Выйти за пределы: как человечество покоряет космическое пространство » Элитный трейдер

Выйти за пределы: как человечество покоряет космическое пространство

12 апреля 2024 БКС Экспресс
Аэрокосмическая сфера — та редкая индустрия, значимость и масштаб которой не требует пояснений, а новости о ней вызывают, как минимум, сдержанный интерес.

Каждая неделя приносит нам информацию о важных космических событиях — запусках, разработках, испытаниях. Пока они происходят преимущественно на Земле, но активность в космосе значительно растет.

Космическая скорость развития

По оценкам экспертов WEF и McKinsey, к 2035 г. глобальная космическая экономика будет стоить $1,8 трлн по сравнению с $630 млрд в 2023 г. Влияние космоса выйдет далеко за его пределы и создаст возможности для нетрадиционных игроков этого рынка. Более 60% прироста космической экономике к 2035 г. принесут такие отрасли, как логистика и транспорт, продукты питания, государственная оборона, потребительские товары и цифровые коммуникации.

Космические технологии — навигация или связь — уже меняют нашу жизнь. Но в будущем они будут играть все более важную роль в смягчении мировых проблем: от предупреждения стихийных бедствий и мониторинга климата до улучшения гуманитарной помощи и общего благополучия.

Звездные кадры

Не стоит забывать, что космос еще и быстрорастущий рынок труда, который только кажется эксклюзивным и доступным лишь для избранных. Да, здесь по-прежнему более востребованы профессионалы в областях STEM (наука, технология, инженерия и математика), но набор профессий не ограничен космонавтами и инженерами-разработчиками. Сегодня космический рынок труда предлагает тысячи вакансий: от юриста и специалиста по налогообложению до менеджера миссии и дизайнера транспортных средств.

Одним из основных драйверов для развития кадрового потенциала становятся так называемые компании NewSpace — стартапы, финансируемые из частных источников, которые используют передовые технологии и инновационные бизнес-модели, чтобы изменить традиционную космическую отрасль.

Именно они приносят в отрасль инновации, гибкость и оптимизм и стремятся сделать космос ближе, космические технологии — доступнее, а полеты — дешевле. Такими в свое время стали SpaceX, Blue Origin и Virgin Galactic.

Пока рано говорить, что NewSpace-компании заменят так называемые OldSpace — традиционные правительственные учреждения и крупные аэрокосмические корпорации, такие как NASA. Сейчас они только начинают сосуществовать в этом огромном пространстве, находя интересные решения для сотрудничества.

Благодаря «новичкам» в этой индустрии становятся востребованными профессии в сфере логистики, навигации, управления отходами, промышленного производства, добычи ископаемых, дизайна, маркетинга, права. А с появлением новых проектов появятся и новые профессии — от инженера космических дорог до туристического гида.

Кстати, а что с туризмом?

Космический туризм до сих пор кажется чем-то научно-фантастическим и недостижимым, хотя этой идее уже более 20 лет. В 2001 г. российский корабль «Союз», успешно стартовавший с космодрома Байконур, доставил на Международную космическую станцию первого туриста — американского бизнесмена Денниса Тито. Эта поездка обошлась ему в колоссальные $20 млн. Стоимость — одно из препятствий на пути развития туристической индустрии за пределами Земли.

Более перспективно выглядят орбитальные полеты с пребыванием на МКС — несколько запусков запланированы уже в этом году. Так, Axiom Space собирается впервые выпустить двух непрофессиональных астронавтов в открытый космос. Компания организует частные миссии на кораблях SpaceX, один билет стоит около $55 млн. Кроме того, у нее есть договоренность с NASA о полетах на МКС: раз в год один профессиональный астронавт будет возить трех туристов.

О планах выхода туристов в открытый космос заявляли еще в 2022 г. во время подготовки частной космической миссии Polaris Dawn, инициированной миллиардером Джаредом Айзекманом. Запуск миссии несколько раз переносили, последний раз — на лето 2024 г. Космические туристы отправятся на орбиту в модуле Crew Dragon на борту ракеты Falcon 9 SpaceX. Путешествие продлится пять дней.

Несколько туманным выглядит будущее суборбитальных полетов: основатель Virgin Galactic Ричард Брэнсон объявил, что больше не будет инвестировать деньги в ее развитие. Разработки продолжатся, но коммерческие рейсы будут приостановлены. Blue Origin Джеффа Безоса, наоборот, в 2024 г. планирует вернуться к суборбитальным путешествиям после годовой паузы. Выиграть от действующей расстановки сил может SpaceX: по мнению экспертов, у нее есть все шансы стать монополистом не только по орбитальным запускам, но и по суборбитальному туризму в ближайшие 10 лет.

Сооснователь United Investors Александр Горный считает, что суборбитальные полеты могут окупаться только как дополнительная опция при запуске полезных миссий. «Компании продают билеты туристам, чтобы те слетали в космос. <…> Месячная выручка при этом составляет до $2 млн, а тратят они $0,5 млрд в год. Такие расходы невозможно покрыть на одном запуске в месяц. Либо надо в 100 раз увеличить количество полетов, что кажется невозможным, либо как-то ужасно урезать издержки на разработку и офис».

Есть у космического туризма и другие нюансы, которые только предстоит осмыслить. Это и потенциальное воздействие на окружающую среду, истощение земных ресурсов, вопросы безопасности и правового регулирования. Но несмотря на это, возможность испытать невесомость и увидеть красоту Земли — невероятный опыт, который всегда будет привлекать авантюристов и смельчаков.

Это подтверждают и прогнозы: рост мирового рынка космического туризма каждый год будет прибавлять 37% и к концу десятилетия сможет достичь объема в $8,5 млрд.

Космическая фарма

Мы уже писали про полеты на Луну, добычу полезных ископаемых на астероидах, космические фабрики, где смогут производить полупроводники, стволовые клетки и органоиды.

Перспективное направление — производство лекарственных средств. Для их изготовления необходимы «чистые» белки, которые можно получить только путем их кристаллизации. Это сложный процесс, идеальные условия для которого можно создать в космосе, в условиях невесомости.

Одним из «популяризаторов» космической фармы стал стартап Varda Space Industries. В конце февраля компания доставила на Землю образцы созданного в космосе препарата ритонавира — его используют для лечения ВИЧ-инфекции и гепатита С. А в начале апреля стало известно, что Varda Space привлекла $90 млн инвестиций на развитие «космических фабрик». В ранних интервью основатели стартапа заявляли, что планируют также создавать в условиях невесомости искусственные органы на 3D-принтере. В 2018 г., кстати, такой опыт уже был: принтер российской компании 3D Bioprinting Solutions напечатал на борту МКС первую «космическую» хрящевую ткань человека и щитовидную железу грызуна. А сегодня этой технологией активно интересуется NASA.

Хесуани Юсеф, управляющий партнер 3D Bioprinting Solutions, в одном из интервью рассказал о новом эксперименте по исследованию возможностей 4D-биопечати на МКС. «В условиях микрогравитации будут собраны трубчатые тканеинженерные конструкции из комбинации синтетических материалов, состоящих из биологических компонентов и материалов с эффектом «памяти формы», — говорит Юсеф. По его словам, на основе таких изделий можно создавать конструкции в области регенеративной медицины, ортопедии, костной пластики.

Вселенная идей и возможностей

Космос — пространство не только для больших корпораций, но и для изобретателей и смельчаков. И пусть многие проекты сейчас нам кажутся наивными или недостижимыми, наверняка когда-то люди думали так и о полете человека в открытый космос.

Voyager Space Station — вероятно, самый масштабный проект космического отеля. Планируется, что объект будет развернут на низкой околоземной орбите. Вместимость — 400 человек, инфраструктура будет включать комнаты отдыха, бары, тренажерные залы, а через огромные иллюминаторы можно постоянно видеть Землю.

Главная «фишка» — искусственная гравитация, гости смогут привычно прогуливаться по коридору. Она создается за счет центробежной силы — Voyager будет иметь форму колеса (или бублика), который постоянно вращается.

Конечно, можно будет и испытать невесомость. Ее даже используют для разработки развлекательной программы: игры в баскетбол или кулинарных шоу. На станции предусмотрены также научные лаборатории, офисные пространства — компания намерена создавать целые межгалактические бизнес-парки.
Две американских компании предлагают пообедать на «краю космоса» за $495 тыс. Шесть человек смогут взлететь на космическом воздушном шаре и, наблюдая за восходом солнца, попробовать блюда от шеф-повара, обладателя мишленовских звезд. По факту участники проекта не выйдут в открытый космос — они остановятся где-то на полпути до линии Кармана, условной границы космоса. Однако Землю они увидят почти так же, как и астронавты.
Компания Astrolab предлагает брендам размещать свою рекламу на Луне (в будущем, конечно). Но еще раньше о перспективах космической рекламы задумался российский стартап Avant Space, обещавший охват в 1 млрд человек. По идее создателей, на орбиту будут выводиться спутники, объединенные в созвездия и подсвеченные лазерами. На Земле такие созвездия будут выглядеть как логотип или надпись на фоне неба.

http://bcs-express.ru/ (C)