Как застройщик «Самолет» сумел обойти ПИК по объ­ему теку­щего стро­ительства » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Как застройщик «Самолет» сумел обойти ПИК по объ­ему теку­щего стро­ительства

1 февраля 2024 Тинькофф Банк | Самолет Морошкин Игорь
С 1 января 2024 года у сектора девелопмента сменился лидер: «Самолет»
обошел многолетнего лидера ПИК СЗ

по объему текущего строительства.

Расскажу, за счет чего «Самолету» это удалось и что это значит для инвесторов.

Что произошло

Единый ресурс застройщиков регулярно публикует рейтинги предприятий по нескольким параметрам: объемам текущего строительства, ввода жилья в эксплуатацию, скорости строительства и некоторым другим. Наиболее важным можно считать рейтинг по объемам текущего строительства, так как он неплохо отображает размер бизнеса.

Опубликованные в начале января 2024 года результаты показали, что «Самолет» обогнал ПИК СЗ. Результаты девелоперов: 5,3 и 4,5 млн квадратных метров строящегося жилья соответственно. Это важное событие, так как ПИК СЗ возглавлял рейтинг на протяжении 65 месяцев подряд, то есть около 5,5 года.

За последние 5 лет «Самолет» нарастил объем текущего строительства почти в 4 раза — с 1,4 до 5,3 млн квадратных метров. За этот же период ПИК сократил объем строительства на 38% — до 4,5 млн квадратных метров.

Объем текущего строительства на 1 января по годам, млн м²

Как застройщик «Самолет» сумел обойти ПИК по объ­ему теку­щего стро­ительства


За счет чего «Самолет» стал лидером

Этому есть несколько причин.

Огромный земельный банк. Еще выходя на IPO осенью 2020 года, компания заявляла, что ее земельный банк крупнейший в секторе. Тогда он оценивался в 15 млн квадратных метров. В 2 половине 2023 года он мог составить почти 48 млн квадратных метров. Такой огромный земельный банк — большое подспорье для наращивания объемов строительства.

Региональная экспансия. Изначально компания в основном вела деятельность в Московской области, а затем стала расширять свое присутствие на Москву, Санкт-Петербург и другие регионы. Только в 2023 году «Самолет» вышел сразу в несколько новых для себя регионов. Среди них Сахалин, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Екатеринбург и Уфа.

Модель бизнеса. Компания называет свою модель asset light: она занимается развитием проектов, стараясь предоставить клиентам набор продуктов, но не занимается непосредственно строительством или производством стройматериалов. Это позволяет «Самолету» быть более гибким и при необходимости быстрее наращивать объем строительства.

Покупка МИЦ. «Самолет» развивается, кроме всего прочего, за счет покупки конкурентов: летом 2023 года компания купила девелопера «МИЦ». Мы уже разбирали эту сделку и отмечали, что за счет нее земельный банк «Самолета» увеличился примерно на 2 млн квадратных метров, а объем текущего строительства — на 0,6 млн квадратных метров.

Нелучшая динамика ПИК СЗ. Смены лидера по объему текущего строительства не произошло бы, если бы девелопер как минимум сохранил показатель на уровне прошлых лет. Последние несколько лет ПИК СЗ начинал с объемом текущего строительства немного меньше 6 млн квадратных метров.

Перспективы «Самолета» и ПИК СЗ

«Самолет». Компания развивается сразу по многим направлениям: она не только наращивает объем строительства, но и создает инновационные продукты для своих клиентов. Например, дает возможность включать в ипотеку мебель, технику и даже напрямую не связанные с квартирой опции — например, подписку на каршеринг.

Кроме того, «Самолет» активно вкладывается в сферу proptech — старается создать экосистему цифровых сервисов, удовлетворяющих широкий круг потребностей клиента, от сделок с недвижимостью до различных услуг, например клининга или ремонта.

Важный элемент экосистемы — платформа «Самолет-плюс», которая объединяет в себе цифровые сервисы и сеть офисов для предоставления услуг, связанных с недвижимостью. Компания планирует оказывать финансовые услуги и хочет приобрести банк.

Следом за операционными показателями «Самолета» растут и финансовые: в последние годы компания сумела серьезно нарастить выручку и чистую прибыль. Правда, ощутимо вырос и чистый долг «Самолета».

Стоит упомянуть, что компания умудряется совмещать рост бизнеса с выплатой небольших дивидендов и обратным выкупом акций. А еще в конце 2023 года акции «Самолета» вошли в состав индекса Мосбиржи.

Еще одним триггером их роста может стать будущее IPO «Самолет-плюса». Также появляются слухи, что pre-IPO платформы состоится уже в 1 полугодии 2024 года.

Финансовые показатели «Самолета», млрд рублей



ПИК СЗ. К сожалению, компания в последние пару лет практически не рассказывает о себе инвесторам. Долгое время не публиковали отчеты. Представители девелопера особо не комментировали и новость о том, что Сергей Гордеев перестал быть контролирующим акционером ПИК СЗ.

Такая закрытость для компании, чей бизнес преимущественно находится в России, характеризует ее нелучшим образом и вызывает настороженность инвесторов. У многих из них даже были опасения по поводу проблем с бизнесом. Но вышедший отчет за 1 полугодие 2023 года развеял эти сомнения: компания продолжает развиваться, наращивать финансовые показатели и по состоянию на середину года она оставалась явным лидером сектора.

Вполне вероятно, что и по итогам всего 2023 года основные финансовые показатели ПИК СЗ окажутся лучше, чем у «Самолета».

Потеря ПИК СЗ лидерства по объему текущего строительства хоть и неприятна, но не приговор для компании. Она впервые возглавила этот рейтинг в 2017 году, но затем на некоторое время уступала лидерство ЛСР. Возможно, и «Самолет» не удержит лидерство и вернет его ПИК СЗ.

Компания некоторое время выплачивала небольшие дивиденды, но уже пару лет не радовала ими инвесторов.

Финансовые показатели ПИК СЗ по годам, млрд рублей



Дивиденды «Самолета» и ПИК СЗ по годам



Что в итоге

В январе 2024 года «Самолет» обогнал ПИК СЗ по объему текущего строительства и стал лидером в секторе по показателю. Этому способствовал целый комплекс причин: огромный земельный банк «Самолета», его гибкая модель бизнеса и региональная экспансия, а также покупка конкурента. Помогло и снижение объемов текущего строительства ПИК СЗ на фоне рекордного объема ввода жилья в эксплуатацию в 2023 году.

«Самолет» и ПИК СЗ — явные лидеры сектора, при этом они немало отличаются друг от друга. «Самолет» фокусируется на построении экосистемы сервисов для клиентов и цифровизации, а ПИК СЗ занимается непосредственно строительством и производством стройматериалов.

Обе компании кажутся достаточно интересными для инвесторов. «Самолет» оценен достаточно дорого по мультипликаторам, но это и неудивительно для компании роста с высокой рентабельностью. К тому же «Самолет» умудряется совмещать бурный рост бизнеса с выплатой дивидендов и обратным выкупом акций.

В свою очередь, ПИК СЗ хоть и потерял лидерство по объему текущего строительства, продолжает уверенно сохранять первую позицию в секторе по финансовым показателям. Но явный минус компании — проявившаяся в последние пару лет закрытость и нежелание общаться с инвесторами.



Мультипликаторы крупнейших российских публичных девелоперов за 1 полугодие 2023 года



Крупнейшие российские девелоперы по объему текущего строительства на 1 января 2024 года, млн м²


https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter