Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Как менялся рынок IPO » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Как менялся рынок IPO

22 августа 2024 ИХ "Финам" Премудров Павел
В 2024 году «Финаму» исполнилось 30 лет. За это время изменился не только образ жизни российских инвесторов, но и рынок первичных размещений (IPO) в стране. Бум пришелся на 2003-2007 годы, когда более 50 российских компаний стали публичными. Finam.ru предлагает окунуться в историю становления отечественного рынка IPO.

Самое первое IPO
В апреле 2002 года «РБК Информационные Системы» стала первой компанией, разместившей свои акции на биржах ММВБ и РТС в рамках IPO. Объем размещения составил 16 млн акций номиналом 0,1 копейки, из которых 5,5 млн было размещено на РТС в долларовом эквиваленте, а остальные - на ММВБ в рублях. Цена IPO составила $0,83 или 25,86 рубля за акцию. По результатам листинга компании удалось привлечь $13,28 млн. По информации РБК, спрос на акции по предварительным заявкам превысил предложение в 5 раз. На момент IPO «РБК Информационные Системы» оценивали в $83 млн.

Алексей Примак, эксперт Института финансово-инвестиционных технологий, а на тот момент глава клиентского департамента инвесткомпании «АТОН», которая выступала андеррайтером этого IPO, вспоминает, что решение о выводе на биржу РБК принималось легко. «Первое IPO в России, мы должны участвовать, однозначно. Мы были настроены очень оптимистично. Планы у компании были грандиозные: не только ТВ запустить, но и купить несколько IT-компаний. Все было по-серьезному: роад-шоу, настоящий совет директоров с известными инвестбанкирами из крупнейших инвестдомов. Компания планировала бурный рост выручки - минимум 50%. Это было интересное и одновременно сложное событие для нас. До этого мы ни разу не проводили таких мероприятий, все было в новинку. Приходилось заставлять себя читать аналитику, и заставлять сотрудников «правильно» продавать. Но все равно не обошлось без сложностей», - делится он воспоминаниями.

«Затем случился кризис 2008 года, и появилась совсем другая компания РБК. РБК стал настоящим медиахолдингом, но не пережил кризис 2008-го», - заключил Алексей Примак.

Первопроходцы за рубеж
Но российские компании к моменту IPO РБК уже имели опыт размещений, правда, не в России. В ноябре 1996 года «Вымпелком» разместил американские депозитарные расписки на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE), став первой российской компанией, которая провела IPO за рубежом. Компания получила довольно «пафосный» тикер - VIP. Бизнесу удалось привлечь порядка $115 млн. Цена IPO была установлена на уровне $20,5 за акцию.

МТС следом за своим конкурентом в июне 2000 года разместил АДР в количестве 15 млн на бирже NYSE, став второй российской компанией, разместившей акции на зарубежной площадке. Цена IPO составила $21,5 за акцию, что соответствовало капитализации в $2,1 млрд. Всего по итогам листинга МТС привлек чуть более $350 млн.

Другие первые
В 2001 году Лондонская фондовая биржа (LSE) запустила площадку альтернативных инвестиций (AIM). Здесь в июне 2005 года Rambler Media разместила 3 млн акций новой эмиссии и чуть более 891 тыс. акций существующих акционеров, что соответствовало 25,98% уставного капитала. Цена IPO составила $10,25 за одну акцию. Компании удалось привлечь почти $40 млн в результате IPO при оценке в $150 млн. Однако в конце 2009 года акционеры Rambler проголосовали за делистинг с биржи в связи с неоправданными, по мнению компании, расходами на содержание программы. Также рыночные эксперты отмечали, что делистинг Rambler с AIM может быть причиной грядущего на тот момент IPO «Проф-медиа» (которое так и не состоялось).

В январе 2010 года «РУСАЛ» провел IPO, став первой российской компанией с основным листингом на Гонконгской фондовой бирже. Компания разместила чуть более 1,6 млрд акций по цене 10,8 гонконгского доллара за бумагу. В результате IPO компания привлекла $2,24 млрд. Весь «РУСАЛ» был оценен инвесторами в $21,05 млрд. По итогам торгов 22 августа бумаги компании закрылись в Гонконге по цене 2,34 гонконгского доллара.

Yandex отметился самым крупным IPO среди российских компаний технологического сектора. В 2011 году компания разместила акции на американской бирже NASDAQ, получив оценку в $8 млрд. По результатам первичного листинга поисковику удалось привлечь $1,3 млрд, что также стало вторым результатом среди техкомпаний в США после Google - $1,67 млрд в 2004 году. Yandex планировал разместить акции в диапазоне $20-22, но повысил до $24-25 в связи со спросом, заметно превышающим предложение. В итоге цена IPO составила $25 за акцию.

«Народные» IPO
В середине 2000-ых в России прошел ряд «народных» IPO. Самыми яркими примерами стали «Роснефть» и ВТБ. В 2006 году нефтяная компания привлекла $10,7 млрд, разместив 1,4 млрд бумаг на РТС, ММВБ и на LSE. Цена IPO «Роснефти» составила $7,55 за одну акцию или глобальную депозитарную расписку. В пересчете на российскую национальную валюту стоимость одной акции на тот момент составила 203 рубля. По данным компании, более 150 000 российских граждан приняли участие в размещении акций «Роснефти», инвестировав в сумме порядка $750 млн. IPO «Роснефти» стало крупнейшим в стране к 2006 году.

ВТБ подхватил тренд «народного» IPO в 2007 году, продав инвесторам более 1,5 трлн обыкновенных акций по цене 13,6 копейки за штуку. Заявки на участие в IPO банк принимал прямо в своих офисах. В ходе IPO ВТБ привлек $8 млрд. Бумаги банка начали торговаться на РТС, ММВБ и LSE. Капитализация банка оценивалась в $35,5 млрд. «Народное» IPO ВТБ по-прежнему бурно вспоминают российские инвесторы, поскольку стоимость акций никогда не поднималась выше цены размещения. Однако «взлететь» бумагам помогла их консолидация. В результате обратного сплита количество акций ВТБ, находящихся в обращении, уменьшилось в 5000 раз, а цена бумаг теперь находится около 100 рублей.

Наши дни
2021 год стал неплохим годом для российского рынка IPO. Всего на Мосбирже провели размещение 10 эмитентов на $3,7 млрд. А вот события февраля 2022 года стали поводом для многих компаний отложить планы по размещению акций.

Аналитик «Финама» Леонид Делицын отмечает, что, как и в начале XXI века, так и сейчас основным драйвером рынка IPO выступают технологические волны. При этом в настоящее время дополнительным «триггером» рынка стали внешние условия. «После начала санкционного периода, ухода западных поставщиков и укрепления государства в намерении заместить импорт, стало ясно, что у российских IT-компаний есть колоссальный потенциал роста. Многие уже были фактически готовы к IPO. Более того, создалась уникальная ситуация, когда быстрорастущие IT-компании еще и окупались, и даже оказались способны платить дивиденды. После того, как инвесторы начали активно покупать акции «Позитива» и расхватывать акции «Астры», IPO стали популярны среди инвесторов. Естественно, на этот интерес сразу отреагировали и компании «традиционной» экономики, которым требовались средства на развитие», - отмечает эксперт.

В 2023 году общая сумма восьми первичных размещений составила 41 млрд рублей. Публичными стали компании Henderson, «Южуралзолото», «Мосгорломбард», CarMoney, «Евротранс», Совкомбанк, «Астра», «Генетико». При этом основными покупателями в рамках этих IPO стали частные инвесторы.

По словам Делицына, текущий период создал историческую возможность для компаний среднего размера увеличить число эмитентов на нашем фондовом рынке. «Ещё недавно их было менее 100. Пока что можно быть уверенным, что к 2030 году на фондовом рынке появится еще 10 новых компаний. Но вполне могут появиться и сотни», - заключил Делицын.

В 2024 году на Московскую биржу вышли еще 9 новых эмитентов - «Делимобиль», «Диасофт», «Кристалл», «Европлан», «Займер», «МТС-Банк», IVA Techonogies, «ВсеИнструменты.ру» и «Элемент». Юбилейным десятым может стать оператор B2B-платформы цифровой торговли между Россией и Китаем «КИФА». Примечательно, что компания также может стать первой компанией на российском рынке с китайскими корнями.

Алексей Примак замечает, что за более чем 20 лет рынок IPO существенно изменился. «Ранее все, кто делал IPO, были вынуждены «идти на поклон» к инвестбанкам, потому что за ними стояла клиентская база. А сейчас до этой клиентской базы можно добраться проще: например, через лидеров мнений видеохостингов, через популярные Telegram-каналы и тому подобное. Ну и, конечно, снизились издержки по выходу компании на рынок: в связи с развитием рынка, IT, интернета уменьшился порог входа на рынок», - сказал он в комментарии для Finam.ru.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу