«Сейчас для нас время фантастических возможностей». Владелец завода Кристалл — о грядущем IPO » Элитный трейдер
Элитный трейдер

«Сейчас для нас время фантастических возможностей». Владелец завода Кристалл — о грядущем IPO

13 ноября 2023 БКС Экспресс | Кристалл
За последние месяцы сразу несколько компаний объявили о том, что собираются провести IPO. Среди них — Калужский ликеро-водочный завод Кристалл. Председатель совета директоров и владелец компании Павел Победкин в эксклюзивном интервью для БКС Экспресс рассказал, почему публичное размещение решили проводить именно сейчас и что Кристалл намерен делать с привлеченными средствами.

Про IPO

— Какие цели по IPO ключевые и на что вы планируете потратить привлеченные средства?

— Ключевая цель IPO для нас — это привлечение средств на модернизацию и расширение производства в соответствии со стратегией по увеличению доли ЛВИ (ликеро-водочных изделий — прим. ред.) в портфеле компании.

Если рассказывать детально, мы планируем потратить привлеченные деньги на увеличение производственной цепочки, строительство дополнительного спиртохранилища, расширение технологической базы. Сейчас в этот проект уже вложено порядка 500 млн руб. на закупку дополнительных линий, емкостей и т.д. Чтобы дооснастить производство, чтобы оно удовлетворяло именно целям производства ЛВИ, а не водки, потребуется еще порядка 400 млн руб.

Кроме того, в наши планы входит строительство нового логистического комплекса, для этого требуется 600 млн руб. Он позволит экономить на логистике и на складских затратах порядка 100 млн руб. в сравнении с текущими показателями.

Дело в том, что сейчас компания снимает большое количество складов как на территории производственной базы, где мы находимся физически, так и за ее периметром, что генерит большие логистические издержки. Мы вынуждены содержать большое количество складов, огромный штат людей, а также обеспечивать транспортные потоки.

Однако у нас есть граничащий с заводом земельный участок, где мы и планируем построить двухэтажный склад площадью 15 тыс. кв. метров. Между ним и зданием завода будет переход. И это позволит убрать логистическую составляющую в виде машин: все товаропотоки между заводом и складом будут двигаться по разнонаправленным роликам.

IPO направлено на развитие компании: мы планируем повысить эффективность и получить производственную возможность делать те продукты, которые для нас высокомаржинальны и стратегически интересны.

— Почему решили проводить IPO именно сейчас, в такое неспокойное время?

— Оно неспокойное для кого? Для нас любое время абсолютно понятно, потому что алкогольная отрасль, наверное, одна из самых устойчивых в России. Она государственно зарегулирована и абсолютно прозрачна. То есть отрасль стабильна.

Помимо этого, она не зависит от каких-то внешнеполитических факторов. Почему? Потому что в водке, например, до 80% в зависимости от стоимости уходит на налогооблагаемую базу. Все остальное — спирт, бутылка, пробка, этикетка, коробка — все российское. И даже если дорожает какой-то один из ингредиентов, например, краска на этикетке или еще что-то — это микроскопическая в процентном соотношении величина, которая не способна кардинально изменить стоимость производства.

Другое дело, что сейчас для нас время фантастических возможностей. Во-первых, после ковида произошла трансформация потребления населением алкогольных напитков. Посидев дома, люди начали массово отказываться от употребления крепкого алкоголя шотами в чистом виде, стали экспериментировать, создавать коктейли, пробовать какие-то новые продукты. И эта тенденция продолжилась после отмены ограничений.

Во-вторых, после февраля 2022 г. иностранные бренды стали уходить из России. Часть продукции стала завозиться в страну по каналам параллельного импорта, и цены резко взлетели вверх. Мне кажется, такая ситуация — это возможность для российских алкогольных производителей, которые, как мы, например, имеют возможность создавать фантастические по своему качеству продукты, которые не уступают международным аналогам и стоят дешевле в два, три, четыре раза на полке магазина.

Мы сейчас работаем с большим количеством интересных напитков, и у нас в разработках их еще больше. Но для производства в нужном объеме необходим огромный емкостный парк, увеличенное число линий, то есть нужно модернизировать производство для работы со сложными напитками. Мы занялись этим еще в 2021 г., а в 2023 г. привлекли деньги в виде облигационного займа и начали реконструкцию.

Поэтому IPO для нас — возможность быстро привлечь деньги и в 2024 г. представить линейку продуктов, которая у нас есть в разработке — это виски, ромы, коньяки, бренди, текила и т.д. Именно этот огромный ассортимент продукции позволит нам выполнить те финансовые планы, которые мы себе ставим.

— На презентации вы сказали, что доля free-float не более 15%. Планируете ли через пару лет после IPO ее увеличить?

— В такой нестабильности рынка сложно что-то планировать, можно только предполагать. Но давайте размышлять логически: завод каждый год с 2018 г. почти на 80–100% увеличивает объемы производства. Наша задача — продолжить эту тенденцию. В таком случае очевидно, что возникнут новые потребности.

Мы понимаем, что, решив вопрос с технологическим и логистическим парками, большая развивающаяся структура начинает дальше укрупняться. И я не исключаю таких вариантов [увеличения доли free-float в будущем]. Но говорить о том, что это будет в таком-то году в таком-то количестве я сейчас не могу.

Про экспорт и импортозамещение

— На вашем сайте представлена экспортная продукция, но в отчетах РСБУ этого нет. Вы отправляете что-то на экспорт?

— На сегодняшний день доля экспорта в компании составляет менее 1% от всего объема, поэтому он отражен, просто его очень мало. В той финансовой модели, которую мы строим до 2026 г. с увеличением ЛВИ экспортная составляющая не заложена, но мы ее держим в голове, потому что есть два важных фактора.

Первое — это слабеющий рубль. Ведь чем он слабее, тем больше шансов нашей водке попасть на международные рынки, потому что у нее становится крайне интересная цена. Второй момент — мы сейчас выводим на рынок те продукты, которые интересны за рубежом.

Например, когда мы опубликовали новость о том, что выводим корейский напиток соджу, то получили несколько экспортных контрактов в течение недели, причем это не только СНГ, но и дальние регионы.

Поэтому экспорт для нас очень интересен, он обладает очень высокой маржинальностью, намного выше, чем российский рынок. Но сначала надо разобраться здесь: спрос на российском рынке на наши напитки высокий, и его не всегда получается удовлетворить.

— Ваш конкурент Novabev Group в том числе занимается импортом. Рассматриваете ли вы для себя такое направление?

— Не рассматриваем. Сегодня многие торговые компании занимаются импортом, тащат огромное количество ноунейма со всего мира, выставляют на полки магазинов и замещают международные корпорации, к которым мы привыкли.

Это такой же вопрос, как «Не планируете ли вы сеть алкомаркетов открывать?» Категорически нет, потому что у нас есть другие направления, и именно движение в интересных позициях с точки зрения ликеро-водочных изделий — это высокая доходность для инвестора и для собственника.

А идти бороться с крупнейшими «монстрами», уважаемыми компаниями, которые на этом рынке находятся уже десятилетиями — зачем? Ведь у нас есть возможность производить то, что еще не делал никто. Это гораздо интереснее и более прибыльно.

Мы сейчас движемся во многие узкие ниши. Наша задача к 2026 г. — занять 18% рынка ЛВИ. Мы не планируем расти глобально на рынке водки — это неинтересно стратегически, потому что доходность от ЛВИ многократно перекрывает доходность от водочного производства.

— Вы «заменили» известный немецкий ликер на свои 2 марки. Это импортозамещение с сохранением классического вкуса, или что-то новое?

— Все, что производится внутри России — это импортозамещение. История в том, что по вкусу все немецкие биттеры похожи. Другое дело, что в России, действительно, есть самый популярный, а мы выпустили свои два ликера. Они пользуются спросом, потому что качеством не уступают известному продукту, но при этом стоят дешевле в три раза.

У нас с оригинальным брендом возникли определенные недопонимания. Они считают, что мы похожи на них, мы считаем, что нет. У них своя доказательная база, у нас — своя. Сейчас вопрос пришел в арбитражный суд, который, надеюсь, абсолютно справедливо рассудит, кто прав.

— Как происходит процесс замещения известных брендов, которые ушли из России?

— Раньше российским производителям было сложно пробиться, потому что у мировых корпораций колоссальные бюджеты, сопоставимые со стоимостью российских заводов. Тогда ты не мог выйти на федеральные сети, потому что они просто давили деньгами.

Однако сейчас они либо пропали, либо их продукция стоит гораздо дороже. При этом российские производства, в том числе и наша компания, уже заменяют их. Потребители смотрят, сравнивают, пробуют. И я считаю, что ушедшим зарубежным компаниям будет крайне сложно вернуться.

Про планы

— Будете ли проводить территориальную экспансию в другие регионы?

— На сегодняшний день мы ведем продажу в 45 регионах, поэтому можно сказать, что территориальную экспансию проводим регулярно. И каждый новый продукт везде находит горячий отклик.

У нас на сегодняшний день две крупных группы каналов сбыта: это региональные дистрибьюторы и неорганизованная розница, а также сетевой сегмент — федеральные сети. На сегодняшний день поглощение всей страны федеральными сетями превалирует.

И да, мы гибкие, работаем по всем направлениям, но упор идет на федеральные сети, потому что это более стабильная история с гарантией 100% возврата дебеторки в понятные сроки. Это нормальное планирование, где можно спрогнозировать кассу и продажи, получить все сетевые отчеты, сверить производственный план на следующие месяцы по разным позициям. Да, розницу мы не оставляем, но акцент делается не на них.

— Планируете ли вы диверсифицировать ассортимент по цене? Например, производить более дешевые или дорогие напитки?

— У нас линейка разбита по цене. И мы планируем ее дальше развивать только вверх, потому что избрали стратегию производства качественных продуктов с высокой маржинальностью.

Мы не планируем продавать продукцию сомнительного качества и удовольствия за 3 копейки. Хочется, чтобы человек пробовал корейскую соджу и нашу, а потом ставил нам высший бал. Мы провели десятки закрытых фокус-групп, и наши напитки побеждают, потому что не уступают по качеству международным брендам. А качество стоит денег.

— Расскажите подробнее, как вы планируете расширять ассортимент?

— В прошлом октябре запустили биттеры, потом линейку сливочных ликеров, которую сейчас расширяем. Затем корейскую саджу ввели. На днях состоялся розлив нашего Triple sec, он просто фантастический получился. Мы вывели линейку вкусовых водок со вкусом груши, черной смородины, клюквы, потому что в России люди стали наконец их пробовать и добавлять в коктейли. До конца года планируем запустить абсент, амаретто и бренди.

Сейчас мы многое пробуем, но понимаем, что масштабное производство требует модернизации, потому что в тех нишах, которые я обозначил, мы заходим в одну-две сети, но не можем начать масштабную экспансию по рынку, потому что просто «не вытащим». Поэтому пока собираем кассовые продажи, смотрим отклик покупателей, выбираем ключевых партнеров. Спрос на такие напитки и сложность их производства превышают на данный момент наши технологические возможности — и эту проблему, очень надеюсь, в декабре решит IPO.

http://bcs-express.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter