Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Масштабы удаленки: как российские компании используют дистанционный режим работы » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Масштабы удаленки: как российские компании используют дистанционный режим работы

12 апреля 2024 БКС Экспресс
В рамках проекта «Мониторинг цифровой трансформации бизнеса» НИУ ВШЭ оценила масштабы и тенденции распространения режима удаленной работы в компаниях базовых отраслей российской экономики в 2023 г.

В выборку для изучения попали 4 тыс. организаций из 10 сфер: сельского хозяйства, добычи полезных ископаемых, промышленного производства, энергетики, ЖКХ, строительства, торговли, IT, а также транспортной и финансовой отраслей. К каким выводам пришли авторы работы?

Удаленка зависит от отрасли и уровня цифровизации компании

Дистанционный режим занятости используют свыше половины организаций — 58,6%. Чем крупнее компания, тем актуальнее для нее формат удаленки. По мнению исследователей, это может быть обусловлено тем, что в корпорациях зачастую более развита цифровая инфраструктура, а профессиональный состав разнообразнее. И это, в свою очередь, допускает вариативность присутствия на рабочем месте и участия в рабочих процессах.

Распространенность удаленки напрямую зависит от отрасли. Чаще всего она практикуется в сервисных секторах с высоким уровнем цифровизации. Так, в финансовой сфере дистанционный формат работы применяется в 83% компаний, в телекоме и IT — в 76%. Ожидаемо мало удаленка применима в тех отраслях, где работа связана с управлением машинами, оборудованием и другими производственными активами. В сфере энергетики, сельского хозяйства, ЖКХ доля «дистанционщиков» составляет 40, 36,8 и 32,9% соответственно.

Гибридный режим работы используется чаще, чем полностью удаленный. Так, он доступен в среднем для 45% сотрудников в тех компаниях, которые допускают дистанционный формат работы. В частности, один или несколько дней в неделю могут работать удаленно 29,7% сотрудников этих организаций, на постоянной основе — 15,3%.

Дистанционный — не значит свободный

Местоположение удаленного сотрудника не имеет значение лишь для 28,9% опрошенных работодателей. В остальных компаниях существуют требования к тому, где территориально должен находиться сотрудник, работающий в дистанционном режиме:

• 55,5% компаний допускают нахождение в любом населенном пункте РФ

• 19,4% хотят, чтобы сотрудник находился в том же городе, где располагается офис

• 7,8% допускает работу из-за рубежа, но на территории дружественных стран

• 2,6% разрешают своим сотрудникам работать из любой точки мира.

Чаще всего контролируют местонахождение дистанционных сотрудников в сферах финансов, энергетики, телекома и IT — в 90,9, 85,3 и 82,9% компаний соответственно существуют территориальные ограничения. Это, вероятно, обусловлено тем, что работа связана с персональными данными клиентов или критической информационной инфраструктурой.

Реже всего удаленных сотрудников контролируют в тех отраслях, где дистанционный формат в принципе менее востребован и применяется, как правило, в непрофильных подразделениях — административных, кадровых, финансовых. Это часто относится к сфере сельского хозяйства, строительства, обрабатывающих производств.

Есть различия и в размерах компании: малые предприятия устанавливают ограничения чаще, чем крупные и средние: 78,4% против 72,8 и 68,9% соответственно.

Эффект будет не для всех

Более 60% опрошенных руководителей отметили положительный эффект от возможности нанимать сотрудников из других регионов России и зарубежных стран. Это свидетельствует о переходе от локальных рынков труда к трансграничным.

Эффективнее всего удаленных специалистов привлекают в сферы финансов, телекома и IT — результаты такого найма высоко оценили в 52,6% и 39,3% компаний соответственно. Самой неэффективной удаленка стала в сфере ЖКХ и энергетики.