Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Пока все говорят про кризис в коммерческой недвижимости или на рынке недвижимости, угроза движется совсем с другой стороны » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Пока все говорят про кризис в коммерческой недвижимости или на рынке недвижимости, угроза движется совсем с другой стороны

17 ноября 2023 Invest Era
*Текст основан на расследовании американского журналиста Bloomberg. Мы переложили его повествовательную манеру в стиле Звездных войн и добавили ряд мыслей.

В далёкие, далёкие времена... на другой стороне земли произошёл ипотечный кризис

В те времена (2009 год) собрались мудрецы и старейшины из ФРС и Минфина США и стали решать, как спасти экономику от махинаций с субстандартными кредитами. И придумали закон Додда-Франка, который требовал от ипотечных кредиторов тщательно проверять финансы заёмщика, чтобы убедиться, что кредиты будут выплачены. Закон также создал Бюро финансовой защиты потребителей (CFPB) США для обеспечения соблюдения требований.

Но нашлись повстанцы, которые избежали пристальных взглядов мудрецов и освободили свой бизнес от контроля CFPB. Возглавили движение непокорных – финансовые организации, которые выдавали кредиты для покупки автомобилей. Повстанцы успешно боролись за освобождение от надзора CFPB, утверждая, что регулирование нанесёт ущерб важному бизнесу продажи автомобилей.

В 2020 году 33 генеральных прокурора штатов объединились и нанесли крупное поражение одному из кредиторов – компании Santander. По достигнутому соглашению Santander выплатила 550 млн$ за злоупотребления в кредитовании – выдача кредитов заведомо неплатежеспособным клиентам. Santander признали свою вину и отказались от некоторых предбанкротных клиентов, и обещали не давать кредиты клиентам, у которых не осталось средств к существованию.

🏆Но тёмная сторона копила свои силы и создала новую звезду смерти в виде субординированных "сертификатов"

Их назвали облигации Drive, которые гарантировали регулярные выплаты вкладчикам в размере 2,5-3,5%, а сами получили высокие рейтинги надёжности. Выпускались облигации Drive под обеспечение сделок по купле-продаже автомобилей на вторичном рынке.

В случае просрочки платежа автодилер забирал автомобиль и тем самым возвращал основную часть долга, при этом остаток кредита никто не прощает заёмщику. Бизнес выглядел надёжно. Очевидно, что не все машины возвращались целыми и не все кредиты выплачивались, поэтому слабые автокредиты щедро размешивались с "хорошими" кредитами и используя сложные финансовые модели, все по проторенной дорожке субстандартных ипотечных облигаций начала нулевых.

Объём привлечённых средств только компанией Santander через выпуски Drive в 2021 году составил 9b$. 🪙По облигациям выплачивались процентные ставки в диапазоне от 2,5% до 3,2%. 💰При этом заёмщики автокредитов брали на себя обязательства со средневзвешенной процентной ставкой в 19%, но некоторые из них достигали 29,99%.😱. Нехилый заработок, российские МФО, конечно, на несколько шагов впереди, но Santader не сильно отстает.

Как всегда, появляется проблема в виде роста ставок ФРС

Сами кредиты оставались относительно в безопасности, т.к. машины в США – это ликвидный товар, и в случае просрочки авто забирали, оставляя человека с кредитом, но уже без средства передвижения.

⚡️Но тут... подкрался 2022 год, и ФРС стала активно повышать ставки, а экономика США покатилась под откос и на рынке субстандартных автокредитов появились трещины. Часть повстанцев сделали своё грязное дело и вместе с Santander полетели навстречу к частичному дефолту после краха двух крупных дилеров по продаже подержанных автомобилей, случившихся в начале 2023 года.

🏁И в октябре 2023 по Drive 2019-3 объявили дефолт.

🤷Клиенты не смогли выплатить 25% взятых в долг денег, и маленькая пирамида из субстандартных кредитов рухнула. Всему виной стала жадность Santander, которые вместо 5% рискованных активов набрали 42% риска в портфель.

Тем не менее, сама Santander не сильно пострадала, т.к. успела набить подушку безопасности деньгами от разницы между 2,5-3,2%, выплачиваемыми инвесторам в качестве купонов по облигациям, и 19%, выплачиваемыми клиентами по автокредиту.

Помогло также сохранение стоимости автомобилей из-за возникшего дефицита во время ковида, и часто возвращаемые за неуплату автомобили продавались вновь ещё дороже. По данным SEC, Santander получил таким образом как доход минимум в 155млн$.❗️ И это помимо платы за обслуживание, которая составила 121млн$.

◾️По данным ФРБ Нью-Йорка, по состоянию на июнь 2023 субстандартный долг составлял 21% от 1,58 трлн$ непогашенных автокредитов – это второй по величине потребительский долг после ипотеки.

Итоги

Субстандартные кредиты, упакованные в облигации высокого кредитного уровня на фоне сохраняющейся высокой ставки, являются риском не менее серьезным, чем коммерческая недвижимость, про которую все говорят. Цены на авто могут начать падать, что окажет еще один удар по порочной бизнес-модели.

Пузырь надувается и взрывом может смыть сотни компаний занимающихся перепродажей автомобилей, финансовых организаций и даже автопроизводителей (у них есть крупные финансовые сегменты, занимающиеся выдачей кредитов на покупку авто).