Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Перегрев экономики нарастает » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Перегрев экономики нарастает

30 ноября 2023 ИХ "Финам" Беленькая Ольга
В среду Росстат опубликовал экономические индикаторы за октябрь и 10М2023 г. По оценке Минэкономразвития, с исключением сезонного фактора в октябре ВВП вырос (+0,3% SA) по сравнению с +0,5% SA в сентябре, а в годовом выражении рост ВВП в октябре оценивается в 5,0% г/г против 5,6% г/г в сентябре. За 10М23 ВВП, по оценке Минэка, вырос на 3,2% г/г, а к уровню 2-летней давности – на 1,1%.

Данные за октябрь показывают, что высокий уровень ключевой ставки ЦБ пока практически не привел к торможению роста экономической активности – выпуск в базовых отраслях вырос на 7,7% г/г против в среднем 7,9% за 3кв23 г. Сильные темпы роста сохраняются в обрабатывающей промышленности, оптовой торговле, ускорился рост в потребительских секторах (розничная торговля, услуги населению и общественное питание), существенное замедление роста отмечается только в строительстве.

В составе вчерашних данных были опубликованы и данные по инвестициям в основной капитал – они показали, что аномально высокие темпы роста 2кв23 (+12,6% г/г) еще ускорились в 3кв23 (до +13,3% г/г), что может объяснять повышенный спрос на импорт и давление на курс рубля в этот период. Рост в экономике поддерживается последствиями сильного бюджетного импульса конца 2022-1П23 г., увеличением прибылей компаний, ростом доходов населения и по-прежнему высокими темпами роста кредитования. С учетом более сильного, чем ожидалось, роста экономической активности в 3кв23 и продолжения этого роста в октябре, по-видимому, рост экономики по итогам года будет не менее 3%.

С одной стороны, высокий рост инвестиций в основной капитал – это хорошо, т.к. обещает дополнительные производственные мощности, расширение «узких мест» в транспорте и логистике и тем самым предполагают возможность расширения предложения в будущем. Однако, как правило, эти инвестиции являются долгосрочными, и могут привести к увеличению предложения лишь в течение нескольких лет, в то время как проинфляционное давление спроса на сырье, материалы, рынок труда, спрос на импорт они создают уже сейчас. К тому же нет информации, позволяющей оценить будущую эффективность этих инвестиций и сроки реализации проектов.

Одновременно еще усилилась напряженность на рынке труда – безработица обновила исторический минимум (2,9%) при численности занятых вблизи рекордных значений, соотношение численности незанятого трудовой деятельностью населения к числу вакансий также на историческом минимуме. Рост номинальных зарплат в сентябре немного замедлился по сравнению с августом, но остается двузначным, что явно превышает возможности роста производительности труда. Ресурсные ограничения ощущаются все острее - как сообщает Росстат, в обрабатывающих отраслях увеличивается число руководителей, отмечающих дефицит персонала, как одну из основных причин, препятствующих выполнению производственных планов. Также превышение роста внутреннего спроса над производственными возможностями все более явно сказывается на ускорении инфляции – по последним данным Росстата, за прошлую неделю (21-27 ноября) инфляция ускорилась до 0,33%, с начала месяца составила уже 1,13%, а в годовом выражении (7,54% г/г) превысила верхнюю границу прогноза ЦБ на конец года (7-7,5%). Даже с учетом того факта, что высокая инфляция прошлой недели была в основном обусловлена волатильными компонентами (скачок цен на авиабилеты на 12,5%, методологически учитывающий покупки билетов на месяц вперед, т.е. на предновогодний период), в сочетании с общей картиной «перегрева» в экономике это увеличивает вероятность повышения ключевой ставки ЦБ на ближайшем заседании 15 декабря. Ограничения роста со стороны ресурсных возможностей, жесткая ДКП, скорее всего, приведут к существенному торможению роста экономики в будущем году (до 1-1,3%).

В октябре рост промпроизводства немного замедлился в годовом выражении – до 5,3% г/г до после 5,6% г/г в сентябре, данные совпали с консенсус-прогнозом Интерфакса. По отношению к предыдущему месяцу с учетом сезонного и календарного фактора промпроизводство снизилось на 0,4% SA. В основе роста – вновь обрабатывающая промышленность, где рост все же немного замедлился – до 9,5% г/г после 10,9% г/г в сентябре. Одновременно в добывающих отраслях (где публикация данных по добыче нефти и газа приостановлена в соответствии с распоряжением правительства) спад замедлился – до -0,1% г/г после -0,7% г/г месяцем ранее. Внутри обрабатывающей промышленности лидируют все те же направления, часто связываемые с гособоронзаказом («компьютеры, оптика и электроника» +31,4%, «прочие транспортные средства и оборудование» +27,7%, «готовые металлические изделия и конструкции» +34,5%, «производство электрического оборудования» (+25,4%)), хотя темпы годового роста здесь немного замедлились по сравнению с сентябрем. Также ускоряется рост в производстве мебели (импортозамещение, бурный рост ипотеки) +45,7% г/г. Восстановительный рост продолжается в автопроме (автотранспорт, прицепы и полуприцепы +41%). Неплохой рост продолжает показывать химический комплекс (по данным Минэка, +15% г/г, +8,6% к уровню 2-летней давности). По данным Минэкономразвития, машиностроительный, химический и металлургический дают около 85% совокупного роста выпуска обрабатывающих производств.

Потребление ускорило рост. По оценке Минэка, рост ускорился – «суммарный оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг населению в октябре продемонстрировал ускорение до +10,7% г/г в реальном выражении после +10,0% г/г месяцем ранее (+3,3% к октябрю 2021 г.). С исключением сезонности рост составил +1,1% м/м SA после +1,0% м/м SA месяцем ранее». По данным Росстата, оборот в розничной торговле в октябре ускорил рост до 12,7% г/г, значительно превысив консенсус-прогноз (+11,4% г/г) и ускорившись по сравнению с сентябрем (+12,2% г/г). По продовольственным товарам оборот розничной торговли в сопоставимых ценах в октябре немного замедлился – до 5,3% г/г (сентябрь 5,7% г/г), по непродовольственным ускорился до 20,2% г/г (сентябрь 18,6% г/г, август 16,8% г/г). Таким образом, оборот розничной торговли превысил уровень 2-летней давности на 1,2%, при этом преодолено хроническое отставание по непродовольственным товарам (+2,0%). Таким образом, потребление непродовольственных товаров в сопоставимых ценах ускорило рост, несмотря на то, что темпы роста потребительского кредитования замедлялись уже 2 месяца подряд (сентябрь-октябрь). Возможно, на поведение потребителей влияли возросшие инфляционные ожидания.

Рост рынка платных услуг в годовом выражении ускорился после небольшого замедления в сентябре – 5,1% г/г после пересмотренной оценки 4,4% г/г в сентябре (предыдущая оценка 4,1% г/г) и после 5,0% в августе.

Рост оборота ресторанов, кафе и баров в октябре в реальном выражении также ускорился после небольшого замедления в сентябре – до 8,3% г/г после 7,2% г/г в сентябре и +8,4% г/г в августе.

Жесткая ДКП Банка России (с июля по октябрь ключевая ставка была повышена с 7,5% до 15%), ужесточение макропруденциального регулирования уже сказывается на замедлении темпов роста потребительского кредитования (по данным ЦБ, темпы роста потребкредитов в октябре замедлились до 1,1% с 1,5% в сентябре), в ипотеке темпы роста тоже немного притормозили после аномально высоких значений сентября (+4,2% м/м), но остаются высокими (+2,9% м/м). Продолжается приток средств населения на банковские депозиты. Как ожидается, все это приведет к замедлению роста потребления в 2024 г (октябрьский прогноз ЦБ даже предполагает сокращение расходов на конечное потребление домохозяйств в будущем году на 1-2% после роста на 5,5-6,5% в этом году). Однако пока, как отмечается в исследовании инФОМ, потребительские настроения усилились вместе с ростом инфляционных ожиданий – «повышение инфляционных ожиданий в ноябре сопровождалось заметным ростом склонности респондентов к потреблению. Доля опрошенных, предпочитающих тратить свободные деньги на покупку дорогостоящих товаров, а не откладывать их, увеличилась до 30,6% (+5,2 п.п. к октябрю). Доля тех, кто предпочитает сберегать, снизилась до 51,3% (-4,0 п.п. к октябрю)». При этом рост корпоративного кредитования в октябре даже ускорился (+2,3% м/м против +2,0% м/м в октябре). Вероятно, для ЦБ это может быть аргументом, что текущий уровень ключевой ставки население и бизнес не рассматривают как достаточно высокий, чтобы изменить модель поведения с потребительской на сберегательную и чтобы существенно сократить спрос на кредиты. На настроения экономических агентов могут влиять ожидания увеличения госрасходов в конце текущего года и в 2024 г.

Рынок труда – напряженность усиливается. После 3 месяцев сохранения на историческом минимуме 3,0%, в октябре уровень безработицы его обновил, опустившись до 2,9%. Нагрузка не занятого трудовой деятельностью населения на 100 заявленных вакансий обновила исторический минимум, опустившись до 26. Для сравнения – в октябре прошлого года, когда уже ощущалась проблема дефицита трудовых ресурсов, она составляла 39.

Рост средней номинальной начисленной зарплаты в сентябре (Росстат раскрывает эти данные с лагом в 1 месяц) замедлился до 13,6% г/г после 15,1% г/г в августе, в реальном выражении – до 7,2% г/г после 9,5% г/г в августе. За 9М23 средняя зарплата увеличилась в номинальном выражении на 13,2% г/г, в реальном – на 7,4% г/г. Как не раз отмечал ЦБ, рост зарплат темпом выше роста производительности труда является проинфляционным фактором.

Максимальные темпы роста зарплат в сентябре в годовом выражении отмечались – в производстве автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (+27,8% г/г), мебели (+21,5% г/г), резиновых и пластмассовых изделий (+24%), производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (+23,7%), производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки (+22,7%), производство прочих транспортных средств и оборудования (+20%), деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам (+20,5%). Если вначале наиболее высокие темпы роста концентрировались в основном в отраслях обрабатывающей промышленности, часто ассоциируемой с гособоронзаказом, то сейчас, хотя в этих отраслях по-прежнему зарплаты растут высокими темпами, в конкуренции за работников рост зарплат распространяется и на другие отрасли – прежде всего, обрабатывающей промышленности и автомобильных грузоперевозок.

Инвестиции. Данные Росстата показали продолжение неожиданно сильного роста инвестиций в основной капитал и в 3кв23 (+13,3% г/г после +12,6% г/г во 2кв23), а всего за 9М23 рост составил 10%. В структуре источников финансирования за 9М23 увеличилась доля собственных средств предприятий (57,5% против 56,3% за 9М22), сохраняется относительно высокая доля бюджетных источников (17,3% против 17,8% за 9М22), при сокращении доли банковских кредитов (до 9,2% против 11,4%) и увеличении доли заемных средств других организаций (до 7,7% с 5,4%). В 2022 г доля бюджетных источников финансирования инвестиций достигла 20,4% (максимум с 2009 г.). По видам инвестиций – доля инвестиций в нежилые здания и сооружения снизилась до 46,3% с 47,3% за 9М22, а доля инвестиций в машины и оборудование увеличилась до 34,2% с 33,2%. Именно в машинах и оборудовании традиционно высока доля импорта, поэтому столь сильный рост инвестиций в основной капитал во 2-3 кв 2023 г с увеличением доли машин и оборудования может частично объяснять столь сильный рублевый спрос на импорт, который ЦБ указывал как один из основных факторов давления на курс рубля. Также высокая инвестиционная активность – фактор более сильного, чем ожидалось, роста ВВП в 3кв23. В отраслевой структуре инвестиций можно отметить снижение доли инвестиций в добычу полезных ископаемых (19,5% vs 20,4% за 9М22), в т.ч. в добычу нефти и природного газа – до 12,0% vs 12,9%. Доля обрабатывающей промышленности, наоборот, выросла до 17,6% с 16,9%, доля информации и связи – до 4,3% с 3,8%, доля транспортировки и хранения – до 19,6% с 19,1%. Помимо бюджетных средств, росту инвестиций способствовало увеличение прибылей предприятий - по данным Росстата, в январе-сентябре 2023 г., сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций (без субъектов малого предпринимательства, кредитных организаций, государственных (муниципальных) учреждений, некредитных финансовых организаций) увеличился на 24,3% г/г и отчасти рост корпоративного кредитования.

Грузооборот транспорта в октябре ускорил годовой рост до 2,8% г/г по сравнению с 1,4% г/г в сентябре , с учетом сезонности, по данным Минэка, вырос на +0,2% м/м SA после сокращения на -1,0% м/м SA в сентябре; к уровню двухлетней давности падение замедлилось до -3,8% (-5,1% месяцем ранее). Рост автомобильного транспорта ускорился до 33,9% г/г, а в ж/д транспорте спад замедлился до -0,4% г/г после -1,1% г/г в сентябре. Основной вклад в снижение динамики за 10М23 вносят потери по трубопроводному транспорту (сокращение поставок газа в Европу).

Рост объёмов оптовой торговли ускорился до +25,5% г/г после +21,2% г/г месяцем ранее. Однако пока показатель существенно отстает от уровня двухлетней давности (-4,0% против -6,9% в сентябре).

В строительстве рост неожиданно резко замедлился – до 3,2% г/г после 8,4% г/г в сентябре и 8,0% г/г в среднем в 3кв23. Возможно, сказался эффект высокой базы октября 2022 г (+8,7% г/г после 2,8% г/г в сентябре). По оценке Минэка, с исключением сезонности в октябре объём строительных работ вырос на +0,5% м/м SA после сокращения на -2,2% м/м SA в сентябре. Ввод жилья сократился более чем на 25% г/г (показатель характеризуется высокой волатильностью по месяцам). В условиях резкого повышения ключевой ставки ЦБ ставки по рыночной ипотеке в крупных банках уже превысили 16%. Пока строителей «спасает» программа льготной ипотеки по низким процентным ставкам, которая ориентирована на первичный рынок жилья. Однако ужесточение требований к первоначальному взносу и долговой нагрузке заемщика, а также плановое завершение программы в июле будущего года усиливает отраслевые риски.

В сельском хозяйстве после неожиданного скачка в сентябре на 12,7% г/г, в октябре рост замедлился до 5,5% г/г.