Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Поделись продукцией своей: что такое шеринг-экономика — плюсы и минусы » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Поделись продукцией своей: что такое шеринг-экономика — плюсы и минусы

1 августа 2024 БКС Экспресс
Сегодня оплачивать временный доступ к различным благам в разных сферах может быть гораздо удобнее, чем приобретать их для постоянного пользования. Такое потребительское поведение еще называют шеринг-экономикой — от английского «to share», то есть «делиться». Что это такое и почему совместное потребление набирает обороты?

Общество изменилось

Обладание материальными благами как признак успеха, которое было настоящим всемирным трендом в прошлом веке, постепенно отошло на второй план. Сегодня многие люди предпочитают обмениваться вещами или одалживать их во временное пользование вместо того, чтобы покупать. Такую экономическую модель принято называть совместным потреблением, или шеринг-экономикой.

Сегодня она окружает нас буквально везде. Мы пользуемся стриминговыми-сервисами, чтобы смотреть кино или слушать музыку без необходимости покупать их навсегда. Читаем книги в библиотеках. Посещаем коворкинги. Пользуемся услугами кар- или кикшеринга, чтобы быстрее доехать до пункта назначения, или арендуем жилье.

Шеринг начал стремительно развиваться с совершенствованием технологий: сделки на этом рынке проводятся на онлайн-сервисах.

Делиться — это всегда хорошо?

Благодаря совместному потреблению людям удается избежать сопутствующих трат на различные блага. Если брать что-то на время, потребность регулярно содержать, страховать или чинить это отпадает. Более того, владельцы вещей со сдачи их в пользование получают пассивных доход.

Некоторые покупки в целом могут быть непрактичными. Например, если семья из трех человек хочет отправиться в туристический заезд, покупать сразу три велосипеда крайне невыгодно. Особенно с учетом их обслуживания и потребности где-то хранить.

Если пока вы не располагаете средствами на крупную покупку, вроде квартиры, экономика совместного потребления дает возможность временно воспользоваться ею. Допустим, взять в аренду.

Многие отмечают экологичность и экономичность шеринга. Если какой-либо вещью или техникой пользуются сразу несколько человек, это позволяет ей выполнять свою функцию множество раз — потребность в ее перепроизводстве значительно уменьшается, а значит, снижается и негативное влияние на природу.

С помощью шеринговых проектов и приложений люди могут за короткий срок подбирать подходящие услуги или товары. Это обусловлено наличием достаточно обширной базы пользователей и возможностью оставлять отзывы, по которым судят о качестве опубликованных предложений. Более того, такие сервисы дают возможность объединяться в сообщества, где люди помогают друг другу рекомендациями и прочим.

К минусам шеринга можно отнести:

• Уровень конфиденциальности и безопасности — для сдачи в аренду собственности требуется делиться личными данными, а клиент может повредить данный ему предмет или объект.

• Риск не получить оплату, если попадется недобросовестный клиент — это повлечет издержки для восстановления имущества и судебных разбирательств.

• Нестабильный способ заработка — использование соответствующих сервисов не гарантирует постоянного дохода, а больше подходит для получения дополнительной прибыли.

• Многие сделки здесь не оформляются официально и считаются «серыми», а госрегулирование шеринговых операций недостаточно развито. Помимо прочего, это приводит к недополучению налогов в бюджет.

Бизнес на щедрости

Сегодня в разных странах есть компании-представители разнообразного шеринга: от авто до предметов одежды. Приведем наиболее популярные и востребованные примеры из разных стран.

• Поиск ночлега. Американский Airbnb и российский Суточно.ру предлагают арендовать разные виды жилья. Кстати, первая компания ежегодно обслуживает на 22% больше туристов, чем всемирноизвестная сеть отелей Hilton.

В соцсети CouchSurfing путешественники ищут место для ночевки в обмен на готовку или талант рассказчика. Также в мире набирают популярность коливинговые сети — когда незнакомцы ищут сожителей по интересам.

• Транспорт для разных целей. Сегодня без проблем можно арендовать необходимый транспорт. Например, воспользоваться автомобилем можно через сервис «Яндекс Драйв» и Делимобиль.

Карпулинг, то есть использование машины вместе с кем-то, предлагает BlaBlaCar. Взять в аренду велосипед можно через сервис Велобайк, а воспользоваться услугой кикшеринга, то есть позаимствовать самокат, позволяет Whoosh и Urent.

При желании можно взять на время даже яхту или частный самолет — последнее, например, позволяет сервис JetSmarter.

• Рабочее пространство. С развитием технологий и на фоне пандемии, когда все были вынуждены работать из дома, альтернативные способы работы стали крайне популярны. Со временем стал пользоваться спросом гибрид удаленки и офисной работы — коворкинг.

А еще сегодня независимые профессионалы могут искать клиентов через специальные сервисы — например, Profi.ru, «Яндекс Услуги» и прочие.

• Товары на время или насовсем. Абсолютное разнообразие товаров можно брать в аренду или покупать на таких сервисах, как Авито и Юла.

В Китае, например, и вовсе есть отдельный сервис для аренды зонтов, который называется Sharing E Umbrella, а в Германии — аналогичный Conjoule. А еще в КНР доступен шеринг стиральных и сушильных машин.

Перспективы совместного потребления

В 2022 г. объем шеринговой экономики во всем мире достиг показателя в $145,2 млрд и продолжает расти. Например, в прошлом году только в РФ число покупок в сегменте шеринг-экономики увеличилось более чем на 20%. По оценке PwC, к 2025 г. объем такой экономики достигнет $335 млрд против $15 млрд в 2015 г.