Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Палладий VS платина. Рынки, цены и прогнозы » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Палладий VS платина. Рынки, цены и прогнозы

27 ноября 2023 Precious metals | Платина Палладий Нечаев Андрей
Этот год был очень неприятным для металлов платиновой группы (#PGM). Цены на основные PGM (#платина и #палладий) которые составляют от 70% до 80% от общего объёма производства в Южной Африке, снизились на 9% и 48% соответственно за последние 12 месяцев. После двух лет невероятных прибылей и рекордных дивидендов горнодобывающим компаниям приходится подумывать о сокращениях добычи, причём у некоторых из них они будут продолжаться. Более того, перспективы сектора PGM, казалось бы, выглядят мрачными. Так компания Coronation, управляющая активами, заявила, что ликвидировала свои позиции в акциях майнеров PGM, поскольку политическое и социальное давление будет препятствовать их способности продолжать стабильное производство.

Однако появляются контраргументы, предполагающие, что распродажа этих металлов была слишком резкой и преждевременной. Кроме того, перспективы корзины PGM в целом лучше, чем некоторые полагают. Аналитики RMB Morgan Stanley (MS) говорят, что, хотя существуют веские причины, по которым цены на PGM снизились, три фактора определяют противоположный прогноз.

Во-первых, спрос на аккумуляторные электромобили (BEV) может замедлиться. По текущей оценке банка, к 2030 году электромобили будут составлять до 40% от общего объёма продаж автомобилей (намного выше прогноза Международного энергетического агентства (IEA) в 30%). Однако риски снижения спроса, такие как снижение спроса на легковые автомобили, могут снизить этот показатель до 28% к 2028 году, говорится в докладе банка.

Во-вторых, переработка PGM замедляется из-за снижения продаж новых автомобилей на фоне ужесточения экономических условий. Накопление вторичных автокатализаторов с PGM в результате снижения цен на металлы и ограничения на лом из-за растущих опасений по поводу их происхождения также может привести к сокращению предложения. За 30 лет совокупный средний темп роста вторичного предложения от рециклинга вырос на 9%. Но этот рост застопорился за последние четыре года, отмечает MS.

В-третьих, внедрение второстепенных PGM, иридия и рутения, в водородную технологию может привести к тому, что эти дефицитные металлы обеспечат тот же подъём рынка, который наблюдался в случае с родием. Сомнительно, насколько полезна волатильность цен этого периода для сектора PGM в долгосрочной перспективе – цена на #родий поднялась с $ 4000 до $ 30000 за унцию и опустилась обратно примерно за три года – но, тем не менее, она может предсказать новую жизнь в этом секторе.

«На наш взгляд, цены на PGM упали слишком быстро и слишком рано, особенно с учётом замедления темпов проникновения электромобилей», — заявили в UBS. «Хотя негативная картина долгосрочного спроса остаётся неизменной, мы считаем, что есть потенциал роста по сравнению с недавними минимумами», — говорится в сообщении банка о палладии.

Палладий VS платина. Рынки, цены и прогнозы


Как считает консалтинговая компания SFA (Oxford), в этом году ожидается, что мировой рынок среднетоннажных и тяжёлых грузовиков и связанный с ним спрос на платину вырастут на 7% и 9% в годовом исчислении соответственно. Ожидается, что в этом году продажи в большинстве сегментов автомобилей увеличатся. Ограничения в цепочке поставок полупроводников ослабли, а корректировка более высоких автомобильных кредитов ещё не оказала существенного влияния на покупки новых автомобилей потребителями, которые были стимулированы сдерживаемым спросом.

Регистрация тяжёлых грузовиков в Европе сопротивляется слабому макроэкономическому фону. В ЕС количество регистраций новых грузовиков на 21% выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И наоборот, опережающие индикаторы в блоке предполагают, что драйверы промышленного спроса на грузовые перевозки ослабевают. Производственный PMI еврозоны достиг циклического минимума в 43, что указывает на более широкую рецессию, в то время как промышленное производство также имеет тенденцию к снижению.

Помимо того, что автотранспортные компании используют большую доступность новых транспортных средств для обновления автопарков, значительный годовой всплеск продаж совпадает с приближением крайнего срока внедрения нового поколения интеллектуальных тахографов, которые отслеживают время в дороге и другие показатели вождения. Начиная с сентября этого года, все вновь зарегистрированные грузовики должны быть оснащены новым поколением этих приборов. Грузовики предыдущего поколения должны быть модернизированы до 2025 года, что даёт владельцам грузовиков стимул избегать затрат на модернизацию, заказывая новые грузовики до этого срока, и, таким образом, вызывая расхождение между ростом продаж и производственным PMI.

Ожидается резкое сокращение новых заказов в ЕС в этом квартале и снижения продаж в 2024 году. Та же картина наблюдалась при последнем внедрении смарт-тахографов в ЕС в середине 2019 года, а также на других автомобильных рынках, когда вырисовывались существенные изменения в законодательстве (продажи электромобилей в Китае резко выросли как раз перед введением стимулов к покупке, которые были сокращены в четвёртом квартале 2022 года). Volvo Trucks ожидает, что продажи грузовиков в Европе (включая Великобританию, Швейцарию и Норвегию) сократятся почти на 15% в годовом исчислении в 2024 году.

Ожидается, что спрос на платину для тяжелых транспортных средств (HDV) в 2024 году будет стабильным, хотя существует риск снижения спроса. Прогнозируется, что в следующем году производство HDV в Западной Европе будет на том же уровне, что и в 2023 году. Однако если повышенные продажи в третьем квартале 2023 года означают, что спрос увеличился, уровень производства может сократиться, а спрос может упасть ниже уровня, наблюдавшегося в этом году.

Рост продаж BEV в США замедляется. В третьем квартале 2023 года было продано 313 тыс. электромобилей (источник: Cox Automotive), что по-прежнему является рекордом, а электромобили достигли 7,9% от общего объёма продаж легковых автомобилей в США по сравнению с 6,1% в третьем квартале 2022 года. Однако в третьем квартале 2023 года рост продаж замедлился до ~50% в годовом исчислении по сравнению с ~75% в прошлом году. Одной из причин этого может быть то, что потребители занимают позицию «подождём и посмотрим», учитывая, что с января 2024 года налоговые льготы Закона о снижении инфляции (IRA) будут применяться в точках продаж для новых BEV (в настоящее время они должны быть указаны в налоговой декларации).

Ситуация усугубляется ожиданием того, что процентные ставки и, следовательно, стоимость финансирования транспортных средств начнут падать позже в 2024 году. Ещё одним фактором является то, что большинство крупных североамериканских OEM-производителей теперь являются участниками инициативы Североамериканского стандарта зарядки (NACS). Он начнёт интегрироваться в новые автомобили уже в сентябре 2024 года и позволит пользователям получить доступ к обширной сети Tesla Supercharger, что может помочь уменьшить беспокойство по поводу запаса хода на рынке, потребители которого особенно заботятся как раз о запасе хода.

Продажи автомобилей в Китае в октябре показали двузначный рост (+12% в годовом исчислении), при этом наиболее здоровый рост наблюдался в секторе подключаемых гибридов PHEV (+79% в годовом исчислении). Продажи в США по-прежнему выросли на 1,8% до 1,2 млн единиц, даже несмотря на то, что забастовка на заводах "Детройской тройки" препятствовала производству, хотя производство было ниже, чем ожидалось. Поскольку темпы продаж автомобилей в этом году оставались высокими, ожидается, что спрос на палладиевые автокатализаторы вырастет на большинстве основных рынков в 2023 году, несмотря на успехи, достигнутые электромобилями за последние 12 месяцев. Прогнозируется, что в 2023 году мировой спрос на палладий в автокатализаторах достигнет 8,2 млн унций – самого высокого уровня с начала пандемии.

Тем не менее, по прогнозам SFA, в следующем году спрос на палладиевые автокатализаторы для легковых автомобилей в Северной Америке упадёт до уровня ниже 1,4 млн унций, при этом снижение будет обусловлено сочетанием снижения общего производства автомобилей с двигателя внутреннего сгорания (ДВС) по сравнению с прошлым годом и более широким использованием платиносодержащих трёхкомпонентных автокатализаторов. Если рост продаж BEV вновь ускорится в следующем году, влияние снижения общего производства автомобилей на спрос на палладий может усугубиться, поскольку рыночная доля автомобилей, содержащих автокатализаторы, может сократиться быстрее. Судя по торговым уровням до 2019 года, цена в $ 900 за унцию может стать поддержкой для палладия.

Как и ожидалось, производители полагают, что цены на PGM вырастут после нынешней зимы. Нил Фронман, генеральный директор Sibanye-Stillwater, убеждён, что прошедшая распродажа металлов PGM была преувеличена. У ДВС хвост будет гораздо длиннее, чем некоторые предполагают, поскольку поставки лития, ключевого ингредиента в пироге BEV, будет всё труднее увеличивать. Однако тот факт, что Sibanye-Stillwater тратит миллиарды рандов на строительство двух литиевых рудников, заслуживает внимания. На рынке PGM происходят долгосрочные структурные изменения. Будущая роль PGM в общем развитии трансмиссий пока, увы, непостижима.

P.S. Всемирный совет по инвестициям в платину (WPIC) опубликовал очередной ежеквартальный обзор «PLATINUM QUARTERLY Q3 2023» с пересмотренными оценками рынка платины на 2023 год и первым прогнозом на 2024 год.

Ожидается второй год подряд прогноз дефицита платины в 2024 году на фоне продолжающегося высокого спроса в автомобильной и промышленной отраслях и ограниченного предложения. Дефицит платины прогнозируется на уровне 353 тыс. унций на 2024 год, при этом дефицит в этом году превысит 1 млн унций. Ожидается, что предложение как в горнодобывающей, так и в перерабатывающей промышленности будет значительно ниже до-COVID уровней в 2023 и 2024 годах. Спрос в автомобильной отрасли продолжит укрепляться, увеличившись на 14% в этом году, и ожидается дальнейшее его увеличение на 2% в следующем году. В 2023 году будет наблюдаться самый высокий промышленный спрос за всю историю, а в 2024 году он станет третьим по величине. Прогноз инвестиционного спроса сохраняется и будет положительным в 2024 году.


Читайте по ссылке. Да, кстати, в отношении противопоставления платины и палладия, читайте обзор WPIC «PLATINUM ESSENTIALS». Это - пятилетний прогноз спроса/предложения палладия и его роли в высвобождении платины для водородной экономики.

Ожидается, что платина перейдёт в дефицит предложения с 2023 года, причём последовательный дефицит будет сохраняться на протяжении всего нашего пятилетнего прогноза рынка до 2027 года при снижении надземных запасов платины и ужесточения рынков в период быстрого ускорения роста водородной экономики. В этом отчёте представлен пятилетний прогноз WPIC по палладию, а также рассмотрено то, как спрос на PGM в конечном итоге самостоятельно устраняет рыночные дисбалансы, чтобы учесть фиксированную динамику первичного предложения полиметаллических рудных тел.

Мы ожидаем, что рост спроса на платину для замещения палладия продолжится до тех пор, пока ценовая разница не будет закрыта, но в конечном итоге он изменится, поскольку платина будет иметь постоянный рыночный дефицит, а палладий перейдет в профицит. Важно отметить, что это высвободит запасы платины, которые будут доступны для быстрого роста водородной экономики, ожидаемого в середине-конце 2020-х годов, а это означает, что платина не будет узким местом в развитии этой ключевой технологии перехода к зелёной энергетике.


Знал бы, где упадёшь... ;)

https://ru-precious-met.livejournal.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу