13 марта 2024 smart-lab.ru Шабалов Юрий
Продолжается череда атак беспилотников на нефтеперерабатывающие заводы России. Зачастую БПЛА даже не долетают до своей цели, но, когда попадают, могут парализовать работу всего предприятия. Грозит ли стране в сложившейся ситуации дефицит бензина, и что может повредить нефтяникам сильнее, чем взрывающиеся дроны?
Вчерашней остановки крупнейшей установки первичной переработки на Нижегородский НПЗ ЛУКОЙЛа нашим врагам показалось маловато, так что 13 марта на российские НПЗ пошла новая волна атак беспилотников. Очередная попытка отправить в аут нефтеперегонный завод Сургутнефтегаза в Киришах (Ленинградская область) успехом не увенчалась. Первый БПЛА здесь сбили силами ПВО днём раньше, второй сегодня утром тоже удалось остановить без наступления кататсрофических последствий.
— Средствами поражения мобильной группы в Киришском районе на подлёте к заводу КИНЕФ сбит БПЛА самолётного типа. Производство работает в штатном режиме. Жертв и разрушений нет. Последствия в месте падения локализованы и устранены, - уже в 7:43 заявил губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко.
Учитывая то, что обычно для таких атак задействуют сразу несколько беспилотников, происшествия в Киришах выглядят как прощупывание средств ПВО, так что расслабляться местным жителям рано.
В Рязани этим же утром территорию нефтеперерабатывающего завода атаковали сразу четыре БПЛА, в результате взрывов загорелись две установки для переработки нефти. К обеду их удалось потушить, двоим пострадавшим оказали медицинскую помощь.
Напомним, что 12 марта в расположенном в Кстово нижегородском НПЗ ЛУКОЙЛа беспилотник попал в нефтеперерабатывающую установку. В результате произошел взрыв, и на территории завода вспыхнул огонь, который пришлось тушить в том числе с помощью специального пожарного поезда. И это ещё повезло, что на начальной стадии на пылающей установке сработали автоматические системы безопасности, доступ к нефтепродуктам был перекрыт. Это позволило предотвратить более серьезные последствия.
СБУ с радостью взяла на себя ответственность за все эти атаки, заявив, что представители спецслужбы системно реализуют стратегию, направленную на «уменьшение экономического потенциала РФ». Пока влияния на потенциал не наблюдается, хотя новостные ленты, конечно, пестрят тревожными сообщениями. Эксперты соблюдают спокойствие и настаивают, что медийный эффект от беспилотников куда громче, чем экономический ущерб.
— У нас есть заводы и в Сибири, и в Омске, и дальше, но тем не менее основная часть переработки находится в европейской зоне. С учетом того, что зона поражения уже превышает 1000 километров, география этих атак уже достаточно широкая, но, опять же, возникает вопрос: какая все-таки основная цель атакующих? Мне кажется, что есть задача показать, что Россия уязвима. Более активно как раз бьют по нефтехранилищам — эффект больше, картинка ярче. Я не исключаю, что такая задача тоже ставится. По большому счету все эти атаки никакого ущерба не несли, а вот аварии, которые происходят не из-за атак дронов, а из-за оборудования подсанкционного, к сожалению, такие истории тоже были и в этом году были. На самом деле, от них негативный эффект с точки зрения производства нефтепродуктов больше, — рассказал на «Бизнес ФМ» профессор Финансового университета Константин Симонов.
В правительстве РФ удары с воздуха воспринимают более чем серьёзно. Минэнерго России предложило установить зону ограничения полетов воздушных судов и других летательных аппаратов над объектами топливно-энергетического комплекса. Однако по щелчку небо не очистится. Пока нефтяники ждут введения бесполётных зон над их предприятиями, беспилотники продолжают наносить удары.
На фоне таких новостей часть жителей страны решила залить полный бак автомобиля и немного сверху, ожидая в ближайшее время перебоев с топливом. Аналитик Mozgovik research Олег Кузьмичев, специализирующийся на нефтегазе, считает, что паниковать не стоит — пока рано заполнять все канистры в гараже бензином.
Ничего хорошего в бомбёжках российской нефтепереработки нет, но сказать, что эти удары парализуют отрасль или хотя бы приблизят коллапс в настоящий момент нельзя. Звучали опасения, что такими ударами ВСУ пытается сорвать весеннюю посевную или снабжение топливом фронта, но это вообще нереалистичный сценарий. Россия производит достаточно дизеля, чтобы закрывать эти моменты. К тому же значительные объёмы идут на экспорт, в случае необходимости просто за рубеж будут отправлять меньше топлива.
С бензином ситуация тоже вполне стабильная. Тут поможет и запрет на экспорт бензина, введённый правительством РФ с 1 марта по 31 августа. Вывод из строя одного НПЗ сложившейся ситуации не изменит. Хотя, конечно, это вопиющий случай, не припомню, когда из-за атак беспилотников останавливалось целое предприятие. Неприятно, что так удачно попали. Но тут непонятно, сколько займут ремонтные работы: может год, а может всё заработает уже через пару месяцев. Я сам автолюбитель, и не спешу заполнять канистры бензином. Хотя если результативные атаки продолжатся, и будут выведены из строя ещё несколько НПЗ, специализирующихся на выпуске бензина, мой оптимизм поугаснет. К сожалению, ничего исключать нельзя, практически все российские заводы находятся в зоне поражения, если таковой считать территорию в тысячу километров от зоны боестолкновений.
Стоимость бензина марки АИ-95 премиум на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже днём 13 марта превысила отметку в 60 тысяч рублей за тонну впервые за полгода.
Тем временем в Самарской области, где находятся три крупных НПЗ, входящих в структуру «Роснефти», после последних событий усилили защиту предприятий от атак беспилотников.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба