Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Инвестиционный волшебник Йельского университета. Как Дэвид Свенсен заработал миллиарды для своей альма-матер » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Инвестиционный волшебник Йельского университета. Как Дэвид Свенсен заработал миллиарды для своей альма-матер

11 ноября 2023 ИХ "Финам" Поздеева Екатерина

Дэвид Свенсен был одним из самых знаменитых инвестиционных менеджеров в мире. Он произвел настоящую революцию в корпоративном управлении финансами. За 34 года под его руководством активы Йельского университета выросли с $1 млрд до $34 млрд. Его модель инвестирования получила широкое признание в мире и была перенята некоторыми другими университетами и компаниями.

Finam.ru рассказывает, как Дэвид Свенсен создал йельскую модель инвестирования и заработал миллиарды для университета.

Из Висконсина в Йель
Дэвид Свенсен родился в 1954 году в США в многодетной семье профессора химии и декана Университета Висконсина и служащей лютеранской церкви. Христианское воспитание наложило отпечаток на личность Свенсена, который впоследствии неоднократно критиковал Уолл-стрит за неуемную жажду наживы.

В 1975 году Свенсен вышел из альма-матер своего отца, Университета Висконсина, имея сразу две степени - бакалавра в области экономики и искусств. Он решил продолжить образование в Йельском университете, который входит в элитную «Лигу плюща» и относится к самым престижным в стране. Там он получил докторскую степень, написав диссертацию на тему «Модель оценки корпоративных облигаций». Эта новаторская работа легла в основу его будущей карьеры. Стоит отметить, что в Йеле Свенсен работал под началом Джеймса Тобина, лауреата Нобелевской премии и советника Джона Кеннеди. Он и познакомил Свенсена с концепцией современной портфельной теории, на основе которой тот и выстроил свою знаменитую инвестиционную стратегию.

Ранняя карьера
Свенсен начал свою инвестиционную карьеру в 1980-х. В 1981 году он работал юристом по корпоративным финансам в компании Salomon Brothers, где курировал первое в мире соглашение о валютном свопе - сделку между IBM и Всемирным банком, которая позволила IBM хеджировать свои риски в швейцарских франках и немецких марках, а Всемирному банку - предоставлять кредиты в этих валютах более эффективно.

Далее Свенсен три года проработал на Уолл-стрит в качестве старшего вице-президента компании Lehman Brothers, где специализировался на работе со свопами и разрабатывал новые финансовые продукты.

В 1985 году бывший наставник Джеймс Тобин заманил Свенсена обратно в Йельский университет. Так Свенсен стал инвестиционным директором Йельского фонда, проработав на этой должности более 30 лет до своей смерти в 2021 году.

Йельская модель инвестирования
Новаторское решение Свенсена, позволившее навсегда изменить институциональное инвестирование, заключалось в широкой диверсификации активов. Он вкладывал деньги университета в казначейские облигации, акции разных стран и компаний из разных отраслей, хедж-фонды, недвижимость и полезные ископаемые. Тонкий баланс риска и доходности был рассчитан на долгосрочный рост и стабильность. Свенсен инвестировал в квадратные метры, лесоматериалы, технологические стартапы и даже в компании по производству шампуней и мыла в Азии. До него крупные институты в США не занимались широкой диверсификацией портфеля, предпочитая вкладывать все средства в пару-тройку надежных активов, которые не обеспечивали им должный рост. Больше внимания Свенсен уделял акциям, чем активам с фиксированным доходом, потому что те росли сильнее. Кроме того, он регулярно менял баланс портфеля, что позволяло ему не только обеспечивать активам целевой уровень, но и пользоваться возможностями, возникающими при колебаниях рынка. К концу работы Свенсена под его руководством в Йельском университете занималась инвестициями команда из 30 человек, причем у каждого класса активов был свой руководитель, эксперт именно в этом направлении.

Такой подход обеспечил Йельскому портфелю средний прирост в 11,6% годовых, что является превосходным показателем для крупного института. Другие американские университеты с разной степенью успешности стали перенимать йельскую стратегию инвестирования.