности – упадок, только уголь – на прежнем уровне, а производство картона и бумаги хоть и снизилось, но незначительно. И на этом фоне яркое исключение – материалы для строительства – кирпич и бетон.
В результате сокращения экспорта сырой нефти выросло внутреннее производство бензина и дизтоплива, но с ним – известные проблемы, связанные с демпфером, ценообразованием и искусственными ограничениями.
4. Моментом истины в этой ситуации явно станет 2023 год, по итогам которого будет ясно: провалы 2022 года действительно постепенно закрываются или они носят системный характер. Предварительные данные по итогам 2023 года – не в рублях и процентах, а в том же натуральном выражении – появятся весной-летом следующего года. Смотрим за развитием ситуации.
http://www.finversia.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Вам часто приходилось слышать за последнее время, что экономика России находится в глубочайшем упадке и что ей практически конец?
Полагаю, что да.
А часто приходилось слышать, что экономика России пережила удар санкций, устояла вопреки помыслам супостатов и теперь уверенно растет?
Полагаю, что тоже да.
К тем, кто говорит о полном провале российской экономики, возникает простой житейский вопрос: почему этот провал не так очевиден на бытовом уровне? Оскудел ассортимент автомобилей, продуктов и бытовой техники, видны сбои в гражданской авиации, но откровенно зияющих прорех не видно.
К тем, кто говорит об успехе, – схожий вопрос: как и где его, этот успех, можно пощупать? Ведь бравурные речи на многочисленных бывших международных форумах от Петербурга до Владивостока в тарелку не положишь и в розетку не включишь. Невооруженным взглядом видно только уже упомянутое оскудение ассортимента, неугомонная инфляция и девальвация рубля.
Чиновники, эксперты и СМИ озвучивают темы роста экономики – в процентах, как правило, или в рублях... Добавляя: это «год к году», «квартал к кварталу» или «месяц к месяцу».
Что на самом деле стоит за этими цифрами? Если в рублях, то, возможно, это не производство выросло – это просто рост цен сказывается. Если в процентах – возможно, сказывается так называемый «эффект низкой базы», когда все высчитывается в сравнении с самым неудачным периодом.
Есть еще и прогнозы – прогнозы Центробанка, прогнозы министерства экономического развития, прогнозы Всемирного банка (для тех, кто не верит официозной российской статистике). Плюс – прогнозы политиков, экспертов.
Возникает тот же вопрос – что стоит за прогнозами? Пересчет стоимости товаров и услуг из-за провала рубля? Эффект низкой базы? Или вообще – только лишь желание продемонстрировать собственные взгляды на ситуацию – в диапазоне от «все хорошо, прекрасная маркиза» и до «все пропало, гипс снимают, клиент уезжает»?
Ирония судьбы: те, кто слушает эти цифры и эти прогнозы – тоже выбирает те, которые иллюстрируют его убеждения. Мол, вот этот отчет или этот прогноз правильный, потому что совпадает с тем, что я хочу и что я исповедую. А этот – неправильный и «заказной», потому что он идет в разрез с моими взглядами.
Все любят повторять фразу: «Есть ложь, есть наглая ложь и есть статистика». Но в России есть еще и четвертое состояние – вранье не на выходе, а вранье на входе, когда слышу и вижу только то, что хочу и гори оно все синим пламенем…
В Советском Союзе была традиция – в новогоднем выпуске программы «Время» давать предварительные итоги работы экономики. Но не в рублях и процентах, а в килограммах, тоннах, кубометрах и литрах. У экономистов это называется: «в натуральном выражении». Посмотрим сегодня только на реальное производство товаров, без учета услуг. То есть посмотрим, как на самом деле выглядит экономика России сегодня и именно в натуральном выражении. Хотя «идеологически заряженным» зрителям и читателям такой взгляд может быть не по нутру. Используем данные официальной правительственной статистики – Росстата.
Начнем, вопреки державным традициям, не с пушек, а с масла. То есть с еды – первостепенной базовой потребности, на которую работает экономика.
Но не в тоннах урожая, а в конкретных продуктах, готовых к употреблению.
Итак, производство мяса, мясных консервов, масла, сыров, овощей, муки в России уверенно растет. Производство картофеля несколько снизилось. Производство молока, соков, пива, колбасы, маргарина в 2022 году на том же уровне, что и в 2021. Производство хлеба из года в год снижается. Производство переработанной рыбы – снизилось почти на 10%.
* * *
Теперь посмотрим на производство основных продуктов питания в пересчете на душу населения. Здесь становится ясно, что без экспорта продовольствия по большинству статей Россия не может обойтись.
* * *
Идем дальше: одежда, мебель, быт.
Смотрим в пересчете на душу населения.
По части одежды и обуви – фактически провал. Рост производства обуви во многом идет за счет обуви специальной, рабочей. Полная бытовая зависимость от импорта.
К сожалению, нет свежих статистических данных по лекарствам. СМИ полны оптимистичных заголовков по части возрождения отечественной фармации, но, видимо, ситуация на фармацевтическом рынке далеко не безоблачная.
* * *
Идем дальше: транспорт.
* * *
Идем дальше: промышленность и сырье
Производство станков, электродвигателей, промышленного оборудования в России деградирует уже 30 лет. Объемы по большинству позиций уменьшаются, по некоторым статьям – фактически до ноля. Поэтому посмотрим сегодня только основу промышленного производства – материалы и сырье. Общим местом стало констатировать, что хотя бы по этим статьям России наращивает объемы. Так или это?
* * *
Пока из всего этого возникает следующая картинка:
1. Россия уменьшает продовольственную зависимость от импорта, но она остается весьма внушительной. К тому же, ахиллесова пята российского сельского хозяйства – почти полная зависимость от семенных фондов и других «механизмов» воспроизводства, вплоть до шмелей для опыления сельскохозяйственных растений, которых тоже импортируют. Но в целом по части сельского хозяйства прогресс налицо.
2. На уровне человеческого быта – полный провал. Абсолютная импортозависимость. Почти схожая ситуация с транспортом, где прорехи по части авиации и железнодорожного парка покрывают так называемым «каннибализмом». Исключение – производство гражданских вертолетов, которое выросло принципиально и наметившийся рост производства троллейбусов. С началом такого производства на КамАЗе, о чем было недавно заявлено, «троллейбусный дефицит» России может быть покрыт. По части транспорта. Производство двигателей принципиально отстает от производства кузовов – то есть налицо импортозависимость. Производство мотоциклов – полный провал. Россия производит чуть более 2 тысяч мотоциклов в год, при этом, что количество мотоциклов в стране – около 2,5 млн. Около 50% трамваев служат более 25 лет, срока плановой эксплуатации. Около четверти троллейбусов в стране прослужили более 15 лет, срока плановой эксплуатации. Потребность российских городов в троллейбусах оценивается в 800-900 машин в год. Производство хоть и растет, но пока обеспечивает только треть от этой потребности. По части возрождения легкового автопрома делается ставка на Китай, первые подвижки есть – «Москвичи». По части гражданской авиации – полный упадок, за исключением вертолетостроения. Из успехов – в России приступают к производству первых в истории страны маневровых электровозов (до сих пор в качестве маневровых использовались только тепловозы).
3. Практически во всем статьям производства всего того, что можно назвать «исходными материалами» для промышленности – упадок, только уголь – на прежнем уровне, а производство картона и бумаги хоть и снизилось, но незначительно. И на этом фоне яркое исключение – материалы для строительства – кирпич и бетон.
В результате сокращения экспорта сырой нефти выросло внутреннее производство бензина и дизтоплива, но с ним – известные проблемы, связанные с демпфером, ценообразованием и искусственными ограничениями.
4. Моментом истины в этой ситуации явно станет 2023 год, по итогам которого будет ясно: провалы 2022 года действительно постепенно закрываются или они носят системный характер. Предварительные данные по итогам 2023 года – не в рублях и процентах, а в том же натуральном выражении – появятся весной-летом следующего года. Смотрим за развитием ситуации.
http://www.finversia.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу