Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Зачем маркетплей­сам собственные банки » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Зачем маркетплей­сам собственные банки

18 августа 2024 Тинькофф Банк Шаболкин Сергей
И как они помогают им экономить миллиарды рублей

В 2021 году маркетплейсы устроили флешмоб: в феврале Wildberries приобрел «Стандарт-кредит», который позднее переименовали в «Вайлдберриз Банк». В мае Ozon завершил сделку по покупке «Оней-банка», который сейчас известен как «Ozon Банк». В июле того же года «Яндекс» купил банк «Акрополь» — и так появился «Яндекс Банк». К 2024 году роль этих банков в работе маркетплейсов выросла настолько, что классические банки попросили Центробанк как-то их приструнить.

Расскажу, зачем крупным торговым онлайн-площадкам нужны свои кредитные организации.

Снизить издержки на транзакции

Предприниматели пользуются эквайрингом — услугой банка по приему безналичной оплаты в интернете и офлайновых магазинах. Бизнесу приходится оплачивать эти услуги, так как банк обслуживает расчетный счет.

Комиссию за операцию также берут банк — эмитент карты покупателя и платежная система, например «Мир», через которую проходит транзакция между банком-эквайером и банком-эмитентом. Конечные расходы бизнеса на транзакции могут доходить до 5%. Так как за год через крупные маркетплейсы проводят транзакции на сотни миллиардов рублей, то их конечные расходы на эквайринг могут составлять несколько миллиардов.

В 2021 году Ozon потратил на прием платежей 7,7 млрд рублей, а в 2023 году — уже 6,9 млрд. При этом объем оборота товаров и услуг за этот период вырос с 455 млрд до 1,8 трлн рублей. Судя по всему, маркетплейс смог сэкономить на приеме платежей, так как часть транзакций проходила через «Ozon Банк».

Привлечь скидками покупателей

Wildberries, Ozon и «Яндекс Маркет» экономят на транзакциях и сэкономленными деньгами готовы поделиться с покупателями, поэтому многие товары можно купить дешевле, если использовать банковские решения конкретного маркетплейса.

На Wildberries такая скидка в среднем может доходить до 4%, на Ozon и «Яндекс Маркете» — до 3%. Таким образом, покупать товары в крупных маркетплейсах с собственными банками становится выгоднее, чем в интернет-магазинах, которые не могут предоставить подобные скидки.

Классическим банкам такая ситуация не нравится. Мало того что они не зарабатывают миллиарды рублей на транзакциях, так еще и их дебетовые и кредитные карты становятся менее привлекательными в глазах потребителей, так как с их помощью нельзя получить скидки на популярных торговых площадках. Все вкусное мороженое достается маркетплейсам и их клиентам.

Поэтому банки и попросили ЦБ как-то отрегулировать ситуацию. Возможно, такие скидки могут вскоре исчезнуть. Но для этого придется доказать, что они нарушают конкурентные условия и дискриминируют других участников рынка.

Почему маркетплейсы покупают банки, а не создают их

Нельзя просто так взять и открыть банк. Сначала необходимо зарегистрировать юридическое лицо, а после подать заявление и список документов в Центральный банк на получение банковской лицензии. Кроме этого, владелец компании должен внести в уставный капитал минимум 300 млн рублей на получение базовой лицензии.

Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 19.12.2023) «О банках и банковской деятельности», ст. 15

Получение лицензии может занять до полугода, и только после этого компания сможет начать работу как банк и налаживать бизнес-процессы. А выход на полноценную работу может потребовать еще полгода.

Маркетплейсам проще купить готовый банк и постепенно оптимизировать его работу под свои нужды.


Заработать на продавцах

Имея свой банк, маркетплейсы не только сокращают издержки на транзакции, но и зарабатывают. Например, предоставляют услуги продавцам — подключают собственный эквайринг, дают кредиты под залог нереализованной продукции. Ведь у маркетплейсов обширная статистика успешности продавцов, которая позволяет снизить количество просрочек по кредитам. А у продавцов не так много возможностей взять кредит на расширение бизнеса на стороне, так как для обычных банков они рисковые клиенты.

Прибыль банков маркетплейсов, тысяч рублей

Зачем маркетплей­сам собственные банки


Заработать на покупателях

На физических лицах банки маркетплейсов зарабатывают через проведение платежей по картам, которые они выпустили. Свои дебетовые карты эмитируют «Оzon Банк» и «Яндекс Банк», и ими можно оплачивать покупки в офлайновых магазинах. А в «Яндекс Банке» можно еще и взять потребительский кредит.

Кроме этого, у Ozon и «Яндекс Маркета» есть свои сервисы BNPL, которые позволяют покупателям оплачивать покупку частями. А модуль «Яндекс Сплит» могут размещать у себя другие интернет-магазины, и клиент может воспользоваться этим сервисом вне экосистемы «Яндекса». Wildberries только тестирует собственную систему BNPL и пока пользуется чужими.

Покупка в рассрочку повышает объемы продаж на маркетплейсах и увеличивает средний чек, так как позволяет приобретать больше товаров здесь и сейчас и меньше тратить собственных денег. А если покупателю нужна длинная рассрочка, то ему придется заплатить комиссию, и маркетплейсы на этом заработают.

Что в итоге

Крупные российские маркетплейсы приобрели уже готовые банки, потому что для них это проще, чем создавать кредитную организацию с нуля.

Свои банки позволяют маркетплейсам зарабатывать и снижать издержки на проведении транзакций, а сэкономленные деньги они направляют на стимулирование спроса. Если клиент покупает товар с помощью банковских сервисов маркетплейса, то цена будет на несколько процентов меньше, чем если платить картами других банков.

Еще после приобретения банков у маркетплейсов появились свои BNPL-сервисы, которые позволяют приобрести товар сразу же, а оплачивать частями в течение нескольких месяцев. Оплата частями стимулирует покупателей делать больше покупок. А если покупателю нужна длинная рассрочка, то он заплатит дополнительную комиссию банку маркетплейса.

https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу