Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Европа погрузилась в хаос после того, как Германия заморозила государственные расходы в соответствии с шокирующим решением высшего суда » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Европа погрузилась в хаос после того, как Германия заморозила государственные расходы в соответствии с шокирующим решением высшего суда

23 ноября 2023 Zero Hedge
Судьи конституционного суда Германии

Европа, уже скатившаяся в стагфляционную рецессию, собирается приступить к таким же жестким мерам экономии, которые привели континент на грань краха более десяти лет назад.

Через день после того, как конституционный суд Германии признал неконституционным и недействительным решение о переводе 60 млрд. евро из неиспользованных фондов борьбы с пандемией в 2021 г. в Фонд энергетики и климата, позднее переименованный в Фонд климата и трансформации (KTF), правительство Германии заморозило государственные расходы до конца года, что нанесло удар по восстановлению Европы и усилиям по укреплению офшорных банковских счетов Зеленского, вооруженных сил Украины и сокращению выбросов углерода.

Решение суда, подробности которого любезно предоставлены SocGen и изложены ниже, увеличит разрыв в темпах экономического развития между Европой, экономика которой находится в стагнации более года и США, рост которого за три месяца по сентябрь составил 5% в годовом исчислении, что было вызвано масштабным фискальным стимулированием, приведшим к кризисному дефициту бюджета в 2 трлн. долларов в 2023 году.

Экономика Германии, крупнейшая в Европе, сокращается, поскольку рост цен на энергоносители и напряженность в торговле ставят под сомнение ее бизнес-модель, ориентированную на экспорт.

Правительство канцлера Олафа Шольца рассчитывало на старый добрый ход — увеличение расходов на «зеленые энергетические проекты и технологии», от чипов до аккумуляторов, для возрождения старой модели.

Таким образом, если кто-то спросит, почему Германия с дефицитом тратит деньги на путь к меркантилистской утопии, Берлин всегда сможет солгать и сказать, что он делает правильные вещи для мира и не заинтересован в стимулировании экономики за счет долга. Увы, теперь «кардиналы из Карлсруэ» сделали это невозможным.

И без нового стимулирования расходов Германия может быть обречена: как отмечает WSJ, ожидается, что цены на энергоносители останутся надолго выше уровня, существовавшего до украинского конфликта (что очень выгодно американским экспортерам СПГ и режиму Байдена, который получает прямую выгоду от монополизации торгового пути, на котором раньше доминировала Москва), что приведет к вытеснению энергоемкого производства, а старение населения и сокращение рабочей силы, по прогнозам, будут сдерживать потенциальный рост.

Решение Берлина заморозить все федеральные расходы до конца года было принято после того, как суд аннулировал финансирование правительственного проекта «зеленого перехода» в размере 60 миллиардов евро — эквивалент более 65 миллиардов долларов.

Суд постановил, что Берлин не может перераспределять неизрасходованные кредиты, первоначально предназначенные для борьбы с пандемией Covid-19, на финансирование экологических и энергетических проектов.

Суд заявил, что Берлин обязан соблюдать конституционные правила, согласно которым дефицит бюджета в обычное время не должен превышать 0,35% от валового внутреннего продукта.

Теперь Берлин стоит перед выбором: найти эквивалентное сокращение бюджета или повысить налоги — или и то, и другое — если он хочет реализовать план, который включает, среди прочего, многомиллиардные субсидии на строительство заводов по производству чипов.

Решение суда также поднимает вопросы об использовании внебюджетных специальных фондов для финансирования государственных инвестиций, включая план на 100 миллиардов евро по модернизации недофинансируемых вооруженных сил Германии, который был объявлен после начала конфликта на Украине.

Короче говоря, не только экономика Германии оказалась под ударом, но и мечты Зеленского о безбедной старости на каком-нибудь полинезийском острове.

В то время как некоторые немецкие экономисты приветствовали это решение, которое, по их словам, установит столь необходимую финансовую дисциплину в период высоких процентных ставок, другие считают, что оно может помешать Шольцу и его преемникам перестроить экономику, теряющую конкурентоспособность.

Что еще более важно, в краткосрочной перспективе правительство должно решить, каким направлениям политики — от укрепления коллективной обороны Европы до поддержки Украины или смягчения последствий роста цен на энергоносители и инфляции для бизнеса и домохозяйств — оно должно отдать предпочтение.

Берлин также должен пересмотреть все расходы, финансируемые за счет долга, за последние восемь лет, чтобы убедиться, что они соответствуют новому постановлению (предупреждение о спойлере: не соответствуют).

Немецкие официальные лица в Брюсселе сообщили коллегам из Европейского союза в пятницу, что они продолжат поддерживать четырехлетний бюджетный пакет ЕС в размере 50 миллиардов евро для Украины, который должен вступить в силу в следующем году, по словам двух человек, проинформированных о ходе обсуждений. Однако Берлин дал понять, что не поддержит запрос Европейской комиссии о дополнительных расходах на 50 миллиардов евро на миграцию и другие приоритеты Брюсселя. Германия оплачивает около четверти расходов ЕС.

И в связи с этим, после недавнего решения большинства в Палате представителей фактически остановить денежный поезд Зеленского, деньги для Украины иссякли.

Тем временем дела у немецкого истеблишмента идут все хуже и хуже: экстренное затягивание поясов происходит на фоне растущей политической фрагментации и накопившихся кризисов, которые подорвали рейтинги трехпартийной коалиции Германии.

Оппозиционная партия «Альтернатива для Германии», выступающая против истеблишмента или AfD, в настоящее время набирает 22% голосов, что делает ее первой ультраправой группой, получившей такую поддержку с 1930-х годов. Партия выступает против военных расходов Германии на Украине и щедрых расходов на беженцев.

«Вердикт будет иметь глубокие последствия для практики государственного управления», — заявил министр финансов Кристиан Линднер.

После начала конфликта на Украине Германия начала увеличивать расходы на поддержку Киева, укрепление собственной обороны и снижение зависимости от российского газа и нефти.

Она также обязалась профинансировать переход к экономике с нулевым уровнем выбросов за счёт поддержки потребителей и предприятий внутри страны и в ЕС, а также расширить и без того щедрое социальное обеспечение Германии, чтобы удержать избирателей.

Все эти проекты сейчас заморожены.

По данным WSJ, юристы и представители правительства заявили, что решение Конституционного суда Германии, принятое на прошлой неделе, предлагает самую строгую на сегодняшний день юридическую интерпретацию фискальных правил страны, которые сами по себе являются одними из самых жестких в Европе.

По их мнению, это может существенно ограничить свободу маневра будущего правительства в бюджетной сфере, если только оно не сможет повысить налоги, что маловероятно, учитывая, что Германия и так занимает второе место по уровню налогов на рабочую силу среди стран Организации экономического сотрудничества и развития.

По словам высокопоставленных представителей правительства, одним из рассматриваемых вариантов является введение чрезвычайного бюджетного положения на 2023 год задним числом, ссылаясь на пункт бюджетных правил, позволяющий приостанавливать действие лимитов расходов в исключительных обстоятельствах. Предыдущие правительства использовали это исключение во время пандемии.

К сожалению, для изголодавшихся по стимулам политиков Германии этот план чреват юридическими трудностями, в том числе и потому, что конституционный суд подготовился именно к такому развитию событий, повысив планку для объявления чрезвычайных ситуаций, считает Ларс Фельд, экономист, консультирующий правительство.

Укрепление устойчивости и трансформация экономики в условиях геополитических кризисов и изменения климата рассматривались как необходимость, требующая привлечения заемных средств, однако решение суда поставило эти предположения под сомнение, пишет Фельд в газете Frankfurter Allgemeine.

Забавно, но суд заявил, что в отличие от военных конфликтов и стихийных бедствий, изменение климата — это прогнозируемый кризис, который назревал давно и уже не может служить основанием для чрезвычайных расходов.

Это, однако, означает, что Германии останется только вежливо попросить ЦРУ начать новую войну… или чтобы Фаучи заказал по почте новый вирус из Уханя.

Фискальные правила Германии были закреплены в конституции при прежнем канцлере Ангеле Меркель. Они распространяются как на федеральное правительство, так и на правительства земель и являются более жесткими, чем собственные фискальные правила ЕС.

Лимит был одной из причин того, что в годы низких процентных ставок Германия не увеличивала заимствования, сохраняла высокие налоги и сталкивалась с нехваткой государственных инвестиций в транспорт, образование, оборону и другие важнейшие сферы.

Это касается не только Германии. Ожидается, что в следующем месяце европейские министры финансов согласуют новые правила, которые ужесточат их бюджет после нескольких лет больших расходов во время пандемии.

К этому моменту европейский кризис суверенного долга, вызванный жесткой экономией, будет завершен, а центральные банки, давно забывшие времена борьбы с инфляцией, начнут выпускать новые цифровые валюты квадриллионами.


Приложение — подробности о решении Конституционного суда Германии, любезно предоставленные SocGen:

Предыстория:

15 ноября конституционный суд Германии признал неконституционным и недействительным решение перевести 60 млрд евро из неиспользованных средств на борьбу с пандемией в 2021 году в Фонд энергетики и климата, позже переименованный в Фонд климата и трансформации (KTF). У Германии давняя привычка откладывать деньги во внебюджетные резервные фонды (их насчитывается около 30 на общую сумму около 870 млрд евро).

Хотя это позволило выделить средства на конкретные цели, например, 100 млрд. евро на оборонные расходы после начала конфликта на Украине, это также сделало фискальную политику менее прозрачной и поставило под сомнение соответствие этой практики конституционно защищенному долговому тормозу и фискальным правилам ЕС.

Правило долгового тормоза, ограничивающее структурный дефицит бюджета 0,35% ВВП, было приостановлено с 2020 по 2023 год в связи с пандемией, с намерением вернуться к нему в следующем году.

Это позволило правительству выпустить гораздо больше долговых обязательств, кстати, в то время, когда процентные ставки были исключительно низкими.

В 2021 году, когда стало ясно, что дополнительные 60 млрд евро не понадобятся, они были переведены в KTF, увеличив их с 42,6 млрд евро до 102,6 млрд евро и сделав возможным использование средств в последующие годы.

Однако перечисления были произведены задним числом в 2022 году на бюджет 2021 года, что позволило использовать их не на борьбу с пандемией, а на другие цели.

Фонд был пополнен еще на 30 млрд евро, последний раз в августе этого года, примерно до 212 млрд евро.

Решение суда:

В своем решении Конституционный суд постановил, что дополнительный бюджет на 2021 год, в который ретроактивно были внесены изменения, не соответствует Основному закону и является недействительным. Решение суда основывалось на следующем:

1) правительство не смогло в достаточной степени доказать наличие необходимой связи между чрезвычайной ситуацией (пандемией) и мерами, принятыми в ответ на нее.

2) отсутствие связи между объявлением чрезвычайной ситуации и фактическим использованием заимствований несовместимо с конституционными принципами формирования бюджета.

Поэтому использование разрешений на чрезвычайные заимствования в последующие финансовые годы без их учета в рамках правила «долгового тормоза» для этих лет (а вместо этого они будут учитываться как «долг» в 2021 финансовом году) не допускается.

3) В-третьих, принятие дополнительного закона о бюджете на 2021 год после окончания 2021 финансового года нарушает принцип, согласно которому бюджет должен быть определен заранее. Таким образом, решение суда напрямую означает, что объем KTF сокращается на 60 млрд. евро.

Последствия:

Решение Конституционного суда наносит серьезный удар по правительству Германии, причем в тот момент, когда внутри коалиции уже усиливается напряженность в отношении направления фискальной политики.

Германия была одной из немногих стран, имевших возможность решить проблему пандемии и конфликта на Украине с помощью фискальной политики, увеличив государственный долг примерно на 10% ВВП до 69% в 2021 году, при этом, вероятно, сохраняя возможность для дальнейших действий.

Однако правило долгового тормоза ограничивает рост долга путем ограничения ежегодного дефицита. Таким образом, при нехватке 60 млрд. евро в KTF необходимо либо сократить расходы, либо повысить налоги, либо продлить приостановку действия правила долгового тормоза.

Правительство может также использовать средства других резервных фондов, но с неясными юридическими последствиями. Приостановка долгового тормоза еще на несколько лет представляется неправдоподобной, поскольку она была исключена оппозиционной партией ХДС (CDU) (которая и подала иск в суд). Остается сокращение расходов и, возможно, повышение налогов, причем последнее исключается свободными демократами (СвДП/FDP).

1. Бюджет на 2024 год

Несмотря на то, что до сих пор остается много неясного в отношении всех последствий этого постановления и возможных решений, особенно в отношении того, насколько оно повлияет на другие резервные фонды (собранные во время пандемии или до нее), бюджет на 2024 г. придется корректировать.

Изначально планировалось выделить из KTF около 40 млрд. евро, однако, по сообщениям некоторых СМИ, дефицит средств на 2024 год может оказаться меньше — около 24 млрд. евро, если учесть другие имеющиеся средства.

Это все еще значительная сумма (0,6% ВВП), которая потребует принятия радикальных, проциклических мер в таких ключевых областях расходов, как климат, социальное и жилищное обеспечение, а также поддержка промышленности. В последнее время активно обсуждается вопрос о поддержке ослабленных отраслей промышленности, страдающих от роста цен на энергоносители.

В числе мер — снижение налога на прибыль (около 7 млрд. евро в течение четырех лет) и снижение налога на электроэнергию в размере 12 млрд. евро в 2024 году. Эти меры также вызвали недовольство Европейской комиссии, которая считает, что государственная поддержка бизнеса может привести к деформации единого рынка.

Удовлетворение потребностей в финансировании может повлиять на эти меры и, таким образом, затронуть суть разногласий между коалиционными партиями (зеленые, социал-демократы и свободные демократы).

Скорее всего, всем партиям придется пойти на компромисс, возможно, даже с повышением налогов и в конечном итоге вопрос будет заключаться в том, есть ли желание, особенно у СвДП, остаться в коалиции или выйти из нее, в том числе с учётом предстоящих в сентябре 2025 года выборов.

Хотя юристам потребуется некоторое время для изучения постановления и его влияния на бюджеты после 2024 года, при оптимистичном сценарии правительство потеряло лишь 60 млрд. евро финансирования (что должно улучшить соотношение долга (коэффициент задолженности) примерно на 1,4% ВВП), при этом оно стало более сдержанным в отношении годовых бюджетов для своих планов расходов. Однако наше прочтение постановления позволяет предположить, что будет затронуто большее количество средств.

2. Что делать с правилом долгового торможения и «зелёным» переходом?

Уже было много споров о целесообразности введения бюджетного правила, ограничивающего дефицит, в то время, когда немецкая промышленность сталкивается со значительными структурными изменениями (см. Германия: с цикличностью все в порядке, но она сталкивается с огромными структурными препятствиями).

Введенный в 2009 году как способ обеспечения возврата долга к 60% в обычное время, он требует изменения большинством в 2/3 голосов в парламенте (решение суда не должно повлиять на создание фонда в размере 100 млрд евро для расходов на оборону после начала конфликта на Украине, поскольку это было сделано путем внесения поправок в закон большинством в 2/3 голосов).

Решение Конституционного суда наглядно демонстрирует ограниченность возможностей любого прогрессивного правительства по коренному изменению и адаптации экономики к новым реалиям, будь то источники энергии, климатический переход, поддержка традиционных отраслей или социальные реформы.

Таким образом, реформы в сфере предложения и повышение налогов могут вновь оказаться в центре внимания до тех пор, пока в парламенте не будет достигнуто достаточное согласие (если оно вообще будет достигнуто) и большинство в 2/3 голосов для изменения или отмены правила долгового тормоза.

Мы ожидаем, что эта тема станет одной из ключевых в предвыборной кампании 2025 года, и видим множество причин, по которым необходимо обеспечить большую гибкость для решения многолетних, но преходящих проблем. Возможны такие варианты, как гармонизация фискальной цели Германии (0,35% ВВП) с чуть менее амбициозной целью ЕС (0,5% ВВП) и введение инвестиционного (золотого) правила.

3. Фискальная политика в Германии и ЕС

Учитывая относительную прочность государственных финансов Германии и стоящие перед ней задачи, мы по-прежнему ожидаем, что в ближайшие годы Германия будет проводить амбициозные фискальные реформы, хотя и с более ограниченными возможностями использования целевых резервных фондов.

Учитывая гораздо меньшую гибкость, обусловленную внутренними бюджетными целями, возможно, Германия будет менее склонна к принятию дополнительных гибких мер в рамках фискальных правил ЕС.

В настоящее время этот вопрос находится в стадии обсуждения, но, учитывая внутреннее положение Германии, трудно представить, чтобы Германия охотно принимала гораздо менее амбициозную налогово-бюджетную политику в других странах ЕС.

Таким образом следующий год будет очень интересным с точки зрения составления странами бюджетов на 2025 год на фоне значительно более низкой инфляции и, вероятно, всё ещё слабых перспектив экономического роста.

http://www.zerohedge.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу