Трудная последняя инфляционная миля » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Трудная последняя инфляционная миля

6 марта 2024
Перевод документа от Bank of America

Основные выводы

Замедлится ли рост экономики США? Будет ли инфляция в странах G10 продолжать снижаться в 2024 году? Базовое "да" для обоих вариантов, но есть риски и неопределенные сроки.
Экономика США демонстрирует хорошие показатели, но есть тревожные сигналы в виде застойной инфляции и рекордно низкой безработицы.
Доллар США ослабнет, если США замедлятся, инфляция снизится, ФРС сократит расходы; усилится, если США будут устойчивы, инфляция застопорится. Выборы усиливают неопределенность.

Трудная последняя инфляционная миля

Рисунок 1: Средние темпы инфляции в странах G10

Последние данные свидетельствуют о том, что инфляция в странах G10 стала более устойчивой

Замедлится ли рост экономики США? Будет ли инфляция в странах G10 продолжать снижаться в этом году? Ответы на эти вопросы определят, когда центральные банки начнут снижать ставки, как быстро и насколько далеко. На наш взгляд, четыре причины объясняют, почему реальная экономика показала лучшие результаты, чем ожидалось, особенно в США, но в этом году они должны ослабнуть: свободная фискальная политика, избыточные сбережения, более длительные, чем обычно, лаги в денежно-кредитной политике, доверие центральных банков к росту. Однако мы видим красные флажки: последние данные свидетельствуют о том, что инфляция стала более жесткой (Рисунок 1), а безработица остается на рекордно низком уровне.

Если экономика США замедлится, инфляция еще больше снизится, а ФРС начнет снижать ставки, то мы ожидаем ослабления доллара США в этом году (базовый сценарий). Риск заключается в том, что экономика останется устойчивой, или инфляция станет еще сильнее, что заставит ФРС удерживать ставки, и в этом случае доллар США останется сильным. Выборы в США делают перспективы рынка еще более неопределенными.

Два ключевых вопроса

Два ключевых вопроса для рынков ценных бумаг с фиксированным доходом в настоящий момент включают: 1) будет ли экономика США и 2) будет ли инфляция в странах G10 продолжать снижаться в этом году? Эти два вопроса связаны между собой, но могут но не обязательно совпадают и даже могут двигаться в разных направлениях в краткосрочной перспективе.

Хотя в первом вопросе основное внимание уделяется экономике США, учитывая ее гораздо более высокие показатели по сравнению с остальными странами G10, он также актуален и для других экономик. США по-прежнему находится в сценарии "без посадки", а темпы роста все еще удивляют. Однако, большинство других стран G10 также показали результаты лучше, чем ожидалось консенсусом. Большинство других стран G10 также показали лучшие результаты, чем ожидалось в ходе этого цикла ужесточения, несмотря на более медленные темпы роста, чем в США.

Второй вопрос связан со сценарием "липкой" инфляции на пути вниз, с так называемой последней милей на пути к целевому уровню инфляции в 2%, самый сложный. Это актуально для США, учитывая их высокие темпы роста, а также для большинства остальных стран G10, поскольку их показатели также оказались лучше ожиданий.

Оба вопроса очень важны для того, чтобы определить, когда центральные банки начнут снижать ставки, как быстро они будут их снижать и как далеко они зайдут. В начале года рынок был слишком оптимистичен по всем этим трем параметрам, ожидая раннего и агрессивного снижения ставок. После выхода сильных данных, особенно в США, и комментариев центральных банков, свидетельствующих об осторожности, рынки скорректировались. Тем не менее, рынки по-прежнему ожидают около четырех сокращений ставок ФРС и ЕЦБ в этом году и около трех сокращений ставок Банка Англии. Наши экономисты по-прежнему придерживаются оценки ниже рыночной: от ФРС и ЕЦБ ожидают трех сокращений, а от Банк Англии - двух.

Если реальная экономика останется сильной и/или инфляция застопорится на текущих уровнях, центральные банки, возможно, не смогут в этом году сократить ставки даже близко к тому, что прогнозируют рынки, если вообще смогут в некоторых случаях. В прошлом месяце, еще до пересчета рыночных оценок, мы обсуждали рискованный сценарий, согласно которому в этом году ставки вообще не будут снижаться. Наши экономисты также опасаются повторного ускорения инфляции в США, если спрос останется высоким.

Базовый сценарий посадки

Мы считаем, что есть четыре основные причины того, что реальная экономика показала себя лучше, чем ожидалось - все еще без посадки - особенно в США, но мы также утверждаем, что в этом году эти силы должны ослабнуть:

Мягкая фискальная политика. Это особенно характерно для США, где дефицит бюджета достиг уровня, который раньше наблюдался только во время кризиса. Однако фискальная политика также была свободной в большинстве остальных стран G10, поскольку они тратили доходы, обусловленные инфляцией, вместо того, чтобы позволить сработать автоматическим стабилизаторам. В некоторых случаях страны слишком долго сохраняли субсидии, связанные с энергетикой, после того как цены на энергоносители, при том что эти субсидии зачастую изначально были нецелевыми. В будущем мы ожидаем снижения дефицита государственного бюджета в большинстве стран G10 в этом году - даже в США, что свидетельствует о негативном импульсе фискальной политики (Рисунок 2).
Избыточные сбережения. Это объясняется масштабным фискальным стимулированием во время пандемии, особенно в США. Сбережения сохраняются дольше, чем Рынок ожидал этого, в том числе потому, что фискальная политика оставалась свободной. По нашим оценкам, к настоящему моменту израсходовано около 60% избыточных сбережений (Рисунок 3). Хотя оставшаяся сумма все еще значительна, не вся она может быть потрачена.


Рисунок 2: Структурный первичный баланс/потенциальный ВВП

Ужесточение фискальной политики в 2024 году


Рисунок 3: Избыточная норма личных сбережений США/располагаемый доход

60% избыточных сбережений США, накопленных во время пандемии, были потрачены

Более длительные, чем обычно, лаги денежно-кредитной политики. Эмпирические данные свидетельствуют о том, что ужесточение денежно-кредитной политики влияет на экономику с лагом в 12-18 месяцев. На этот раз лаг могут быть длиннее по двум причинам. 1) Отправной точкой была очень свободная денежно-кредитная политика. 2) Ужесточение денежно-кредитной политики последовало за длительным периодом очень низких процентных ставок, что говорит о том, что большинство компаний и домохозяйств все еще могут быть привязаны к условиям низких ставок. Однако по мере приближения сроков погашения мы ожидаем, что уже произошедшее ужесточение политики окажет большее влияние на экономику.
Доверие центральных банков к росту. Центральные банки завоевали доверие к инфляции, поскольку в последние десятилетия они перешли на инфляционное таргетирование. Однако после глобального финансового кризиса и еще больше после пандемии они также завоевали доверие в плане поддержки экономики. В результате рынок ожидал агрессивного снижения ставок во время посадки, что, в свою очередь, могло поддерживать так называемый "животный дух". Однако центральные банки пока не сталкивались с дилеммой выбора между мандатами по поддержанию инфляции и занятости. Ситуация может измениться в случае посадки с "липкой" инфляцией, поскольку центральные банки, скорее всего, будут придерживаться целевого уровня инфляции и позволят экономике ослабнуть.

Красные флажки

Хотя в прошлом году инфляция быстро снижалась, это происходило в основном за счет разовых факторов предложения. К таким факторам относятся снижение цен на энергоносители и решение проблем, связанных с пандемией. Эти "легкие победы" объясняют снижение инфляции без приземления реальной экономики, но сейчас они уже позади. Мы считаем, что для дальнейшего снижения инфляции потребуется ослабление спроса и приземление реальной экономики.

Последние данные указывают на то, что инфляция становится более устойчивой. Пока еще рано говорить об этом наверняка, но последние данные, основанные на средних значениях общей, базовой и 3-месячной сезонно скорректированной годовой базовой инфляции в странах G10, указывают на риск того, что инфляция застрянет в районе 3% (Рисунок 1). За исключением Швейцарии, в остальных странах G10 инфляция остается значительно выше целевого уровня (Рисунок 4).

В то же время уровень безработицы повсеместно остается на рекордно низком уровне. Уровень безработицы практически не вырос за время агрессивного ужесточения денежно-кредитной политики и остается в основном ниже естественного уровня (Рисунок 5). Такой низкий уровень безработицы во всех странах G10, независимо от всего остального - сильного роста в США и слабого роста в еврозоне и Великобритании, - является загадкой. Любой сценарий посадки должен в определенный момент привести к некоторому росту безработицы. До того как это произойдет, существует риск усиления инфляции или даже ее ускорения в некоторых случаях. Даже если инфляция даже если инфляция каким-то образом продолжит снижаться, мы ожидаем, что низкий уровень безработицы будет сдерживать центральные банки. и в результате цикл смягчения будет очень постепенным.


Рисунок 4: Последние данные по инфляции в странах G10 - Инфляция остается высокой в большинстве стран G10

Рисунок 5: Редкая безработица минус Естественный уровень безработицы (NAIRU) - Растянутые рынки труда во всех странах G10

Учитывая очень низкий уровень безработицы, инфляцию, все еще превышающую целевой уровень, и недавние свидетельства того, что она становится более жесткой, трудно утверждать, что центральные банки должны в ближайшее время смягчить свою политику. Согласно правилу Тейлора, денежно-кредитная политика остается свободной во всех странах G10 (Рисунок 6) - это касается даже Швейцарии, несмотря на инфляцию ниже 2% из-за очень низкого уровня безработицы. Если взять z-баллы, чтобы скорректировать фактическую монетарную политику каждого центрального банка G10 по сравнению с правилом Тейлора как историческим эталоном, то монетарная политика остается жесткой в случае Швейцарского национального банка (ШНБ) и немного в случае Банка Англии, примерно правильной для ФРС, и все еще свободной во всех остальных странах (Рисунок 7). Эти данные свидетельствуют о том, что для того, чтобы центральные банки начали снижать ставки, необходимо снижение инфляции и рост безработицы; исходная точка также предполагает постепенный и неглубокий цикл смягчения в рамках сценария "мягкой посадки" в большинстве случаев.


Рисунок 6: Спрэд по правилу Тейлора - указывают на то, что центральные банки не слишком ужесточили свою политику

Рисунок 7: z-баллы спреда по правилу Тейлора

Реакция рынка

Даже если темпы роста экономики США в этом году замедлятся, что поможет снизить инфляцию и позволит ФРС снизить ставки, время для этого не определено. Замедление экономики и снижение инфляции могут не совпасть в краткосрочной перспективе, что приведет к дилеммам в политике центральных банков. Эта динамика также может отличаться в разных странах G10.

Пока экономика США замедляется, инфляция в США опускается ниже 3%, а ФРС начинает снижать ставки, мы ожидаем ослабления доллара США в этом году. Пройдет ли пара EURUSD весь путь до 1,15 к концу года, что остается нашим прогнозом на конец года, превышающим консенсус, будет зависеть от деталей. Мы ожидаем ослабления доллара при таком сценарии, несмотря на одновременное смягчение политики другими центральными банками, поскольку сокращение ставки ФРС, на наш взгляд, имеет большее значение и глобальные последствия.

Риск заключается в том, что экономика США будет оставаться устойчивой еще дольше или инфляция окажется даже более устойчивой, чем мы ожидаем. В этом случае мы ожидаем, что доллар США останется сильным еще дольше или укрепится еще больше.

По нашему мнению, сценарий приземления, скорее всего, начнется в сфере услуг, которая остается сильной в большинстве случаев и составляет более 2/3 в странах с развитой экономикой. Только ослабление сферы услуг начнет ослаблять растянутый рынок труда, что в конечном итоге отразится на заработной плате, а затем и на инфляционной динамике, при этом инфляционные ожидания снизятся раньше, что позволит центральным банкам начать снижать ставки. В этом случае сильный доллар США должен начать ослабевать. Мы еще не дошли до этого.

Известное-неизвестное о выборах в США

Исход выборов в США в ноябре может изменить практически все, о чем мы говорили выше. Кроме того, рынок, скорее всего, начнет оценивать связанные с ними риски задолго до этого. Мы подробно рассмотрели последствия выборов в США для валютного рынка в публикации "USD Year Ahead: A Извилистый путь к снижению курса 25 января 2024 года. Если кратко изложить наши взгляды, то тарифы и снижение налогов будут способствовать инфляции и окажут положительное влияние на доллар, но любые опасения по поводу нового "голубиного" руководства ФРС после окончания срока полномочий Пауэлла будут способствовать снижению курса доллара. В то же время, если результаты выборов в США заставят европейцев пойти на сближение и договориться об увеличении бюджета ЕС, это будет положительным фактором для евро. Эти соображения указывают на неопределенные и неоднозначные последствия выборов в США для валютного рынка, по крайней мере, на данном раннем этапе.

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter