31 июля 2024 БКС Экспресс
Инфляция — понятие, которое знакомо человеку, даже несвязанному с финансовыми рынками, так как именно она съедает нашу заработную плату, сбережения и увеличивает расходы. Инвесторы хотят ее обогнать, а центробанки — обуздать и загнать в определенные рамки. Почему? Разбираемся в данном материале.
Общие понятия
• Инфляция — это устойчивое повышение общего уровня цен на товары и услуги в экономике. Обратный процесс — снижение общего уровня цен — называют дефляцией. Растут цены, растет инфляция, цены падают — инфляция тоже.
• Гиперинфляция — галопирующий рост цен. Критерии ее измерения разные. Как правило, это рост цен свыше 30% в месяц и более. Чаще всего активный рост показателя наблюдается в период войн, революций, резкой смены власти. Хорошим примером может стать Россия 1990-х. Так, в 1992 г. цены выросли в 26 раз в результате их либерализации. Более современным примером гиперинфляции является Венесуэла. В 2022 г. инфляция в стране составила 234%.
Порядок расчета
Принцип расчета инфляции прост: Росстат берет цену корзины товаров за прошлый год, сравнивает с ценами в этом году и считает прирост в процентах. Этот прирост и есть инфляция. То есть инфляция 5% означает, что за год цены в среднем по России выросли на 5%.
Текущий уровень инфляции в нашей стране по итогам июня составляет 8,6%.
Инфляцию рассчитывают не только в годовом формате, но также в месячном и даже недельном. Недельные данные являются предварительными и рассчитываются по ограниченному кругу товаров, поэтому по итогам месяца могут быть скорректированы. Публикуется недельная инфляция каждую среду.
Также можно посчитать накопленную инфляцию за конкретный период.
Как формируется потребительская корзина
Корзина товаров в каждой стране может отличаться и иметь особенности. В России она в большей степени состоит из продовольственных товаров и коммунальных услуг с наибольшим спросом. На динамику инфляции в нашей стране влияет и доля импортных товаров в потребительской корзине.
Такая корзина является неизменной в течение всего года, но, например, в следующем может быть пересмотрена. Как правило, из нее выпадают товары или услуги, спрос на которые резко снизился по разным причинам. Еще 15 лет назад Росстат держал в ней и рассчитывал изменение цен на DVD-диски, позже по очевидным причинам убрал.
Динамика цен на товары может быть разная: одни растут в цене быстрее, другие — медленнее. По каким-то рост исключительно сезонный. Чтобы посмотреть, как меняются цены, если исключить наиболее волатильные позиции из корзины, рассчитывается базовая инфляция.
Кто и как собирает данные
Данные собирают сотрудники Росстата, которые именуются регистраторами. Они посещают торговые точки в крупных и средних городах России (порядка 282 городов), также собирают данные онлайн. Фактически регистраторы обрабатывают информацию, полученную от нескольких десятков тысяч организаций. Эти информационные массивы обобщаются, структурируются и сравниваются с аналогичными за предыдущий период. Всего Росстат мониторит цены на 775 тыс. товаров и услуг одновременно.
Влияние и причины таргетирования
Сегодня уровень инфляции, индекс потребительских цен (ИПЦ) или его аналоги лежат в основе денежно-кредитной политики многих стран мира, в частности США, России, Японии, Великобритании и Евросоюза.
Дело в том, что на динамику индекса влияет много факторов. В частности:
• Уровень заработной платы и доходов населения. Если доходы растут, потребитель увеличивает расходы, спрос растет, растут и цены.
• Уровень безработицы. Высокий уровень занятости говорит о стабильности доходов населения: если люди работают, значит, у них есть деньги, которые они тратят, — спрос и цены снова растут.
• Темпы роста производства и деловая активность. Высокие темпы роста промышленного производства и деловой активности — это хорошо, но в меру, чрезмерный рост может разгонять инфляцию. Слишком низкий уровень — плохо. Дефицит товаров также ведет к росту цен. Нужна золотая середина.
• Расходы на личное потребление. Больше тратим — выше цены.
• Импортозависимость. Большая доля импортных товаров в структуре потребления часто приводит к росту инфляции из-за курсовых колебаний.
Соответственно, высокий уровень инфляции указывает на то, что в каком-то из вышеперечисленных показателей есть перекос, а, возможно, сразу в нескольких. Когда уровень инфляции в балансе, не низкий и не высокий, то это указывает на баланс по остальным макростатистическим показателям.
Таким образом, таргетируя инфляцию, центробанки стремятся привести экономику к равновесию. Один из ключевых способов перехода к такому состоянию — через изменение денежно-кредитных условий посредством повышения или понижения процентных ставок. Рост процентной ставки приводит к удорожанию заемных средств и сокращению денежной массы в экономике, в итоге инфляция замедляет свой рост. Когда ситуация стабилизируется, регулятор постепенно смягчает условия кредитования, так как длительное удержание высоких ставок приводит к негативным последствиям.
Также существует еще ряд инструментов, позволяющих приблизиться к намеченному таргету.
Как обогнать
На долгосрочном горизонте догнать инфляцию можно с помощью инструментов с фиксированной доходностью, в частности облигаций. По-настоящему перегнать рост цен можно, скорее, добавив в портфель акции. Об этом читайте в специальном материале.
В то же время сегодня складывается неплохая ситуация и в долгосрочных гособлигациях. Доходность 10-леток гораздо выше текущей инфляции. То есть, покупая долгосрочные ОФЗ с доходностью выше 16% годовых сегодня, вы будете обгонять подобный уровень инфляции на протяжении 10–14 лет.
Если вы опасаетесь, что инфляция будет расти, а вслед за ней и процентные ставки, можно добавить в портфель облигации с плавающим купоном
Общие понятия
• Инфляция — это устойчивое повышение общего уровня цен на товары и услуги в экономике. Обратный процесс — снижение общего уровня цен — называют дефляцией. Растут цены, растет инфляция, цены падают — инфляция тоже.
• Гиперинфляция — галопирующий рост цен. Критерии ее измерения разные. Как правило, это рост цен свыше 30% в месяц и более. Чаще всего активный рост показателя наблюдается в период войн, революций, резкой смены власти. Хорошим примером может стать Россия 1990-х. Так, в 1992 г. цены выросли в 26 раз в результате их либерализации. Более современным примером гиперинфляции является Венесуэла. В 2022 г. инфляция в стране составила 234%.
Порядок расчета
Принцип расчета инфляции прост: Росстат берет цену корзины товаров за прошлый год, сравнивает с ценами в этом году и считает прирост в процентах. Этот прирост и есть инфляция. То есть инфляция 5% означает, что за год цены в среднем по России выросли на 5%.
Текущий уровень инфляции в нашей стране по итогам июня составляет 8,6%.
Инфляцию рассчитывают не только в годовом формате, но также в месячном и даже недельном. Недельные данные являются предварительными и рассчитываются по ограниченному кругу товаров, поэтому по итогам месяца могут быть скорректированы. Публикуется недельная инфляция каждую среду.
Также можно посчитать накопленную инфляцию за конкретный период.
Как формируется потребительская корзина
Корзина товаров в каждой стране может отличаться и иметь особенности. В России она в большей степени состоит из продовольственных товаров и коммунальных услуг с наибольшим спросом. На динамику инфляции в нашей стране влияет и доля импортных товаров в потребительской корзине.
Такая корзина является неизменной в течение всего года, но, например, в следующем может быть пересмотрена. Как правило, из нее выпадают товары или услуги, спрос на которые резко снизился по разным причинам. Еще 15 лет назад Росстат держал в ней и рассчитывал изменение цен на DVD-диски, позже по очевидным причинам убрал.
Динамика цен на товары может быть разная: одни растут в цене быстрее, другие — медленнее. По каким-то рост исключительно сезонный. Чтобы посмотреть, как меняются цены, если исключить наиболее волатильные позиции из корзины, рассчитывается базовая инфляция.
Кто и как собирает данные
Данные собирают сотрудники Росстата, которые именуются регистраторами. Они посещают торговые точки в крупных и средних городах России (порядка 282 городов), также собирают данные онлайн. Фактически регистраторы обрабатывают информацию, полученную от нескольких десятков тысяч организаций. Эти информационные массивы обобщаются, структурируются и сравниваются с аналогичными за предыдущий период. Всего Росстат мониторит цены на 775 тыс. товаров и услуг одновременно.
Влияние и причины таргетирования
Сегодня уровень инфляции, индекс потребительских цен (ИПЦ) или его аналоги лежат в основе денежно-кредитной политики многих стран мира, в частности США, России, Японии, Великобритании и Евросоюза.
Дело в том, что на динамику индекса влияет много факторов. В частности:
• Уровень заработной платы и доходов населения. Если доходы растут, потребитель увеличивает расходы, спрос растет, растут и цены.
• Уровень безработицы. Высокий уровень занятости говорит о стабильности доходов населения: если люди работают, значит, у них есть деньги, которые они тратят, — спрос и цены снова растут.
• Темпы роста производства и деловая активность. Высокие темпы роста промышленного производства и деловой активности — это хорошо, но в меру, чрезмерный рост может разгонять инфляцию. Слишком низкий уровень — плохо. Дефицит товаров также ведет к росту цен. Нужна золотая середина.
• Расходы на личное потребление. Больше тратим — выше цены.
• Импортозависимость. Большая доля импортных товаров в структуре потребления часто приводит к росту инфляции из-за курсовых колебаний.
Соответственно, высокий уровень инфляции указывает на то, что в каком-то из вышеперечисленных показателей есть перекос, а, возможно, сразу в нескольких. Когда уровень инфляции в балансе, не низкий и не высокий, то это указывает на баланс по остальным макростатистическим показателям.
Таким образом, таргетируя инфляцию, центробанки стремятся привести экономику к равновесию. Один из ключевых способов перехода к такому состоянию — через изменение денежно-кредитных условий посредством повышения или понижения процентных ставок. Рост процентной ставки приводит к удорожанию заемных средств и сокращению денежной массы в экономике, в итоге инфляция замедляет свой рост. Когда ситуация стабилизируется, регулятор постепенно смягчает условия кредитования, так как длительное удержание высоких ставок приводит к негативным последствиям.
Также существует еще ряд инструментов, позволяющих приблизиться к намеченному таргету.
Как обогнать
На долгосрочном горизонте догнать инфляцию можно с помощью инструментов с фиксированной доходностью, в частности облигаций. По-настоящему перегнать рост цен можно, скорее, добавив в портфель акции. Об этом читайте в специальном материале.
В то же время сегодня складывается неплохая ситуация и в долгосрочных гособлигациях. Доходность 10-леток гораздо выше текущей инфляции. То есть, покупая долгосрочные ОФЗ с доходностью выше 16% годовых сегодня, вы будете обгонять подобный уровень инфляции на протяжении 10–14 лет.
Если вы опасаетесь, что инфляция будет расти, а вслед за ней и процентные ставки, можно добавить в портфель облигации с плавающим купоном
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба