Что ждет крипту в России в 2024 году: разбираем последствия нового закона на мемах » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Что ждет крипту в России в 2024 году: разбираем последствия нового закона на мемах

1 мая 2024 Комаровский Павел
После внедрения нового закона: сотрудник РосТехБлокчейнНадзора спешит на работу, чтобы там не допускать неправомерного рагпула щиткоинов с загнивающего Запада (вижу так)
В России выкатили новый закон о регулировании крипты, и грозятся принять его до конца текущего года. Что конкретно там запретили, какая ответственность грозит за «незаконные операции с криптой», и как дальше будут выживать отечественные криптообменники – разобрались во всём этом с профильным юристом.

Disclaimer: Эта статья носит исключительно образовательный характер и не является рекомендацией к каким-либо действиям. Я советую вам строго следовать всем законам, и не пытаться выполнять какие-либо действия в их обход. Учитывайте, что к моменту прочтения вами статьи какая-то информация ниже может уже устареть.


Эту статью мне помог подготовить Роман Бузько – партнер юрфирмы Buzko Krasnov, которая консультирует предпринимателей по всему миру по вопросам соблюдения криптозаконодательства. Ниже я буду предполагать, что вы уже читали нашу старую статью про покупку крипты в РФ и знакомы с основными базовыми понятиями.

Текущий статус крипты в российском законодательстве
Для начала давайте разберемся, как сейчас (до вступления в силу нового законопроекта) российское законодательство смотрит на крипту.

Основным законом здесь является Федеральный закон № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах и цифровой валюте» от 31.07.2020 (в просторечье – «Закон о криптовалютах»). Главное, что там сказано – это то, что эти самые цифровые валюты в России ни в коем случае нельзя принимать в оплату за товары, работы и услуги. В остальном – можно их сами без проблем покупать и продавать, как и любое другое имущество (учтите только, что по российскому валютному законодательству любые сделки между резидентами РФ можно осуществлять только за рубли, но не за иностранную валюту).

Но тут возникает вопрос – а что такое эта самая «цифровая валюта»? Можно ли считать это словосочетание синонимом для слова «криптовалюта»? На самом деле, в российских законах сейчас упоминается три разных цифровых сущности:

Цифровая валюта – это любая хрень в информационной системе (читай: на блокчейне), которой можно кому-нибудь заплатить, но которая сама по себе не воплощает каких-либо обязательств ее эмитента. Сюда можно смело отнести Биткоин, Эфир, и практически любой Догекоин с Пепекоином.

Что ждет крипту в России в 2024 году: разбираем последствия нового закона на мемах

Альткоины, о которых идет речь в этом меме – это и есть «цифровые валюты» в российском понимании

Цифровые финансовые активы – это любые традиционные финансовые инструменты (всё, что связано с денежными требованиями, в том числе акции и т.д.), которые завернуты в блокчейн-оболочку и тусуются на специальной ИТ-платформе из реестра российского ЦБ (подробнее см. здесь). Ключевое отличие от цифровой валюты в том, что эмитент ЦФА несет перед их держателями определенные денежные обязательства.
Утилитарные цифровые права – это вообще какая-то странная штуковина, которая регулируется отдельным законом № 259-ФЗ от 02.08.2019 и представляет собой права требования на товар, услугу, или результат интеллектуальной деятельности. Кажется, электронный сертификат на ноготочки, который вы подарили жене на 8 марта, мог бы считаться УЦП (но только если бы он выпускался на специальной ИТ-платформе из реестра ЦБ).


Интуитивно хочется сравнить УЦП с NFT – но, кажется, по факту владельцы NFT тоже никаких товаров и услуг не получают в итоге 🤔

Самое забавное во всём этом то, что самые популярные стейблкоины с долларовым обеспечением (USDT/USDC) как будто бы не подпадают ни под одну из этих категорий. По смыслу они ближе всего к цифровым финансовым активам (ведь каждый из них представляет собой право требования одного бакса у эмитента – компании Tether или Circle). Но раз они выпущены на заморских блокчейнах, а не на отечественных площадках из реестра Центробанка РФ – то «правильными» ЦФА они считаться не могут.

Получается, де-юре стейблкоины USDT/USDC как бы вообще выпадают из сферы российского законодательства, и никакого специального регулирования по ним нет – можно делать с ними всё, что душе заблагорассудится. Самое интересное, что Центробанк эту точку зрения даже поддерживает (см. картинку ниже).


Пруф: Доклад ЦБ РФ от 2022 года

Что поменяет новый закон о крипте (если его примут)
26 апреля 2024 года в Госдуму внесли новую редакцию так называемого (неофициально) «Закона о майнинге» – ранее он уже вносился в ноябре 2022 года, но тогда всё это дело тихо-миро заглохло. Вот самые интересные новации из него:

Расширяется понятие «организация обращения цифровых валют»: теперь это понятие включает не только услуги по совершению сделок с цифровыми валютами с использованием объектов российской информационной инфраструктуры, но и любые аналогичные услуги, где хотя бы одной стороной являются российские юридические или физические лица (находящиеся в России более 183 дней в году).

Это важно, потому что в этом же законе вводится запрет на организацию обращения цифровых валют. Получается, если закон примут – то деятельность всех криптобирж и криптообменников, которые позволяют проводить сделки с криптой физлицам, постоянно проживающим в РФ (и юрлицам тоже), окажется в России вне закона.


Вот такая вот ситуация, малята

Также появляется запрет на рекламу или предложение цифровых валют, а также товаров, работ и услуг в целях организации, выпуска, организации обращения, обращения цифровой валюты – короче, практически всё, что только можно придумать из связанного с криптой, рекламировать будет нельзя.
Еще вводится регулирование майнинговой деятельности (вместе с самим понятием «майнинг»), в том числе реестр и правила отчетности о сделках. Майнинг смогут осуществлять юридические лица и ИП, а также физические лица при условии, что потребляемая энергия при осуществлении такой деятельности не превысит лимиты энергопотребления, установленные Правительством (пока что таких лимитов нет). Кстати, из запрета на прием цифровых валют в оплату товаров, работ и услуг вводятся прямые исключения для майнеров. А как всё это дело облагать налогами – это вообще обещают прояснить в отдельном законе.


Товарищ майор после принятия закона о налогообложении майнинга be like

Ответы на самые насущные вопросы
Я постарался задать ребятам из юрфирмы Buzko Krasnov максимально практические вопросы по поводу того, что всё это означает и чего нам ожидать в случае принятия закона. Вот их ответы.

1. Можно ли будет покупать или продавать крипту (а также владеть ей) гражданам и резидентам РФ?

Да, в этом плане ничего не меняется. Сами сделки с криптой остаются разрешенными, нельзя будет только вести деятельность по организации оборота крипты в России (если вы владелец «карманной» криптобиржи или криптообменника в РФ – сочувствуем).

2. Получается, все криптобиржи и криптообменники в России станут незаконными? Я нарушу закон, если, например, пойду менять наличку на крипту в одном из таких обменников?

Нарушать закон будет сам обменник (который занимается деятельностью по организации оборота цифровых валют), с вашей стороны нарушений не будет. Правда, в каком виде продолжится их деятельность в России (и продолжится ли вообще) – это большой вопрос. Возможно, вместо посещения одной из красивых высоток Москва-Сити придется идти на стрелку с курьером «за гаражи» (с повышением вероятности попасть на арт-перформанс «Маски-шоу»).


Кажется, сервис автозамены уже начинает что-то подозревать

3. А P2P-сделки будут работать?

Раз юридический статус прямых сделок с криптой между двумя физлицами остается неизменным (они разрешены), то можно ожидать, что и сам способ останется рабочим. Единственное, банки и сейчас не всегда любят регулярные перечисления денег между физлицами «за крипту»: могут заставить за них «оправдываться», а если ответы на вопросы комплаенс-отделу не понравятся – и вовсе принудительно закрыть счет по антиотмывочному 115-ФЗ. Вряд ли новый закон с запретом организации обращения цифровой валюты добавит банкам оптимизма в отношении расчетов за крипту – скорее уж наоборот, логично ожидать, что они только ужесточат свои подходы (чтобы не ссориться зря с ЦБ).

4. Как будет трактоваться эта «организация обращения цифровой валюты в РФ»? Если я в Телеграм-чате напишу «gm, криптаны, мне нужно продать Биткоины, кто готов купить?» – то это могут признать незаконной организацией обращения?

Предсказывать, как будет работать правоприменительная практика в российских судах – довольно гиблое дело. Скажем так, за однократные сделки вряд ли стоит ожидать какое-либо преследование. В случае же с неоднократными сделками (условно, если вы постоянно «тусуетесь» в чате с российскими криптанами и регулярно предлагаете им то купить, то продать крипту) – риски квалификации ваших действий в качестве «организации обращения» определенно уже просматриваются.


Мораль: даже если вы богатый и успешный криптобро – возможно, не стоит об этом так уж сильно распространяться в интернетах

5. Мы же выше говорили, что стейблкоины USDT/USDC вообще не регулируются ни текущими, ни новыми законами – получается, с ними можно что угодно творить? И «легальные» респектабельные обменники стейблкоинов тоже продолжат свою деятельность?

Это выглядит как странная несостыковка, но де-юре действительно так и есть. Несмотря на очевидную генеральную линию нового закона, направленную на «держать и не пущать бесконтрольное распространение крипты», стейблкоины с фиатным обеспечением из этого регулирования сейчас выпадают. А уж если вы прикупили себе за наличку USDT или USDC – дальше их уже без проблем можно поменять на зарубежных биржах на всё, что угодно (за рамками российского регулирования).

Рискнем предположить, что правоприменительная практика в данном случае может сложиться более жесткая, чем буквальное прочтение закона. Сказали «запретить все обменники с криптой» – вот госмашина и будет старательно щемить всех подряд, не особо разбираясь: оказывают ли там услуги по обмену запрещенных шифропанковских Биткоинов, или ограничиваются всего лишь «невинными и разрешенными» USDT. Впрочем, это всего лишь предположение.

6. А что будет за нарушение нового закона?

Никто не знает, лол. Законопроект пока не предусматривает отдельных составов ответственности за нарушения правил о запрете на организацию обращения цифровой валюты (равно как и за нарушение запрета на прием цифровых валют в оплату товаров и услуг).

А вот за незаконную рекламу крипты будут наказывать по ст. 14.3 КоАП РФ (как и за любую «неправильную» рекламу сейчас).

7. И когда всё это вступит в действие?

В самом законопроекте предусмотрено, что он вступает в силу 1 сентября 2024 года. Но это только если он успешно пройдет все чтения в Госдуме – предыдущий опыт внесения «стильных, модных и молодежных» криптозаконов в наш парламент говорит о том, что до успешного принятия доживает лишь меньшинство из них. Так что, пока остается только наблюдать.

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter