Холодное будущее горячего проекта: вице-премьер РФ заступился за "Арктик СПГ-2", но приближающееся начало отгрузок не развеивает сомнения » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Холодное будущее горячего проекта: вице-премьер РФ заступился за "Арктик СПГ-2", но приближающееся начало отгрузок не развеивает сомнения

28 декабря 2023 smart-lab.ru Шабалов Юрий

Форс-мажор, объявленный на этой неделе иностранцами, участвовавшими в запуске проекта «Арктик СПГ-2», только подчеркнул, что впереди у российского сжиженного природного газа тучи, громы и молнии. Чтобы хоть как-то разрядить ситуацию, с обнадёжившими заявлениями вчера вышел вице-премьер РФ Александр Новак, который напомнил, что за последние два года Россия доказала, что способна преодолевать любые санкции. Так себе громоотвод, когда на горизонте ни караванов СПГ-танкеров, ни очереди из предприятий, готовых покупать энергоресурсы что со дисконтом, что без.

В качестве рождественского подарка протестантам иностранные акционеры «Арктик СПГ-2» (французская TotalEnergies, китайские CNPC и CNOOC и консорциум японских Mitsui и JOGMEC) объявили форс-мажор по участию в проекте. С такой поддержкой про долгосрочные контракты на вывоз СПГ можно забыть, а НОВАТЭКу придётся самостоятельно финансировать газзавод.

Учитывая то, что он практически запущен, это точно не главная головная боль. На прошлой неделе первая линия «Арктик СПГ-2» начала производить СПГ, а коммерческие отгрузки запланированы на начало 2024 года. На полную мощность в 19,6 млн тонн завод должен выйти к 2026г. Вот азиаты и начали теребить власти США на предмет исключений для российского сжиженного газа. Китайские и японские компании запросили Вашингтон о возможности вывести поставки СПГ из-под санкций. Пойдут ли им навстречу? Вот уж вряд ли. Японцы после такого окрика от гегемона могут даже махнуть рукой на понесённые затраты и тихонько оплакивать утрату жирного куска у себя на островах. Им не впервой. А вот китайцы на жёсткое «Не сметь», скорее всего, с чисто восточной мудростью ухмыльнутся и начнут прекрасно освоенный процесс создания системы покупателей-однодневок вместо уважаемых партнёров, которым в санкции влипать совсем не с руки. Сейчас всё идёт к тому, что «Арктик СПГ-2» будет вынужден продавать газ на спотовом рынке, да ещё с приличным дисконтом. Хотя оформление сочных скидок легко притормозит отсутствие подходящего транспорта для транспортировок - НОВАТЭК еще не получил СПГ-танкеры ледового класса ни от российских, ни от корейских поставщиков.

Неудивительно, что после форс-мажорного объявления участники рынка погрустнели. Чтобы хоть как-то перебить заявление, подкосившие акции «Новатэка», пришлось брать слово руководству страны. Интервью телеканалу «Россия-24» дал вице-премьер РФ Александр Новак.

Холодное будущее горячего проекта: вице-премьер РФ заступился за "Арктик СПГ-2", но приближающееся начало отгрузок не развеивает сомнения


Вице-премьер РФ особо напирал на то, что Россия научилась уверенно преодолевать давление внешнего мира: «Но успешный опыт последних двух лет показывает, что мы имеем возможность продолжать работать и успешно развивать наши отрасли даже в сложных условиях и вызовах и ограничений, которые вводят против наших отраслей».

— В настоящее время строится завод «Арктик СПГ — 2», первая очередь которого фактически уже начала работать. Мы ожидаем, что в первом квартале следующего года будут отгрузки уже с этого проекта, - слегка взбодрил приунывших инвесторов Александр Новак.

Первые отгрузки сжиженного природного газа с высокотехнологического проекта запланированы на первый квартал 2024года. То есть в разгар зимы по Севморпути запустят газовозы. Наверное, ледоколы смогут пробить дорогу СПГ-танкерам, хотя на Смарт-лабе есть пользователи, утверждающие, что зимой затея пройти весь путь по воде даже с одним танкером маловероятна.

— Чтобы обеспечить круглогодичную навигацию для транзитных судов по всему Севморпути, с провозкой хотя бы 35 млн.тон потребуется 20-30 атомоходов, а у нас пока только их 6 шт., - уверяет смартлабовец Олег Ков. — Почему так много ледоколов понадобится, да потому что каким бы мощным ледокол не был, он не сможет сразу вести за собой караван из 5 и более судов, максимум 3-4, а обычно на практике 1-2 судна ведёт ледокол. Почему так происходит, да потому что пробитый канал за ледоколом за несколько минут, а иногда и за минуту обратно затягивает льдом и если первое-второе судно успевают по каналу проскочить по чистой воде, то следующие суда уже застревают и караван весь останавливается и ледоколу приходится в хвост каравана возвращаться, чтобы освобождать от ледового плена застрявшие суда, за это время впереди у идущих судов всё затягивает льдом и так без конца. Поэтому я считаю, что обеспечить круглогодичную навигацию через Севморпуть невозможно вовсе, сейчас только летом несколько судов провели, а зимой ещё ни разу подобного не делали, т.е. ни одного судна ещё не было в зимнее время проведено через весь Севморпуть, это практически сегодня невозможно, а если и возможно, то только в единичных случаях.

Вряд ли господин Новак менее осведомлённое лицо, но дождёмся марта, чтобы выяснить, кто ближе к истине. Напрягает здесь не столько возможность-невозможность задействовать Севморпуть в разгар зимы, а наличие потенциальных покупателей как таковых. После того, как с рынка исчез огромный кусок европейского спроса (не забываем про стремительную деиндустриализацию Европы, которая из ироничных шуток за пару лет стала ужасающей реальностью), отбирать хлеб у американского и катарского СПГ станет гораздо сложнее. Способ выбивания других игроков российскими компаниями уже опробован — предоставление дисконта. Но трудно предлагать скидку тому, чьи предприятия закрываются одно за другим. Так что светлое будущее продукции «Арктик СПГ-2» пока в лёгком полумраке. Хотя, учитывая маршрут поставки сжиженного топлива из Катара, нам вполне могут подсобить йеменские хуситы, которые медленно прибирают Красное море к своим рукам.



‎«Кримсон Дайджест», впрочем, в любом случае перспективы «Арктик СПГ-2» оценивает невысоко: «Новатэк ‎-‏ ‎очень ‎уязвимая‏ ‎к ‎санкциям ‎компания. ‎Прямо ‎очень.‏ ‎Просто‏ ‎не‏ ‎на ‎уровне‏ ‎»запретят ‎СПГ",‏ ‎а ‎на‏ ‎уровне‏ ‎«не ‎сможет ‎добыть‏ ‎и ‎доставить» ‎- ‎просто‏ ‎потому ‎что‏ ‎у‏ ‎Новатэка‏ ‎уже ‎проблемы ‎(жесточайшие ‎и ‎нерешаемые‏ ‎очевидным ‎образом) ‎с‏ ‎получением‏ ‎газовозов ‎для ‎СПГ‏ ‎- ‎как‏ ‎раз ‎из-за ‎санкций ‎против‏ ‎России,‏ ‎и ‎найти‏ ‎простой ‎обход‏ ‎этой ‎проблемы‏ ‎- ‎невозможно‏ ‎и‏ ‎«чёрный ‎флот»‏ ‎газовозов ‎создать ‎невозможно, ‎это ‎-‏ ‎не ‎нефть,‏ ‎где‏ ‎можно‏ ‎за ‎год ‎(даже‏ ‎если ‎ответственные ‎за‏ ‎решение ‎задачи‏ ‎слегка‏ ‎болеют ‎рукожопием)‏ ‎найти ‎нужное‏ ‎количество ‎старых ‎танкеров. ‎Лишних ‎газовозов‏ ‎-‏ ‎нет, ‎их‏ ‎вообще ‎дефицит‏ ‎на ‎рынке, ‎это ‎очень ‎высокотехнологичные‏ ‎суда‏ ‎(намного‏ ‎сложнее ‎«плавучих‏ ‎нефтяных ‎бочек»),‏ ‎которым ‎требуется‏ ‎иногда‏ ‎очень ‎сложное ‎облуживание,‏ ‎которые ‎российскому ‎чёрному ‎газовозу‏ ‎не ‎предоставит‏ ‎вообще‏ ‎никто‏ ‎(кстати, ‎непонятно, ‎как ‎Новатэк ‎и‏ ‎Совкомфлот ‎будут ‎обслуживать‏ ‎в‏ ‎долгосрочной ‎перспективе ‎свой‏ ‎действующий ‎флот,‏ ‎но ‎это ‎отдельная ‎история)".‏ ‎

Ну и вишенкой на фоне сгущающихся над севером России туч выглядят слова помощника госсекретаря США по вопросам энергетики Джеффри Пайетт, заявившего про «Арктик СПГ-2»: «Наша цель — убить этот проект. И мы делаем это, вводя санкции, работая с нашими партнерами по G7». Так же легко как с «Северными потоками», взорванными в международных водах, здесь не будет. Оставят ли ситуацию с газзаводом в покое, опираясь на железобетонный постулат «рыночек порешает» и «санкции работают»? Такой конкурент Штатам точно не нужен, как в такой ситуации ограничиваться исключительно подписанием разных бумажек.

Вице-премьер Новак на все эти моменты внимания не обращает и убеждает, что с учетом всех проектов, которые есть в стратегическом плане России по развитию рынка СПГ и строительству заводов, к 2035 году страна выйдет на уровень объема производства сжиженного газа в 100 млн тонн. «И планируем, что на мировом рынке мы будем занимать нишу от 15 до 20%. В принципе, такую же долю, которую мы занимали по поставкам трубопроводного газа», — оптимистичен Александр Валентинович.

/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter