Шутки финансового рынка: как мемы влияют на настроения инвесторов » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Шутки финансового рынка: как мемы влияют на настроения инвесторов

27 апреля 2024 БКС Экспресс
Картинки-мемы, которые частные инвесторы распространяют в социальных сетях, оказывают влияние на финансовые рынки, пишет издание ЭКОНС со ссылкой на исследование американских экономистов. В частности, мемы могут управлять настроением, смягчая негативную реакцию рынков на плохие новости.

Социальные сети меняют общение: экспертный контент давно вышел за границы профессиональных сообществ и закрытых форумов. Это относится и к финансовому рынку — инвесторы все чаще делятся своими стратегиями и прогнозами с широким кругом пользователей.

Мировой прецедент

В своем отчете в 2021 г. Комиссия по ценным бумагам США (SEC) обозначила социальные медиа как каналы для распространения инвестиционного контента — после истории с бумагами GameStop.

Тогда акции американской компании, которая занимается продажей игровых консолей, видеоигр и фильмов, подорожали в два раза за один день и всего лишь за 4 месяца взлетели в цене на сотни процентов. Все началось с того, что инвесторы-любители обвинили хедж-фонды, которые якобы «топят» компанию, и решили начать скупать бумаги GameStop, чтобы «отобрать» у фондов деньги. А все свой действия они координировали в сообществе на медиаплатформе Reddit.

Мемный эффект

Текстовый контент не единственный, который может повлиять на поведение инвесторов, выяснили экономисты из Городского университета Нью-Йорка. Подобным действием обладают и простые мемы — артефакт современной поп-культуры, смешные картинки, в которых, казалось бы, нет никакой информации или рекомендаций.

Мемы часто рождаются как реакция на какие-то события или новости, а их «вирусность» гораздо выше, чем у текстовых форматов. Эти картинки способны отчасти сдерживать падение рынков, говорится в исследовании. Распространение мемов о какой-либо компании приводит к тому, что владельцы акций этой компании продолжают держать их в портфеле, а не распродают, даже после появления плохих корпоративных новостей.

Финансовый антистресс

Авторы исследования изучили посты на онлайн-платформе Reddit, где пользователи могут создавать отдельные тематические форумы, сабреддиты, и общаться, по желанию даже анонимно. WallStreetBets — один из таких форумов, посвященный торговле акциями и опционами. С 2014 по 2022 гг. в нем было опубликовано около 1,9 млн постов, более 16,5 тыс. были идентифицированные как мемы. Все их проверили с помощью ChatGPT — оказалось, что ни один мем не содержит информацию о фундаментальных показателях компании или рекомендации, которые, как правило, напрямую влияют на инвестиционное поведение пользователей.

После экономисты соотнесли мемы с компаниями, которым они посвящены, и дополнили данные их операционными показателями, такими как доходность акций, рентабельность, объем торгов. Оказалось, что мемы в два раза чаще провоцируются негативными новостями о финансовых результатах компаний, в которые инвестирует пользователь.

Таким образом, смешные картинки становятся своего рода инструментом психологической поддержки. Подобный эффект психологи отмечали во время пандемии коронавируса, когда мемы помогали эффективнее справляться с происходящим.

С увеличением количества мемов растет и их виральность — «вирусность», скорость распространения. На фоне плохих корпоративных новостей пользователи начинают публиковать больше ироничных картинок, которые резонируют с настроением других пользователей — и мемы стихийно разлетаются. Повышается также и вовлеченность такого контента — компании и бумаги активнее и дольше обсуждаются. Это тоже один из механизмов преодоления стресса, считают экономисты.

Сначала посмеемся, проанализируем после

Мемы побуждают людей сохранять активы и избегать распродаж сразу после появления неблагоприятных новостей — к такому выводу также пришли авторы исследования.

В среднем в соцсетях появляется на 0,5% больше рекомендаций на продажу акций с негативным новостным фоном, чем рекомендаций продавать другие активы. Однако, если вокруг таких компаний и их бумаг растет мемная активность, пользователи пишут на 0,2% больше постов с рекомендациями сохранять бумагу или вовсе покупать. Экономисты рассчитали, что такая закономерность сокращает мгновенный негативный эффект от плохих новостей вдвое.

Однако мемный контент вовсе не отменяет пересмотра инвесторами своего портфеля. Так, примерно в течение недели после публикации плохих новостей количество постов с рекомендацией продавать мемные бумаги увеличивается на 1%, а объем продаж таких активов начинает превышать объем их покупок. Возможность посмеяться лишь откладывает анализ негативной информации и смягчает ее первоначальное восприятие, после чего следует коррекция, продолжающаяся в среднем в течение квартала.

Высокая вовлеченность и вирусное распространение подчеркивают возможное влияние мемов на поведение пользователей, хоть изначально в них не заложена такая цель. В целом воздействие новых каналов и форм коммуникации еще предстоит изучить, в том числе и для традиционных и консервативных сфер, таких как финансовые рынки. «Даже контент, который не передает информацию, все равно может привести к заметным последствиям», — считают авторы исследования.

http://bcs-express.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter