18 августа 2024 Тинькофф Банк Шаболкин Сергей
И как они помогают им экономить миллиарды рублей
В 2021 году маркетплейсы устроили флешмоб: в феврале Wildberries приобрел «Стандарт-кредит», который позднее переименовали в «Вайлдберриз Банк». В мае Ozon завершил сделку по покупке «Оней-банка», который сейчас известен как «Ozon Банк». В июле того же года «Яндекс» купил банк «Акрополь» — и так появился «Яндекс Банк». К 2024 году роль этих банков в работе маркетплейсов выросла настолько, что классические банки попросили Центробанк как-то их приструнить.
Расскажу, зачем крупным торговым онлайн-площадкам нужны свои кредитные организации.
Снизить издержки на транзакции
Предприниматели пользуются эквайрингом — услугой банка по приему безналичной оплаты в интернете и офлайновых магазинах. Бизнесу приходится оплачивать эти услуги, так как банк обслуживает расчетный счет.
Комиссию за операцию также берут банк — эмитент карты покупателя и платежная система, например «Мир», через которую проходит транзакция между банком-эквайером и банком-эмитентом. Конечные расходы бизнеса на транзакции могут доходить до 5%. Так как за год через крупные маркетплейсы проводят транзакции на сотни миллиардов рублей, то их конечные расходы на эквайринг могут составлять несколько миллиардов.
В 2021 году Ozon потратил на прием платежей 7,7 млрд рублей, а в 2023 году — уже 6,9 млрд. При этом объем оборота товаров и услуг за этот период вырос с 455 млрд до 1,8 трлн рублей. Судя по всему, маркетплейс смог сэкономить на приеме платежей, так как часть транзакций проходила через «Ozon Банк».
Привлечь скидками покупателей
Wildberries, Ozon и «Яндекс Маркет» экономят на транзакциях и сэкономленными деньгами готовы поделиться с покупателями, поэтому многие товары можно купить дешевле, если использовать банковские решения конкретного маркетплейса.
На Wildberries такая скидка в среднем может доходить до 4%, на Ozon и «Яндекс Маркете» — до 3%. Таким образом, покупать товары в крупных маркетплейсах с собственными банками становится выгоднее, чем в интернет-магазинах, которые не могут предоставить подобные скидки.
Классическим банкам такая ситуация не нравится. Мало того что они не зарабатывают миллиарды рублей на транзакциях, так еще и их дебетовые и кредитные карты становятся менее привлекательными в глазах потребителей, так как с их помощью нельзя получить скидки на популярных торговых площадках. Все вкусное мороженое достается маркетплейсам и их клиентам.
Поэтому банки и попросили ЦБ как-то отрегулировать ситуацию. Возможно, такие скидки могут вскоре исчезнуть. Но для этого придется доказать, что они нарушают конкурентные условия и дискриминируют других участников рынка.
Заработать на продавцах
Имея свой банк, маркетплейсы не только сокращают издержки на транзакции, но и зарабатывают. Например, предоставляют услуги продавцам — подключают собственный эквайринг, дают кредиты под залог нереализованной продукции. Ведь у маркетплейсов обширная статистика успешности продавцов, которая позволяет снизить количество просрочек по кредитам. А у продавцов не так много возможностей взять кредит на расширение бизнеса на стороне, так как для обычных банков они рисковые клиенты.
Прибыль банков маркетплейсов, тысяч рублей
Заработать на покупателях
На физических лицах банки маркетплейсов зарабатывают через проведение платежей по картам, которые они выпустили. Свои дебетовые карты эмитируют «Оzon Банк» и «Яндекс Банк», и ими можно оплачивать покупки в офлайновых магазинах. А в «Яндекс Банке» можно еще и взять потребительский кредит.
Кроме этого, у Ozon и «Яндекс Маркета» есть свои сервисы BNPL, которые позволяют покупателям оплачивать покупку частями. А модуль «Яндекс Сплит» могут размещать у себя другие интернет-магазины, и клиент может воспользоваться этим сервисом вне экосистемы «Яндекса». Wildberries только тестирует собственную систему BNPL и пока пользуется чужими.
Покупка в рассрочку повышает объемы продаж на маркетплейсах и увеличивает средний чек, так как позволяет приобретать больше товаров здесь и сейчас и меньше тратить собственных денег. А если покупателю нужна длинная рассрочка, то ему придется заплатить комиссию, и маркетплейсы на этом заработают.
Что в итоге
Крупные российские маркетплейсы приобрели уже готовые банки, потому что для них это проще, чем создавать кредитную организацию с нуля.
Свои банки позволяют маркетплейсам зарабатывать и снижать издержки на проведении транзакций, а сэкономленные деньги они направляют на стимулирование спроса. Если клиент покупает товар с помощью банковских сервисов маркетплейса, то цена будет на несколько процентов меньше, чем если платить картами других банков.
Еще после приобретения банков у маркетплейсов появились свои BNPL-сервисы, которые позволяют приобрести товар сразу же, а оплачивать частями в течение нескольких месяцев. Оплата частями стимулирует покупателей делать больше покупок. А если покупателю нужна длинная рассрочка, то он заплатит дополнительную комиссию банку маркетплейса.
https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
В 2021 году маркетплейсы устроили флешмоб: в феврале Wildberries приобрел «Стандарт-кредит», который позднее переименовали в «Вайлдберриз Банк». В мае Ozon завершил сделку по покупке «Оней-банка», который сейчас известен как «Ozon Банк». В июле того же года «Яндекс» купил банк «Акрополь» — и так появился «Яндекс Банк». К 2024 году роль этих банков в работе маркетплейсов выросла настолько, что классические банки попросили Центробанк как-то их приструнить.
Расскажу, зачем крупным торговым онлайн-площадкам нужны свои кредитные организации.
Снизить издержки на транзакции
Предприниматели пользуются эквайрингом — услугой банка по приему безналичной оплаты в интернете и офлайновых магазинах. Бизнесу приходится оплачивать эти услуги, так как банк обслуживает расчетный счет.
Комиссию за операцию также берут банк — эмитент карты покупателя и платежная система, например «Мир», через которую проходит транзакция между банком-эквайером и банком-эмитентом. Конечные расходы бизнеса на транзакции могут доходить до 5%. Так как за год через крупные маркетплейсы проводят транзакции на сотни миллиардов рублей, то их конечные расходы на эквайринг могут составлять несколько миллиардов.
В 2021 году Ozon потратил на прием платежей 7,7 млрд рублей, а в 2023 году — уже 6,9 млрд. При этом объем оборота товаров и услуг за этот период вырос с 455 млрд до 1,8 трлн рублей. Судя по всему, маркетплейс смог сэкономить на приеме платежей, так как часть транзакций проходила через «Ozon Банк».
Привлечь скидками покупателей
Wildberries, Ozon и «Яндекс Маркет» экономят на транзакциях и сэкономленными деньгами готовы поделиться с покупателями, поэтому многие товары можно купить дешевле, если использовать банковские решения конкретного маркетплейса.
На Wildberries такая скидка в среднем может доходить до 4%, на Ozon и «Яндекс Маркете» — до 3%. Таким образом, покупать товары в крупных маркетплейсах с собственными банками становится выгоднее, чем в интернет-магазинах, которые не могут предоставить подобные скидки.
Классическим банкам такая ситуация не нравится. Мало того что они не зарабатывают миллиарды рублей на транзакциях, так еще и их дебетовые и кредитные карты становятся менее привлекательными в глазах потребителей, так как с их помощью нельзя получить скидки на популярных торговых площадках. Все вкусное мороженое достается маркетплейсам и их клиентам.
Поэтому банки и попросили ЦБ как-то отрегулировать ситуацию. Возможно, такие скидки могут вскоре исчезнуть. Но для этого придется доказать, что они нарушают конкурентные условия и дискриминируют других участников рынка.
Почему маркетплейсы покупают банки, а не создают их
Нельзя просто так взять и открыть банк. Сначала необходимо зарегистрировать юридическое лицо, а после подать заявление и список документов в Центральный банк на получение банковской лицензии. Кроме этого, владелец компании должен внести в уставный капитал минимум 300 млн рублей на получение базовой лицензии.
Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 19.12.2023) «О банках и банковской деятельности», ст. 15
Получение лицензии может занять до полугода, и только после этого компания сможет начать работу как банк и налаживать бизнес-процессы. А выход на полноценную работу может потребовать еще полгода.
Маркетплейсам проще купить готовый банк и постепенно оптимизировать его работу под свои нужды.
Нельзя просто так взять и открыть банк. Сначала необходимо зарегистрировать юридическое лицо, а после подать заявление и список документов в Центральный банк на получение банковской лицензии. Кроме этого, владелец компании должен внести в уставный капитал минимум 300 млн рублей на получение базовой лицензии.
Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 19.12.2023) «О банках и банковской деятельности», ст. 15
Получение лицензии может занять до полугода, и только после этого компания сможет начать работу как банк и налаживать бизнес-процессы. А выход на полноценную работу может потребовать еще полгода.
Маркетплейсам проще купить готовый банк и постепенно оптимизировать его работу под свои нужды.
Заработать на продавцах
Имея свой банк, маркетплейсы не только сокращают издержки на транзакции, но и зарабатывают. Например, предоставляют услуги продавцам — подключают собственный эквайринг, дают кредиты под залог нереализованной продукции. Ведь у маркетплейсов обширная статистика успешности продавцов, которая позволяет снизить количество просрочек по кредитам. А у продавцов не так много возможностей взять кредит на расширение бизнеса на стороне, так как для обычных банков они рисковые клиенты.
Прибыль банков маркетплейсов, тысяч рублей
Заработать на покупателях
На физических лицах банки маркетплейсов зарабатывают через проведение платежей по картам, которые они выпустили. Свои дебетовые карты эмитируют «Оzon Банк» и «Яндекс Банк», и ими можно оплачивать покупки в офлайновых магазинах. А в «Яндекс Банке» можно еще и взять потребительский кредит.
Кроме этого, у Ozon и «Яндекс Маркета» есть свои сервисы BNPL, которые позволяют покупателям оплачивать покупку частями. А модуль «Яндекс Сплит» могут размещать у себя другие интернет-магазины, и клиент может воспользоваться этим сервисом вне экосистемы «Яндекса». Wildberries только тестирует собственную систему BNPL и пока пользуется чужими.
Покупка в рассрочку повышает объемы продаж на маркетплейсах и увеличивает средний чек, так как позволяет приобретать больше товаров здесь и сейчас и меньше тратить собственных денег. А если покупателю нужна длинная рассрочка, то ему придется заплатить комиссию, и маркетплейсы на этом заработают.
Что в итоге
Крупные российские маркетплейсы приобрели уже готовые банки, потому что для них это проще, чем создавать кредитную организацию с нуля.
Свои банки позволяют маркетплейсам зарабатывать и снижать издержки на проведении транзакций, а сэкономленные деньги они направляют на стимулирование спроса. Если клиент покупает товар с помощью банковских сервисов маркетплейса, то цена будет на несколько процентов меньше, чем если платить картами других банков.
Еще после приобретения банков у маркетплейсов появились свои BNPL-сервисы, которые позволяют приобрести товар сразу же, а оплачивать частями в течение нескольких месяцев. Оплата частями стимулирует покупателей делать больше покупок. А если покупателю нужна длинная рассрочка, то он заплатит дополнительную комиссию банку маркетплейса.
https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу