Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Удар за ударом. Кризис Boeing бьет по всей авиаотрасли » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Удар за ударом. Кризис Boeing бьет по всей авиаотрасли

14 марта 2024 ИХ "Финам" | Boeing Никитин Дмитрий
Boeing в последнее время сталкивается с новыми проблемами в сфере безопасности. Негативный фон стал расти после того, как в январе текущего года у самолета Boeing 737 MAX 9 авиакомпании Alaska Airlines во время полета на высоте около 5 км оторвался люк аварийного выхода. Инцидент обошелся без жертв, однако за ним последовали и другие - в частности, в конце февраля у самолета Boeing 757-200 компании United Airlines повредилось крыло, а в начале марта у Boeing 777 этой же компании при взлете отвалилось колесо.

После этого Boeing подвергся проверкам надзорных органов, авиакомпании стали отказываться от закупок самолетов. Полеты Boeing 737 MAX 9 были временно приостановлены Федеральным управлением гражданской авиации США (FAA) и Европейским агентством безопасности полетов.

В последнее время негативные новости вокруг компании продолжают поступать одна за другой – так, 9 марта The Wall Street Journal сообщила, что Минюст США возбудил уголовное дело по факту январского инцидента с Boeing 737 MAX. 11 марта стало известно, что в США был найден мертвым бывший инженер службы контроля качества Boeing Джон Барнетт, который давал показания в рамках судебного разбирательства против компании. По данным издания The Hill, это дело не было связано с январским инцидентом. Барнетт, ветеран Boeing с 32-летним стажем, в 2019 году утверждал, что переутомленные сотрудники завода компании в Южной Каролине часто устанавливали на самолеты некачественные детали и сообщали о неисправных кислородных системах. Boeing опровергал заявления Барнетта, но последующее расследование FAA подтвердило некоторые аспекты его утверждений. По данным следствия, Барнетт скончался 9 марта в результате «нанесения ранения самому себе».

Скандал с мылом и ключ-картой
Помимо всего прочего, стали известны результаты проверки производства Boeing, проведенной FAA после нашумевшего инцидента с Boeing 737 MAX. Как написала The New York Times, компания провалила 33 из 89 проверок, были выявлены десятки проблем на различных стадиях производственного процесса у самой компании и у одного из ее ключевых поставщиков Spirit AeroSystems.

Среди эпизодов, широко разошедшихся в СМИ – вывод FAA, что механики компании Spirit использовали ключ-карту отеля для проверки герметичности дверей самолетов, причем «это действие не было задокументировано в производственном заказе». Кроме того, сотрудники наносили жидкое мыло Dawn на дверной уплотнитель «в качестве смазки в процессе установки». Затем дверное уплотнение было очищено влажной марлей, говорится в результатах проверки. При этом инструкции были «расплывчатыми и неясными относительно того, какие действия должны выполняться или записываться механиком».

Представитель Spirit Джо Буччино сказал, что компания «рассматривает все выявленные несоответствия для принятия корректирующих мер». Джессика Коваль, пресс-секретарь Boeing, заявила, что производитель самолетов намерен «внедрить немедленные изменения и разработать комплексный план действий по повышению безопасности и качества». FAA дала Boeing 90 дней на разработку плана по улучшению контроля качества, исполнительный директор компании Дэйв Кэлхун заявил, что у нее «есть четкое представление о том, что необходимо сделать». FAA в итоге пообещала усилить надзор за производственными процессами Boeing, причем администратор ведомства Майкл Уитакер заявил, что «компания не сможет просто так вернуться к обычной работе – она должна взять на себя обязательства по реальным и глубоким улучшениям».

В качестве одной из мер по решению проблем Boeing ведет переговоры о покупке Spirit, которая когда-то уже входила в подразделение Boeing. Компания надеется, что «воссоединение» поможет повысить качество и безопасность.

Проблемы Boeing сказываются на всей отрасли
Как пишет Bloomberg, проблемы Boeing, которые сопровождаются снижением цены акций, привели к рекордному за все время отставанию ее рыночной стоимости от Airbus. Капитализация Boeing в этом году упала на 29%, до 112 млрд долларов, что примерно на 24 млрд меньше, чем у европейской компании.

Boeing был крупнее Airbus по капитализации с тех пор, как последняя стала публичной компанией в июле 2000 года. Ситуация изменилась в середине 2022 года после неутешительных прогнозов от американского производителя. С тех пор рыночная стоимость двух компаний была близка друг к другу - Boeing в основном оставался впереди, прежде чем начать падать на фоне постоянного потока недавних негативных новостей.

Последние комментарии авиакомпаний во вторник не сулят Boeing ничего хорошего, отмечает агентство. Главный исполнительный директор United Airlines Скотт Кирби заявил, что будет стремиться заключить сделку с Airbus на их А321, и Delta Air Lines также идет этим путем. В целом в прошлом месяце Boeing поставила клиентам 27 самолетов, а Airbus — 49.

United Airlines также посоветовала Boeing прекратить производство самолетов 737 Max 10 для авиаперевозчика, поскольку в нынешних условиях «невозможно сказать, когда Max 10 пройдет сертификацию». United исключила Max 10 из своего планирования парка, заявив, что проблемы Boeing замедлят его рост в ближайшие годы. А Delta Air Lines сообщила, что ее 737 Max 10 могут появиться не раньше 2027 года.

Между тем, отказ авиакомпаний от покупки самолетов Boeing приводит к проблемам у них самих и снижению их акций. Например, компания Southwest Airlines Co. планирует сократить мощности в этом году, прекратить наем большинства сотрудников и пересмотреть свои планы по расходам. Перевозчик ожидает чистый убыток в этом квартале, его акции упали на фоне пересмотра прогнозов. Southwest заявила, что не рассчитывает получить ни один из ранее ожидавшихся самолетов 737 Max 7 в этом году, а поставки других моделей Boeing составят всего 46 единиц по сравнению с ожидавшимися 79.

«Неутешительный прогноз перевозчика подчеркивает, как кризис Boeing распространяется на всю авиационную отрасль. Регулирующие органы обязали авиапроизводителя ограничить выпуск своей самой продаваемой модели 737 Max, в результате чего у многих клиентов не хватает самолетов в то время, когда спрос на экономичные воздушные суда остается высоким. Alaska Airlines также заявила во вторник, что ее прогнозы по пропускной способности остаются «нестабильными» из-за неопределенности в отношении поставок», - пишет Bloomberg.

Аналитики полагают, что, несмотря на нынешние проблемы, период «пребывания в чистилище» для Boeing рано или поздно завершится и компания сможет в полном объеме возобновить производство. «Как бы клиенты ни злились на Boeing сейчас, преданность умирает с трудом, особенно в отрасли, где границы между коммерцией и политикой могут быть размытыми. Эта лояльность дает Boeing солидный шанс преодолеть свои недостатки и вновь выйти на рынок победителем», - резюмирует агентство.