18 марта 2024 Invest Heroes Шангина Наталья
Правительство ввело запрет на экспорт бензина на полгода с 1 марта 2024 г. Ранее запрет на экспорт бензина и дизеля действовал осенью 2023 г. (в сентябре-октябре) и был отменен в ноябре. Рассмотрим, как эта мера отразится на рынке топлива и на нефтяниках.
Запрет на экспорт должен сдержать рост цен на бензин, который усилился из-за аварий на НПЗ.
В январе 2024 года на некоторых НПЗ снизился объем переработки нефти из-за аварий, а также из-за плановых ремонтов. В частности, аварии произошли на Туапсинском НПЗ, Волгоградском НПЗ и Нижегородском НПЗ. В итоге за первый месяц 2024 года объем переработки нефти снизился на 4% г/г и на 1,4% по сравнению с декабрем.
В феврале-марте аварии на НПЗ продолжились. С начала года на конец февраля переработка нефти снизилась на 7%. Министр энергетики Н. Шульгинов заявил, что по итогам года планируется сохранить объем нефтепереработки на уровне 2023 года (275 млн т).
В марте обычно начинаются основные плановые ремонты на НПЗ. Этот период совпадает с сезонным увеличением спроса на топливо, что приводит к росту цен. С начала года цены на бензин (А-92) в России выросли на 25%, с 40,5 до 50,6 тыс. руб./т. Запрет на экспорт бензина в период с 1 марта по 31 августа должен помочь сдержать рост цен на топливо на внутреннем рынке.
Запрет на экспорт бензина не влияет существенно на нефтегазовые компании, в отличие от дизеля.
В отличие от дизеля (на экспорт которого действовал запрет осенью 2023 г.), перенаправить бензин на внутренний рынок вместо экспорта проще. Экспорт дизеля составляет около 37% от всего объема экспорта нефтепродуктов, а экспорт бензина — 3% (по данным МЭА).
Объем производства дизеля почти в 2 раза превышает объем потребления на внутреннем рынке, т. е. на экспорт идет около половины всего произведенного дизеля в России. А объем экспорта бензина (около 4,4 млн т/год) составляет всего 10% от объема его производства (44 млн т/год). Вероятно, снижение экспорта бензина будет компенсироваться ростом продаж на внутреннем рынке.
Вывод
Из-за аварий на НПЗ в январе-марте объем переработки нефти в России сократился. Сезонно в это время увеличивается спрос на топливо. На этом фоне, несмотря на запрет на экспорт бензина (на полгода с 1 марта), цены на бензин продолжают расти. За первые две недели марта цены на бензин повысились на 5% (с 48,0 до 50,6 тыс. руб./т).
При этом запрет на экспорт бензина не влияет существенно на нефтегазовые компании. Объем экспорта бензина составляет около 10% от объема производства, а объем внутреннего потребления — 90%, поэтому бензин можно перенаправить на внутренний рынок. А разница с экспортными ценами компенсируется за счет демпфера. При этом из-за этой меры общий объем экспорта нефтепродуктов может снизиться незначительно (на 1,5% за год).
https://invest-heroes.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Запрет на экспорт должен сдержать рост цен на бензин, который усилился из-за аварий на НПЗ.
В январе 2024 года на некоторых НПЗ снизился объем переработки нефти из-за аварий, а также из-за плановых ремонтов. В частности, аварии произошли на Туапсинском НПЗ, Волгоградском НПЗ и Нижегородском НПЗ. В итоге за первый месяц 2024 года объем переработки нефти снизился на 4% г/г и на 1,4% по сравнению с декабрем.
В феврале-марте аварии на НПЗ продолжились. С начала года на конец февраля переработка нефти снизилась на 7%. Министр энергетики Н. Шульгинов заявил, что по итогам года планируется сохранить объем нефтепереработки на уровне 2023 года (275 млн т).
В марте обычно начинаются основные плановые ремонты на НПЗ. Этот период совпадает с сезонным увеличением спроса на топливо, что приводит к росту цен. С начала года цены на бензин (А-92) в России выросли на 25%, с 40,5 до 50,6 тыс. руб./т. Запрет на экспорт бензина в период с 1 марта по 31 августа должен помочь сдержать рост цен на топливо на внутреннем рынке.
Запрет на экспорт бензина не влияет существенно на нефтегазовые компании, в отличие от дизеля.
В отличие от дизеля (на экспорт которого действовал запрет осенью 2023 г.), перенаправить бензин на внутренний рынок вместо экспорта проще. Экспорт дизеля составляет около 37% от всего объема экспорта нефтепродуктов, а экспорт бензина — 3% (по данным МЭА).
Объем производства дизеля почти в 2 раза превышает объем потребления на внутреннем рынке, т. е. на экспорт идет около половины всего произведенного дизеля в России. А объем экспорта бензина (около 4,4 млн т/год) составляет всего 10% от объема его производства (44 млн т/год). Вероятно, снижение экспорта бензина будет компенсироваться ростом продаж на внутреннем рынке.
Вывод
Из-за аварий на НПЗ в январе-марте объем переработки нефти в России сократился. Сезонно в это время увеличивается спрос на топливо. На этом фоне, несмотря на запрет на экспорт бензина (на полгода с 1 марта), цены на бензин продолжают расти. За первые две недели марта цены на бензин повысились на 5% (с 48,0 до 50,6 тыс. руб./т).
При этом запрет на экспорт бензина не влияет существенно на нефтегазовые компании. Объем экспорта бензина составляет около 10% от объема производства, а объем внутреннего потребления — 90%, поэтому бензин можно перенаправить на внутренний рынок. А разница с экспортными ценами компенсируется за счет демпфера. При этом из-за этой меры общий объем экспорта нефтепродуктов может снизиться незначительно (на 1,5% за год).
https://invest-heroes.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу