Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Новый пакет санкций - легче, чем предыдущие? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Новый пакет санкций - легче, чем предыдущие?

25 июня 2024 ИХ "Финам" Бабанова Мария
ЕС вводит 14-й пакет санкций против России. Новые меры предполагают дополнительное давление на энергетический сектор страны, а также противодействие попыткам обойти ограничения. Какие компании попали под очередной санкционный удар, к чему готовиться инвесторам? Подробнее об этом - в обзоре Finam.ru.

Что в пакете?
Министры иностранных дел Евросоюза приняли 14-й пакет санкций против России сегодня, 24 июня, в Люксембурге в формате Совета ЕС. Очередной санкционный пакет включает ограничительные меры в отношении “теневого флота”, а именно 27 российских судов, а также 116 физических и юридических лиц, в том числе из других стран (Китай, Казахстан, Киргизия, Турция и ОАЭ).

Среди частных лиц под санкциями ЕС оказались руководитель Росимущества и главком ВМФ, а также Шаман, Полина Гагарина, Иван Охлобыстин и другие. А среди подсанкционных компаний указаны “Совкомфлот” и его генеральный директор Игорь Тонковидов, а также “Восточная стивидорная компания” (входящая в “Глобал Портс”). Кроме того, в списке оказались “Уральские авиалинии”, “Объединенная Приборостроительная Корпорация”, Международный детский центр “Артeк”, авиакомпания “Волга-Днепр” и ряд других предприятий.

“Меры направлены против секторов российской экономики с высокой добавленной стоимостью, таких как энергетика, финансы и торговля, и еще больше затрудняют обход санкций ЕС”, - говорится в публикации в официальном журнале ЕС.

Главное, на что стоит обратить внимание, - это область энергетики, а именно на компанию “НОВАТЭК”. Согласно новым санкциям, мощности ЕС не будут использоваться для перевалки российского сжиженного природного газа (СПГ) в третьи страны и, таким образом, блок хочет сократить значительные доходы, которые Россия получает от продажи и транспортировки СПГ. При этом новые правила вступят в силу через 9 месяцев.

“Это касается как перевозок с судна на судно, так и перевозок с судна на берег, и не влияет на импорт, а только на реэкспорт в третьи страны через ЕС. Европейская комиссия будет следить за выполнением этого решения и при необходимости может предложить смягчающие меры”, - сказано в заявлении.

Также ЕС запрещает новые инвестиции и предоставление технологий/оборудования для завершения строящихся проектов, таких как “Арктик СПГ-2” и “Мурманский СПГ”.

Помимо этого, блок вводит запрет на работу “Системы передачи финансовых сообщений” (СПФС) от Банка России (аналога глобальной платежной системы SWIFT) и расширяет ограничения против экспорта пластмасс, марганцевой руды и электроники, а также импорта гелия. При этом ЕС разрешает ввоз ряда видов алмазов российского происхождения, что, по сути, является послаблением для “АЛРОСА”.

Ответная реакция
Реакция российского экспертного сообщества на новые санкции ЕС оказалась довольно мягкой. Эксперты, в частности, отметили, что ряд новых мер против СПГ фактически дублирует предыдущие. Да и в целом содержимое 14-го пакета показалось им предсказуемым.

“Санкции на ограничение взаимодействия с будущими проектами в сфере СПГ фактически дублируют аналогичные санкции со стороны США, в связи с чем какого-то дополнительно эффекта от них не будет. После введения санкций США против “Арктик СПГ-2” ограничения против других проектов “НОВАТЭКа” были лишь вопросом времени, что понимали все, включая менеджмент компании, в связи с чем проекты реализовывались с оглядкой на неизбежность санкций. Запрет на реэкспорт - мера, которая была анонсирована еще 1-2 месяца назад. Она затрагивает порядка 10% экспорта “НОВАТЭКа” и “Ямал СПГ”. При этом мера вступит в силу только через 9 месяцев, что дает “НОВАТЭКу” время на подготовку. На наш взгляд, такие объемы можно частично перенаправить на спотовый европейский рынок, а также использовать альтернативные конфигурации экспорта: перевалку борт-в-борт или перевалку в Мурманской области. Полагаем, что санкции не повлияют на общий объем экспорта, хотя часть поставок в Азию могут быть перенаправлены в Европу”, - прокомментировал Сергей Кауфман, аналитик ФГ “Финам”.

Также о том, с помощью каких комбинаций “НОВАТЭК” может решить логистические проблемы, связанные с новыми санкциями, Finam.ru рассказал и Рональд Смит, старший аналитик “БКС Мир инвестиций”.

“Компания может просто продавать свой СПГ на спотовых условиях на европейском рынке; в открытом море, от судна к судну; осуществлять обмен СПГ из других источников, которые уже поставляются в Азию (хотя число трейдеров СПГ, желающих участвовать в таких сделках с компанией, подпадающей под санкции, несомненно, ограничено). Также обратите внимание, что для перевозки через третьи страны требуется наземное хранилище СПГ, строительство которого обходится дорого. Возможно, удастся найти плавучий терминал для перемещения в дружественный порт”, - сказал эксперт.

Отметим, что акции “НОВАТЭКа” сегодня растут - в пределах 1% - до 1044 рублей. Однако потенциал росту у них намного больше, подчеркивает Кауфман.

Новый пакет санкций - легче, чем предыдущие?


“Ограничения против “НОВАТЭКа” совпали с ожиданиями и не несут для инвесторов новой значимой информации. Более важно другое - ожидание нового санкционного пакета и неопределенность относительно него были одной из ключевых причин для непрерывного снижения акций “НОВАТЭКа” в последние месяцы. Но после публикации ограничений неопределенность в акциях сошла на нет, что, на наш взгляд, создает потенциал для, как минимум, краткосрочного отскока. Также отметим, что мы сохраняем позитивный долгосрочный взгляд на акции “НОВАТЭКа” - наша целевая цена по ним составляет 1552 рубля. На данный момент акции “НОВАТЭКа” оцениваются менее чем в 6 прибылей 2024 года, что, на наш взгляд, не учитывает возможность реализации проектов развития. В то же время уже этим летом мы ожидаем первых поставок с “Арктик СПГ-2” на фоне начала навигации через СМП и наличия спроса на российский СПГ на рынках АТР. Также отметим, что будущие проекты “НОВАТЭКа” (в первую очередь, “Мурманский СПГ”) будут полностью ориентированы на дружественные страны и будут реализовываться с использованием собственных технологий по сжижению, что увеличивает вероятность их реализации. На этом фоне мы считаем неоправданным тот факт, что рынок практически не закладывает возможность роста производства СПГ со стороны “НОВАТЭКа” в долгосрочной перспективе”, - добавил аналитик.

Примечательным экспертом показалось и то, что ЕС в рамках 14-го пакета уточнил детали запрета на импорт российских алмазов, который был согласован еще в 12-м пакете - в частности, европейский чиновники отложили на неопределенный срок введение запрета на покупку ювелирных изделий с бриллиантами российского происхождения, которые были переработаны в третьих странах. Также в рамках 14-го пакета ЕС продлил на шесть месяцев (до 1 марта 2025 года) период ранней регистрации, после которого обязательной станет схема отслеживания импорта алмазов и бриллиантов. К тому же блок разрешил временный ввоз или вывоз ювелирных изделий, например, для торговых ярмарок или ремонта.

На этом фоне бумаги “АЛРОСА” поползли вверх. Им удается удерживаться в лидерах роста российского рынка. В моменте они прибавляют почти 2%.



“Разрешение на ввоз определенных категорий алмазов смягчает ранее введенный запрет на импорт российских бриллиантов, что позволяет некоторым ювелирным изделиям и необработанным алмазам вернуться на рынок ЕС. Например, в 2022 году объем импорта алмазов в ЕС из России составил около 1,4 млрд долларов, и смягчение санкций может помочь уменьшить дефицит на рынке и стабилизировать цены, которые могли бы подняться из-за ограниченного предложения. Разрешение временного импорта и экспорта ювелирных изделий для проведения выставок или реставрации также предоставляет важные возможности для продвижения продукции и поддержания торговых связей. А отсрочка введения системы сертификации на шесть месяцев до 1 марта 2025 года дает компаниям возможность адаптироваться к новым требованиям, снижая расходы, связанные с внедрением новых процессов отслеживания и сертификации. Для сравнения, подобное смягчение мер в прошлом приводило к стабилизации рынков, как это было с ослаблением санкций на определенные категории товаров из Ирана. Ассоциация ювелиров Америки (JA) выражает обеспокоенность, что введение эксклюзивной системы физической проверки и сертификации алмазов в Бельгии может создать значительные барьеры для глобальной торговли алмазами. Ожидается, что это приведет к усложнению логистики и увеличению издержек для участников рынка, что может вызвать временную нестабильность и рост цен на алмазы и ювелирные изделия. Концентрация всех операций по импорту алмазов в одном месте (Бельгия) может создать узкие места и увеличить уязвимость всей системы к внешним факторам, таким как политические или экономические потрясения в стране-хабе, что вызывает опасения у участников рынка относительно надежности и устойчивости цепочки поставок. Например, Бельгия, через порт Антверпен, обрабатывает около 80% мирового потока необработанных алмазов, и любое нарушение в этом узле может иметь глобальные последствия", - рассказал Ярослав Кабаков, директор по стратегии ИК “Финам”.

Он также высказался по поводу эффективности механизма алмазов отслеживания алмазов.

"Считаю, что эффективность механизма отслеживания алмазов к 1 марта 2025 года будет зависеть от нескольких ключевых факторов, таких как техническая готовность, согласование с отраслью, геополитическая стабильность и координация на международном уровне. Успешное внедрение системы требует создания надежной и прозрачной инфраструктуры для отслеживания происхождения алмазов на всех этапах - от добычи до конечного потребителя, включая разработку технологических решений, таких как блокчейн, и их интеграцию в текущие бизнес-процессы. Любые политические или экономические изменения в странах, участвующих в цепочке поставок, могут повлиять на функционирование системы. Следовательно, стабильная международная обстановка будет способствовать успешному внедрению системы. Важно, чтобы система сертификации получила признание и поддержку на международном уровне, что требует активной координации с другими странами и международными организациями для обеспечения взаимного признания сертификатов и стандартов. Например, система сертификации Kimberley Process, используемая для предотвращения торговли “конфликтными” алмазами, показывает, что международное сотрудничество может быть эффективным, если оно поддерживается всеми участниками рынка. Однако в отношении российских алмазов такого консенсуса достичь будет очень сложно, и возможно, в будущем мы увидим дальнейшее смягчение ограничений в зависимости от политической и экономической конъюнктуры”, - добавил Кабаков.