21 мая 2024 finversia.ru
Как инвесторам оценить влияние брокеров-организаторов на IPO.
2023-2024 годы уже называют периодом ренессанса IPO на российском фондовом рынке. И это только начало. Эксперты инвестиционной компании «Юнисервис Капитал» решили проанализировать, кто из брокеров-организаторов играет ключевые роли на рынке IPO сейчас, какая там конкуренция и на что обращать внимание эмитентам при выборе организаторов, а инвесторам – при участии в первичном размещении от таких организаторов.
Организация IPO – почти всегда командная работа
В целом оценить вклад каждого организатора в сделку IPO намного сложнее, чем в облигационных выпусках, где, как правило, один организатор, который привлекает основной объем финансирования. В крупных выпусках от 1 млрд руб. привлекаются соорганизаторы, но основной объем все же оставляет за собой организатор.
В сделках IPO и организаторы, и сами эмитенты стремятся максимально расширить круг инвесторов: не только благодаря рекламным кампаниям в профильных телеграм-каналах и видеоинтервью, но и за счет привлечения крупных, институциональных инвесторов и нескольких брокерских компаний.
Типичной выглядит следующая связка организаторов:
Состав и количество организаторов варьируется в зависимости от уровня листинга
В крупных IPO 1-2 уровня листинга основной организатор обычно привлекает 1-2 крупных соорганизаторов для формирования в книге крупных институциональных инвесторов, а также выделяет долю в книге для розничных инвесторов и привлекает розничные брокерские компании, чаще всего это Тинькофф Банк, БКС.
Вместе с тем, компании 3-го уровня листинга выводят на рынок менее крупные организаторы и они, как правило, справляются сами, поскольку объем IPO таких компаний не превосходит нескольких сотен миллионов рублей. Да и розничные брокеры (например, Тинькофф Банк) не всегда готовы включать такие компании в список доступных к покупке через свои брокерские приложения ввиду их малой капитализации.
Также несколько эмитентов третьего списка выходили на рынок самостоятельно, привлекая организатора только как технического андеррайтера, например, так позиционировалось IPO CarMoney и Genetico.
Наиболее успешные IPO – при участии Газпромбанка
На графике представлено изменение цены с даты проведения IPO (правая шкала), «хвосты» означают максимальные/минимальные котировки за период с начала размещения до 13.05.2024, белый график означает, что цена выросла, черный – упала, левая шкала показывает объем размещения на IPO.
Подтвержденное участие брокеров в организации выпусков
О лидерах, аутсайдерах недавних IPO и их организаторах
Наиболее успешные IPO провел Газпромбанк, как по объемам привлечения, так и в дальнейшем по изменению котировок.
Безоговорочный лидер по сделкам с капиталом в прошлом – ВТБ – в 2023 году не проявил себя, Сбербанк также затерялся в тени Газпромбанка, поучаствовав значимым объемом только в «Астре» на сумму 875 млн руб. (по данным информационного портала Cbonds).
Компании 3-го уровня листинга, которые решили выходить самостоятельно (с техническим андеррайтером как CarMoney) или без институциональной поддержки (как Henderson, КЛВЗ «Кристалл», «ЕвроТранс») показали негативную динамику после размещения, хотя и привлекли планируемый объем. Пожалуй, выделяется только компания Genetico, однако и объем привлечения там был самый небольшой – всего 178,8 млн руб.
Среди эмитентов можно выделить также МГКЛ, который привлек широкую базу брокеров к размещению, но предложенная цена оказалась без так называемой «IPO-премии» – дисконта для инвесторов к рыночной оценке при участии в первичном размещении. Цена оказалась рыночной, котировки держатся вблизи цены размещения.
Участие институционалов может обеспечить растущую динамику на вторичных торгах
Поскольку количество проведенных IPO пока в целом небольшое, говорить о статистически значимых тенденциях не приходится.
Можно только констатировать, что для успешного IPO обязательно необходимо участие и институциональных инвесторов, и розничных, при этом для хорошей растущей динамики на вторичных торгах желательно преобладание институциональных инвесторов.
Хотя биржа и публикует данные о розничном характере практически всех проведенных IPO (преобладание мелких заявок от большого количества частных инвесторов при этом с удовлетворением спроса лишь на несколько процентов от заявки), институциональные инвесторы, как правило, находятся в более привилегированном положении и получают согласованную аллокацию.
Однако формирование и институционального, и розничного спроса обходится эмитентам недешево: некоторые компании платят за IPO до 20% от привлеченных на нем средств. Впрочем, для всех вышедших эмитентов IPO – это новый этап развития бизнеса, а не просто альтернативный канала привлечения инвестиций.
На повестке – защита интересов розничных инвесторов
Для розничных инвесторов пока участие в IPO крупных эмитентов, где участвуют также институциональные инвесторы – выгоднее, однако и аллокация (процент удовлетворения заявленного спроса) – очень небольшая, буквально пара процентов. Мосбиржа даже создала специальное техническое решение под названием «Смарт-Аллокатор», чтобы в будущих IPO сделать систему удовлетворения заявок более справедливой и ориентировать на это организаторов.
Кроме того, недавно Банк России обратил внимание на случаи конфликта интересов у брокеров при IPO. ЦБ отметил, что вопреки своим обязательствам, брокеры ведут учет информации не обо всех конфликтах интересов и не сообщают о ряде ситуаций своим клиентам. В качестве примера регулятор привел кейс, когда брокер одновременно оказывал платные услуги эмитенту по андеррайтингу, а клиентам – по брокерскому обслуживанию. С планомерным регулированием сектора IPO и увеличением конкуренции прозрачность рынка будет повышаться, что должно положительно сказаться на опыте инвесторов.
http://www.finversia.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
2023-2024 годы уже называют периодом ренессанса IPO на российском фондовом рынке. И это только начало. Эксперты инвестиционной компании «Юнисервис Капитал» решили проанализировать, кто из брокеров-организаторов играет ключевые роли на рынке IPO сейчас, какая там конкуренция и на что обращать внимание эмитентам при выборе организаторов, а инвесторам – при участии в первичном размещении от таких организаторов.
Организация IPO – почти всегда командная работа
В целом оценить вклад каждого организатора в сделку IPO намного сложнее, чем в облигационных выпусках, где, как правило, один организатор, который привлекает основной объем финансирования. В крупных выпусках от 1 млрд руб. привлекаются соорганизаторы, но основной объем все же оставляет за собой организатор.
В сделках IPO и организаторы, и сами эмитенты стремятся максимально расширить круг инвесторов: не только благодаря рекламным кампаниям в профильных телеграм-каналах и видеоинтервью, но и за счет привлечения крупных, институциональных инвесторов и нескольких брокерских компаний.
Типичной выглядит следующая связка организаторов:
Состав и количество организаторов варьируется в зависимости от уровня листинга
В крупных IPO 1-2 уровня листинга основной организатор обычно привлекает 1-2 крупных соорганизаторов для формирования в книге крупных институциональных инвесторов, а также выделяет долю в книге для розничных инвесторов и привлекает розничные брокерские компании, чаще всего это Тинькофф Банк, БКС.
Вместе с тем, компании 3-го уровня листинга выводят на рынок менее крупные организаторы и они, как правило, справляются сами, поскольку объем IPO таких компаний не превосходит нескольких сотен миллионов рублей. Да и розничные брокеры (например, Тинькофф Банк) не всегда готовы включать такие компании в список доступных к покупке через свои брокерские приложения ввиду их малой капитализации.
Также несколько эмитентов третьего списка выходили на рынок самостоятельно, привлекая организатора только как технического андеррайтера, например, так позиционировалось IPO CarMoney и Genetico.
Наиболее успешные IPO – при участии Газпромбанка
На графике представлено изменение цены с даты проведения IPO (правая шкала), «хвосты» означают максимальные/минимальные котировки за период с начала размещения до 13.05.2024, белый график означает, что цена выросла, черный – упала, левая шкала показывает объем размещения на IPO.
Подтвержденное участие брокеров в организации выпусков
О лидерах, аутсайдерах недавних IPO и их организаторах
Наиболее успешные IPO провел Газпромбанк, как по объемам привлечения, так и в дальнейшем по изменению котировок.
Безоговорочный лидер по сделкам с капиталом в прошлом – ВТБ – в 2023 году не проявил себя, Сбербанк также затерялся в тени Газпромбанка, поучаствовав значимым объемом только в «Астре» на сумму 875 млн руб. (по данным информационного портала Cbonds).
Компании 3-го уровня листинга, которые решили выходить самостоятельно (с техническим андеррайтером как CarMoney) или без институциональной поддержки (как Henderson, КЛВЗ «Кристалл», «ЕвроТранс») показали негативную динамику после размещения, хотя и привлекли планируемый объем. Пожалуй, выделяется только компания Genetico, однако и объем привлечения там был самый небольшой – всего 178,8 млн руб.
Среди эмитентов можно выделить также МГКЛ, который привлек широкую базу брокеров к размещению, но предложенная цена оказалась без так называемой «IPO-премии» – дисконта для инвесторов к рыночной оценке при участии в первичном размещении. Цена оказалась рыночной, котировки держатся вблизи цены размещения.
Участие институционалов может обеспечить растущую динамику на вторичных торгах
Поскольку количество проведенных IPO пока в целом небольшое, говорить о статистически значимых тенденциях не приходится.
Можно только констатировать, что для успешного IPO обязательно необходимо участие и институциональных инвесторов, и розничных, при этом для хорошей растущей динамики на вторичных торгах желательно преобладание институциональных инвесторов.
Хотя биржа и публикует данные о розничном характере практически всех проведенных IPO (преобладание мелких заявок от большого количества частных инвесторов при этом с удовлетворением спроса лишь на несколько процентов от заявки), институциональные инвесторы, как правило, находятся в более привилегированном положении и получают согласованную аллокацию.
Однако формирование и институционального, и розничного спроса обходится эмитентам недешево: некоторые компании платят за IPO до 20% от привлеченных на нем средств. Впрочем, для всех вышедших эмитентов IPO – это новый этап развития бизнеса, а не просто альтернативный канала привлечения инвестиций.
На повестке – защита интересов розничных инвесторов
Для розничных инвесторов пока участие в IPO крупных эмитентов, где участвуют также институциональные инвесторы – выгоднее, однако и аллокация (процент удовлетворения заявленного спроса) – очень небольшая, буквально пара процентов. Мосбиржа даже создала специальное техническое решение под названием «Смарт-Аллокатор», чтобы в будущих IPO сделать систему удовлетворения заявок более справедливой и ориентировать на это организаторов.
Кроме того, недавно Банк России обратил внимание на случаи конфликта интересов у брокеров при IPO. ЦБ отметил, что вопреки своим обязательствам, брокеры ведут учет информации не обо всех конфликтах интересов и не сообщают о ряде ситуаций своим клиентам. В качестве примера регулятор привел кейс, когда брокер одновременно оказывал платные услуги эмитенту по андеррайтингу, а клиентам – по брокерскому обслуживанию. С планомерным регулированием сектора IPO и увеличением конкуренции прозрачность рынка будет повышаться, что должно положительно сказаться на опыте инвесторов.
http://www.finversia.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу