31 мая 2024 БКС Экспресс
Поговорим о культовых игрушках: кто их производит и как много на них зарабатывают.
Кубик Рубика: из Венгрии всему миру
«Магический кубик», созданный скульптором и преподавателем архитектуры Эрне Рубиком, был запатентован в Венгрии в 1977 г. и со временем получил имя своего изобретателя.

На создание механизма и придумывание дизайна головоломки у Рубика ушло немало времени. Привычный кубик 3x3x3 трансформировался из меньшей версии 2 на 2 — конструкторские работы завершились в 1974 г. А квадратики на гранях изначально отличались друг от друга не цветом, а цифрой или изображением.
Кубик задуман не как развивающая игрушка, а как математический инструмент — он был призван помочь ученикам Рубика погрузиться в мир трехмерного изображения.
Как собрать кубик, сначала не знал даже сам изобретатель: на решение задачи ему потребовался месяц. Позже стало понятно, что при хаотичном перемещении блоков собрать головоломку практически невозможно: даже если вертеть части кубика с нереальной скоростью в 1000 позиций в секунду, то понадобится 1,3 миллиарда лет на то, чтобы перепробовать все комбинации. Их, как заявляют производители, у игрушки 43 квинтиллиона.
Головоломка стала настоящим бестселлером: за первые пять лет с момента получения патента было продано более 100 тыс. официальных игрушек и еще больше подделок. Международная экспансия кубика связана не только с ее популярностью, но и с ресурсами на производство в стране-изобретателе: Венгрия не могла покрыть высокий спрос, и заводы открылись в разных частях света.
О цифрах
В 2021 г. бренд «кубик Рубика» приобрела компания Spin Master из Торонто. По состоянию на январь текущего года кубик занимает 42% рынка головоломок, отмечал маркетинговый директор компании. Популярность игрушки подтверждается цифрами: на ноябрь 2023 г. продажи выросли на 14% относительно предшествующего года. В 2022 г. мировые продажи головоломки достигли $75,3 млн. По данным Cognitive Market Research, рынок кубиков Рубика будет расти с совокупным среднегодовым темпом роста (CAGR) в 4,20% в период с 2023 по 2030 гг.
Барби: сквозь поколения
Игрушка не одного поколения девочек — Барби — создана предпринимательницей Рут Хэндлер, наблюдавшей за игрой бумажными куклами своей 10-летней дочери и ее подруг. Барби стала первой «взрослой» среди множества игрушек-младенцев на рынке и получила имя в честь дочери создательницы.

В качестве образца куклы Рут выбрала Бильд Лилли — героиню немецких комиксов, а позже и пластиковую игрушку. Впервые мир увидел Барби на Международной ярмарке игрушек в США в 1959 г.: это были блондинка и брюнетка, созданные компанией Mattel, которую открыли Рут и ее супруг Эллиот. Стоимость первых кукол составляла $3.
За 65 лет существования культовая игрушка не потеряла свою популярность. Барби очаровывала мир перевоплощениями: она превращалась в Елизавету II, Мэрилин Монро и других знаменитых женщин, а в 2021 г. ее прообразом стала российская космонавтка Анна Кикина. При этом кукла неоднократно критиковалась, а самым распространенным обвинением в адрес Барби является навязывание идеалов внешности.
О цифрах
Объем продаж бренда Barbie в 2023 г. составил около $1,54 млрд. В последние годы интерес к кукле подогревался голливудской экранизацией истории Барби: продажи игрушек от Mattel в III квартале прошлого года, в период премьеры фильма, выросли на 24%.
LEGO: от мебели к конструктору
Плотник из небольшого датского городка Оле Кирк Кристиансен однажды решил открыть свое дело и приобрел мастерскую для изготовления мебели. Бизнес пережил многие потрясения, но не справился с Великой депрессией. Нужно было искать новые источники заработка. И Кристиансен занялся менее масштабными проектами — в 1932 г. он стал делать простые игрушки из дерева.

Название LEGO у компании появилось два года спустя — это аббревиатура двух датских слов «leg godt», что означает «играть хорошо». Дела у производителя шли неплохо, он расширялся, и к концу следующего десятилетия в ассортименте компании появились изделия из пластика.
К тому моменту прорыв в индустрии уже совершил основатель компании Kiddicraft Хилари Фишер Пейдж: он запатентовал блоки, ставшие прообразом деталей LEGO. Кристиансен увидел в идее потенциал и усовершенствовал конструкцию, дав название «Автоматически соединяющиеся кирпичики», которые сегодня известны всему миру.
О цифрах
Чистый объем продаж производителя игрушек LEGO Group в 2023 г. составил более 65 млрд датских крон ($9,46 млрд по текущему курсу). По данным компании, продажи выросли на 4% относительно предыдущего года, несмотря на спад в Китае, — рос спрос в США, Центральной и Восточной Европе. Благодаря открытию в 2023 г. 147 магазинов их число в мире стало насчитывать 1 тыс., а в 2024 г. в планах еще 100 новых точек. В LEGO отметили, что в прошлом году предложили наибольшее число товаров — 780 продуктов, около половины из которых были новыми выпусками компании.
Что еще популярно
Продажи игрушечного оружия одного из самых узнаваемых брендов — Nerf — составили в 2023 г. $349 млн.
Объем мирового рынка спиннеров в 2023 г. достиг $915 млн. По прогнозам, CAGR составит примерно 8,82% в период с 2023 по 2030 гг.
Крупнейшим производителем игрушек в мире является компания Hasbro, в прошлом году она заработала около $5 млрд. Один из наиболее известных брендов компании — «Монополия» занесенная в Книгу рекордов Гиннеса как самая продаваемая настольная игра. Ее самая дорогая версия стоит $2 млн и создана ювелиром.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
