Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
У Древнего Рима тоже были проблемы с инфляцией » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

У Древнего Рима тоже были проблемы с инфляцией

16 июля 2024 ИХ "Финам"
В жизни Римской империи были не только страсти и кровопролитие, но и экономические проблемы, схожие с современными, только сложнее. Дэниел Мосс в статье для Bloomberg пролил свет на историю борьбы с инфляцией в Древнем Риме.

Вас беспокоит слишком медленное снижение инфляции? У римлян было радикальное решение: любого подозреваемого в повышении цен казнили.

Беспокоитесь о снижении рождаемости в развитых странах? Они и здесь нашли выход, запретив безбрачие среди женщин за исключением жриц-весталок. Преступниц лишали наследства.

Многие современные экономические проблемы были известны с древних времен. Тогда было даже хуже. Не стоит относиться к сегодняшней ситуации как к катастрофе. Драматичная и разнообразная история Рима и Греции поможет найти ключи для разгадки нынешних социальных и политических головоломок.

Прародители западной цивилизации видели все: от девальвации валюты до бегства из банков и примитивных форм количественного смягчения. Это заметно в том, с каким почтением к ним относятся сегодняшние руководители центральных банков.

Недавно глава Банка Кореи Ри Чан Ён процитировал, вероятно, величайшего императора Августа, заявив: «Возможно, пришло время вернуться к принципу Festina Lente». Цезарь, названный богом, правил с 27 года до н.э. по 14 год н.э. и создал «римский мир». Он применял девиз «Спеши медленно» ко всем аспектам жизни: от военных кампаний до выпуска золотой монеты с его изображением на обороте. В контексте денежно-кредитной политики этот принцип означает поиск возможности снизить ставки без спешки. Если сделать это рано, инфляция возобновится, поздно - давление на экономику вызовет рецессию.

В последней книге бывшего главы ФРС Бена Бернанке рассматривается перспективный подход - заранее сообщать о своих планах, чтобы минимизировать шок. Он описывает дельфийский метод и подход Одиссея. Первый не дает обещаний, остается неоднозначным прогнозом в духе таинственного оракула, к которому обращались греки, намерением следовать определенным маршрутом. Второй более декларативный. Как Одиссей привязывал себя к мачте, чиновников стремятся связать обязательством проводить определенную политику. Предшественника Бернанке, Алана Гринспена, прозвали Дельфийским оракулом за его поучительные высказывания.

Римские императоры боролись с масштабными банкротствами, а мелкие кредиторы в малоизвестных частях империи разорялись. Тиберий, сменивший Августа, столкнулся с кредитным кризисом, который потребовал проведения политики, которую историки считают изначальной версией Количественного смягчения или Программы помощи проблемным активам, ненавистной, но успешной программы спасения, запущенной в 2008 году. Уроженец Рима Марио Драги, который пообещал сделать все возможное для спасения евро в 2012 году, мог бы чувствовать себя дома, по крайней мере концептуально, на даровом хлебе, призванном уменьшить давление на кредиты или бюджеты домохозяйств. Давайте назовем это «вертолетным зерном».

Затем был Коммод, герой плаката об упадке Римской империи, пришедший после своего отца, Марка Аврелия, считавшегося последним великим императором. Как это часто бывало, Коммод (правил в 180-192 гг. н.э) олицетворял слабости системы. Он передал управление империей амбициозным и беспринципным приспешникам, повысил налоги для элитных сенаторских классов (которые были в состоянии организовать заговор против него), чтобы оплачивать общественные развлечения, и официально снизил размер и чистоту серебра динария, что привело к крупнейшей девальвации со времен Нерона, случившейся за век до этого.

В эпоху правления Диоклетиана в 301 году н. э. инфляция стала настолько высокой, что он издал эдикт, который под страхом смерти запрещал поднимать цены практически на все. Под его действие попадали многие товары: от спаржи, медвежьих шкур и красок для туник до осей колесниц и даже рабов. Наказание за накопительство было еще более суровым.

В законах не всегда указывается форма казни, которой подвергали преступников, но римляне отличались исключительно богатым воображением в отношении уголовных наказаний: распятие, погребение заживо или бросание на растерзание диким зверям. Еще среди страшных форм были связывание в мешке со змеями и утопление в реке. К более легким наказаниям относились штрафы, тюремное заключение, порка, отправка на рудники или изгнание из города.

Как и большинство попыток контроля цен и заработной платы, включая меры Ричарда Никсона в начале 1970-х, этот указ не остановил инфляцию, но усугубил другие проблемы. По словам экономиста Стивена Д. Кинга, автора книги «Нам нужно поговорить об инфляции: 14 неотложных уроков за последние 2000 лет», результатом стали нехватка продовольствия и рабочей силы. Почему все вышло так плохо?

Эксцессы предыдущих трех столетий возникли отчасти потому, что империя оказалась в состоянии почти непрерывной войны на многочисленных фронтах и должна была найти способ финансировать постоянно растущую зарплату своих солдат. Обесценивание чеканки монет стало очевидным ответом.

Это было настоящее обесценивание валюты, а не фальшивый призыв консерваторов к сплочению в США после кризиса низкокачественных кредитов. В Риме были серьезные проблемы. Люди откалывали кусочки от монет, чтобы сохранить материал для изготовления новых, в них оставалось все меньше драгоценного металла и, следовательно, ценности. В конечном итоге золота и серебра стало так мало, что инфляция достигла рекордного уровня. Мятежные легионы, разгневанные отсутствием или мизерной оплатой труда, свергли правителей.

Эдикт Диоклетиана в конечном итоге был отменен. Нестабильность привела к расколу Римской империи на Западную и Восточную. Через столетие после попытки подавления инфляции сам Рим был разграблен вестготами.

Экономические отчеты о древних временах неоднозначны. Истории коммерции посвящено относительно мало научных работ. Не сохранилось эквивалента «минуток» ФРС. На каменных табличках нет точечных диаграмм. Но в то время это отсутствие конкретики, возможно, сработало. В «Я, Клавдий», эпическом сериале BBC, снятом по роману Роберта Грейвса, Августу нравилась фраза «быстро, как вареная спаржа». Его жена рассмеялась и сделала ему замечание. Император ответил: «Это мое выражение, и я буду использовать его, когда захочу». Алан Гринспен его бы одобрил.