Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
На гребне IPO. Чем порадуют «новички» в 2024 году? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

На гребне IPO. Чем порадуют «новички» в 2024 году?

11 июля 2024 ИХ "Финам" Премудров Павел
Российский рынок первичных размещений акций (IPO) переживает возрождение. В 2024 году количество компаний, впервые разместивших свои акции, уже превысило показатель прошлого года. На подходе еще ряд сделок. Сегодня официально анонсировал IPO провайдер цифровой B2B-торговли между Россией и Китаем «КИФА». Торги акциями фармкомпании «Промомед» начнутся уже 12 июля. Еще один представитель сектора здравоохранения - «Медскан» - намерен выйти на биржу до конца этого года.

Однако стоит отметить, что сейчас общие настроения не самые позитивные. С 20 мая рынок находится под давлением, что для возможных «новичков» становится поводом для размышлений.

Какие тенденции на рынке IPO сейчас прослеживаются? Каких успехов добились эмитенты, вышедшие на публичные торги в 2024 году? Чего ожидать от компаний, планирующих выход на биржу?

Бума IPO нет?
С начала 2024 года на Московской бирже появилось восемь новых эмитентов из различных секторов - «Делимобиль», «Диасофт», «Кристалл», «Европлан», «Займер», «МТС-Банк», IVA Techonogies и «ВсеИнструменты.ру». А также один эмитент на СПБ Бирже - «Элемент». При этом в прошлом году на IPO вышли 8 компаний.

По словам автора Telegram-канала «Ленивый инвестор» Антона Весеннего, бум IPO в 2024 году происходит вследствие жесткой денежно-кредитной политики ЦБ. «При таких высоких ставках по облигациям и кредитам, гораздо выгоднее выйти на биржу, вложиться в маркетинг и привлечь практически бесплатные деньги инвесторов», - пишет эксперт. Он добавляет, что особо выделяется сектор IT, который остро нуждается в финансировании, конкурируя за импортозамещение и дефицитных специалистов.

Однако член генерального совета «Деловой России», руководитель подкомитета по публичным рынкам капитала Алексей Лазутин не спешит называть сложившуюся ситуацию бумом IPO. «Ресурс инфраструктуры рынка классических первичных публичных размещений акций в настоящий момент составляет не более 30-50 IPO в год. А потребность в размещении может быть у бóльшего числа компаний - например, по разным оценкам, существует до 20 000 компаний, которые потенциально могли бы воспользоваться публичным рынком капитала», - заявил он.

По мнению руководителя отдела по управлению акциями УК «Ингосстрах Инвестиции» Александра Дорожкина, с текущими условиями и перспективами на рынке, складывается ощущение, что бум IPO подходит к концу, толком не начавшись.

Руководитель IR-проектов департамента корпоративных финансов «Цифра брокер» Анастасия Пузанова называет текущую динамику на рынке IPO «оживлением». «Отойдя от черно-белых тонов, можно сказать, что это оживление. А там, где жизнь, там всегда зеленый и красный, как на графике биржевых торгов. В первой половине 2024 года оживление на рынке в балансе», - сказала она в комментарии для Finam.ru.

IPO при коррекции рынка
С момента начала торгов акциями новых эмитентов лишь «Делимобиль» и «Диасофт» порадовали инвесторов, принявших участие в IPO, ростом котировок. Бумаги остальных компаний, разместивших акции на публичные торги в 2024 году, находятся в минусе от цены размещения.

Весенний объясняет это тем, что падает и весь рынок. «Имея высокую бету, небольшие по размеру «новички» более волатильны и падают быстрее индекса», - подчеркивает он, имея в виду индекс IPO Мосбиржи, в который входит 17 эмитентов, ставших публичными за последний год. Также эксперт добавляет, что для сегодняшних IPO характерна минимальная аллокация, которую забирают в основном «физики», которые изначально планировали заработать на ажиотажном спросе и сразу продать, что также выступает причиной снижения стоимости бумаг.

В то же время, по мнению президента инвестиционной платформы «ИнвойсКафе» Геннадия Фофанова, российский рынок IPO в текущем году при всей своей неоднородности сохраняет привлекательность для эмитентов и инвесторов. Он отмечает, что для компаний с сильными рыночными позициями, диверсифицированной бизнес-моделью и четкой стратегией развития даже фактор жесткой денежно-кредитной политики не является непреодолимым барьером. «Скорее, он служит своеобразным фильтром, отсеивающим слабых игроков и концентрирующим спрос на качественных историях», - говорит он.

По словам аналитика «Финама» Леонида Делицына, IPO вполне могут проходить при коррекции на рынке. Он подчеркивает, что новые эмитенты часто работают в других отраслях экономики, не затронутых факторами, вызывающими коррекцию основного рынка.

«Кроме того, иногда при IPO цена акций после начала торгов не приоритетна. Приоритетны могут быть другие цели, например, один из прежних инвесторов хочет выйти и требует купить его долю, а она стоит миллиарды, и другие акционеры платить эти миллиарды не готовы. Если такие деньги есть на фондовом рынке, акционерам может быть не столь важно, сколько будут стоить акции в ближайшем году, ведь они продолжают контролировать компанию. Возможен и случай, когда деньги требуются не акционерам, а самой компании - например, нужно построить производственную линию по разливу напитков и склад для хранения новой продукции», - объяснил Делицын.

Чего ожидать от предстоящих IPO?
Во второй половине 2024 года ожидается по меньшей мере 3 IPO - «КИФА», «Медскан» и «Промомед», торги акциями которой начнутся уже 12 июля. Кроме этих компаний, о своих намерениях сообщала и «РТК-ЦОД», принадлежащая «Ростелекому». Размещение акций планируется на Московской бирже осенью. Производитель упаковки для молока и молочных продуктов «Ламбумиз» также может провести IPO в этом году - в начале июля акционеры компании проголосовали за размещение ее акций на Мосбирже.

Дорожкин считает, что среди предстоящих размещений интерес представляет именно компания «Промомед». Однако эксперт допускает, что в дальнейшем на вторичном рынке бумаги можно будет купить дешевле, чем при первичном размещении. Так, «Промомед» предложит 40 млн акций дополнительного выпуска, что составляет 7,5-8% от общего количества выпущенных акций. Ценовой диапазон установлен на уровне 375-400 рублей за акцию.

«КИФА» ожидает, что торги ее акциями на Мосбирже начнутся до конца лета 2024 года. В рамках IPO компания предложит инвесторам акции дополнительного выпуска. Формат проведения IPO - 100% cash-in, то есть все привлеченные средства будут направлены на развитие бизнеса.

По словам Фофанова, IPO «КИФА» обещает стать значимым событием для всего российского рынка. Эксперт обращает внимание, что компания и ее основной акционер, китайская QIFA SILU, приняли на себя обязательства по ограничению продажи акций (lock-up) сроком на полгода после размещения, что, по его мнению, должно способствовать стабильности котировок в первые месяцы торгов. «IPO «КИФА» можно назвать многообещающим. Устойчивый рост финансовых показателей, активное развитие уникальной B2B-платформы и выгодное стратегическое положение на стыке российского и китайского рынков - все это делает привлекательным объектом для инвестиций. Однако не стоит забывать о присущих рынку рисках и необходимости тщательного анализа всех факторов перед принятием инвестиционных решений», - заключил Фофанов.

Делицын заявляет, что главное преимущество «КИФА» - это долговременная тенденция роста торговли между Россией и Китаем. Тем не менее, эксперт называет размещение «КИФА» не самым крупным, поскольку компания планирует привлечь порядка 1,5-2 млрд рублей. «Вследствие чего это IPO вряд ли вызовет столько эмоций, как недавние размещения более крупных маркетплейсов. Об уверенности компании в бизнес-модели свидетельствует и значительный free-float, он же позволяет предположить, что компания будет внимательно относиться к интересам миноритариев», - заявил Делицын.