Новый "Энергетический коридор" России и Ирана таит в себе опасности для Запада » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Новый "Энергетический коридор" России и Ирана таит в себе опасности для Запада

28 мая 2024 OilPrice.com
Два объявления, сделанные подряд на прошлой неделе, могут иметь далеко идущие последствия для безопасности Ближнего Востока и Запада на долгие годы, если они достигнут стадии реализации. Одним из них стало предложение Ирана от 11 мая о создании ‘энергетического коридора’ из России в Персидский залив. Другой причиной стало заявление Турции 12 мая о том, что она заинтересована в покупке большего количества газа и нефти у Ирана и что возможен последующий транзит этих ресурсов в восточную Европу через страну. Проще говоря, эти события будут означать две вещи. Во-первых, Россия смогла бы обойти многие текущие международные ограничения, используя давно устоявшиеся механизмы Ирана, чтобы избежать санкций в отношении потоков газа и нефти – как в Турцию, так и затем в южную и восточную Европу, а также через Ирак в остальной мир. Во-вторых, Иран смог бы ускорить строительство своего долгожданного "сухопутного моста" из Тегерана в Средиземное море, с помощью которого он мог бы экспоненциально увеличить масштабы поставок оружия в южный Ливан и район Голанских высот в Сирии для использования против Израиля и США в ближневосточных конфликтах.

То, что Иран всё ещё функционирует как экономика, несмотря на масштабные международные санкции, введённые против него в той или иной форме после Исламской революции 1979 года, не является чистой случайностью. Через несколько механизмов, проанализированных в моей новой книге о новом мировом нефтяном рынке того, он был в состоянии продолжать продавать свою нефть и газ в Южной и Восточной Европы и значительной части остального мира с тех пор. Эти методы настолько хорошо проработаны и эффективны, что стали предметом большой национальной гордости Ирана, а его тогдашний министр иностранных дел Мохаммад Зариф заявил в декабре 2018 года на форуме в Дохе, что:

“Если и есть искусство, которому мы в совершенстве научились в Иране, [которому] мы можем научить других за определённую плату, то это искусство уклонения от санкций”.

Отправными точками для большей части этих незаконных потоков энергии являются нефтяные месторождения, общие для Ирана и Ирака, и поскольку обе стороны ведут бурение из одних и тех же резервуаров, невозможно сказать, с какой стороны поступает нефть. Итак, Иран с полного согласия Ирака, на который он долгое время имел огромное влияние через своих различных экономических, политических и военных доверенных лиц, просто переименовывает (подсанкционную) нефть иранской стороны в (несанкционную) иракскую нефть, чтобы затем её можно свободно отправлять куда угодно. Дополнительный элемент запутывания страны происхождения нефти заключается в простом изменении документации в товаросопроводительных документах. Как беззастенчиво подчеркнул в 2020 году бывший министр нефти Ирана Бижан Зангане:

“То, что мы экспортируем, производится не от имени Ирана. Документы меняются снова и снова, так же как и спецификации”.

С этого момента иранская нефть (переименованная в иракскую нефть) обычно направляется в одно из двух основных направлений экспорта Ирана. Первое - Азия, ключевым покупателем там остается Китай. Вторая - южная и Восточная Европа, и в частности, менее строго охраняемые порты Албании, Черногории, Боснии и Герцеговины, Сербии, Македонии и Хорватии, среди прочих. Нефть также можно легко перемещать через границы к крупным потребителям нефти в Европе, в том числе через Турцию. В этой последней связи также уместно отметить, что Ирак в настоящее время находится в процессе восстановления своего прямого нефтепровода в турецкий портовый город Джейхан, что сделает этот маршрут Иран-Ирак-Турция ещё более надежным для Тегерана. Все транзитные маршруты, которые в настоящее время используются для транспортировки иранской нефти через Ирак в южную и Восточную Европу, также будут доступны России. Как и любой из маршрутов в Азию, по которым Россия испытывает трудности с транспортировкой своей нефти из-за санкций, хотя Азия в целом, и Китай в частности, меньше обеспокоены соблюдением любых санкций, введённых США, чем Европа. Генеральный секретарь Евразийского департамента Министерства иностранных дел Ирана Моджтаба Дамирчилоу подчеркнул на прошлой неделе, что ‘следует рассмотреть использование существующей инфраструктуры и создание новой инфраструктуры для выхода на региональные рынки, и в этом отношении началось конструктивное сотрудничество, и у нас есть чёткое видение’.

Возможно, в духе прямой взаимности по этой сделке Россия сообщила Ирану, что наращиванию региональной инфраструктуры в Иране, а затем в Ираке и в направлении Турции будет способствовать аналогичная работа в Сирии. Это означает создание двух возможных сухопутных мостов для Ирана с его материковой части к берегам Средиземного моря – одного на юго-востоке Турции, а другого на северо-западе Сирии. Ключевым механизмом для достижения этой цели является запланированная реанимация 825-километрового иракско-сирийского нефтепровода, который соединил иракский регион Киркук с сирийским портом Баниас на Средиземном море, что также полностью проанализировано в моей новой книге о новом порядке на мировом нефтяном рынке. В октябре 2023 года высокопоставленные лица правительства Ирака, Министерства нефти и энергетических компаний согласились на возобновление работ на этом трубопроводе, после чего последовали подробные обсуждения сроков работ и стоимости восстановления. Высокопоставленный источник в нефтяной отрасли, который тесно сотрудничает с Министерством нефти Ирака, эксклюзивно подтвердил OilPrice.com примерно в то же время в дискуссии об этом ключевом инфраструктурном связующем звене между Ираком и Сирией были вовлечены не только иракцы, но также иранцы и россияне.

“Планы по восстановлению этого канала действуют с июня 2017 года, когда о нем открыто говорили как о "трубопроводе Иран-Ирак-Сирия", и он рассматривался в контексте, аналогичном плану строительства газопровода с таким названием”, - сказал он. “Согласно планам, трубопроводы должны были пройти от [иракского] Киркука до Баниаса [на побережье Средиземного моря Сирии] через Хадиту [в Ираке] с первоначальной пропускной способностью 300 000 баррелей в сутки [баррелей в сутки], и Россия должна была участвовать в обоих планах, и сейчас это не изменилось”, - добавил он.

Вкратце, во-первых, это крупнейшая страна на западной стороне шиитского полумесяца Власти, которую Россия годами развивала в противовес собственной сфере влияния США, которая была сосредоточена в Саудовской Аравии (для поставок углеводородов) и Израиле (для военных и разведывательных активов). Во-вторых, предлагается протяжённое средиземноморское побережье, с которого Россия может отправлять нефть и газопродукты (свои собственные или своих союзников, в частности Ирана) на экспорт за наличные, а также оружие и другие военные товары для политического экспорта. В-третьих, это жизненно важный российский военный узел с одним крупным военно-морским портом (Тартус), одной крупной базой ВВС (Латакия) и одной крупной станцией слежения (недалеко от Латакии). И, в-четвёртых, это показывает остальному Ближнему Востоку, что Россия может и будет решительно действовать на стороне автократических династий по всему региону.

Саймон Уоткинс

http://oilprice.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter